Экономика отрасли сферы услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 23:01, реферат

Описание работы

Особенность сферы сервиса в том, что, с одной стороны, она является частью общественного производства, а с другой – является элементом, формирующим социально-экономические условия и является отражением качества жизни населения.

Работа содержит 1 файл

Экономика отрасли СС.doc

— 554.00 Кб (Скачать)

Сфера услуг, ее классификация. 

    Сфера услуг – это комплекс отраслей экономики, которые обслуживают  население и удовлетворяют материальные и духовные потребности.

    Особенность сферы сервиса в том, что, с  одной стороны, она является частью общественного производства, а с другой – является элементом, формирующим социально-экономические условия и является отражением качества жизни населения.

    У населения при более высоком  уровне жизни – более высокий  спрос на услуги.

    Рынок услуг – часть общего товарного  рынка, но он имеет ряд специфических черт, которые обуславливают особый подход к предпринимательской деятельности, обеспечивающей удовлетворение спроса на услуги.

    Особенности рынка услуг:

    - высокая динамичность рыночных  процессов, обусловленная характером спроса на услуги;

    - территориальная сегментация, выражается  в том, что форма предоставления услуг и деятельность предприятий зависит от территории и конкурентности рынка;

    - локальный характер услуг;

    - высокая степень оборота капитала (преимущество в бизнесе);

    - высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры, которая обусловлена невозможностью хранения, складирования, транспортирования услуг;

    - специфика процесса оказания  услуг, обусловленная наличием  контакта продавца и покупателя;

    - высокая степень диверсификации услуг, обусловленная персонифицикацией и индивидуализацией спроса на услуги;

    - неопределенность результата деятельности  по оказанию услуг, т.к. определение качества возможно после ее потребления.

    Особенности рынка услуг распространяются и  на сферу сервиса, но она имеет и свои особенности:

    Общее – I. Различная классность предоставляемых услуг. Она охватывает практически все отраслевые виды услуг (туризм, бытовое обслуживание, швейное производство: дом модели – дом моды, ателье «Люкс», ателье, мастерские и др.).

    Такая градация предприятий сферы сервиса  обуславливает различные требования к эстетическому, функциональному  оформлению салона, к дополнительному набору консультантских и других услуг, например, индивидуальные для пошива одежды:

    - изготовление из материала мастерской или заказчика,

    - сезонное поступление заказов,

    - пошив изделий на конкретного  заказчика, формирующих технологическую неоднородность выполняющих

    - наличие услуг различной классности  и др.

    II. Комплексность услуг (турпакеты, гостиницы).

    Особенности сферы сервиса оказывают влияние  на производственную структуру предприятия:

        - цеха

        - участки

        - рабочие места

    из  размещения и взаимосвязи между  

Виды  предприятий сферы  сервиса. 

    Предприятия, оказывающие сервисные услуги, разнообразны и классифицируются следующим образом:

I по формам

собственности

- частное индивидуальное  предприятие

- частное семейное  предприятие

- частное юридическое  лицо

- государственное

- муниципальное

- со смешанной  формой собственности

II наличие прав юридического лица - юридическое  лицо

- без образования  юридического лица

III вид юридического лица - хозяйственное  общество

- АО (АООТ, АОЗТ)

- ООО

- ОДО

- хозяйственное  товарищество

- производственный  кооператив (артель)

- государственное  унитарное предприятие (ГУП)

IV уровень специализации - специализированные  предприятия сферы сервиса

- комплексные  предприятия сферы сервиса

V мощность предприятия - микропредприятия, менее 15 человек

- малые предприятия, 15 – 30 человек

- средние предприятия, 30 – 50 человек

- крупные предприятия, более 50 человек

VI форма организации - цеховая структура

- бесцеховая  структура

VII тип производства - с единичным  производством

- предприятия,  сочетающие единичный и серийный типы производства

Специфические классифицирующие признаки
VIII порядок сбыта  и реализации заказов - стационарные

- с сетью приемных  пунктов

- выездные

IX время действия - круглосуточного  действия

- периодического  действия

X метод обслуживания - предприятие  с индивидуальным обслуживанием  потребителей

- предприятие, подразделения, работающие по методу самообслуживания

- предприятия,  осуществляющие прокат предметов потребления

XI качество (классность) предоставляемых услуг - предприятия,  осуществляющие услуги «люкс»

- предприятия,  оказывающие услуги обычного  уровня качества

 
 

Классификация отраслей и кодирование  товаров и услуг. 

    Организационная структура экономики характеризует  соподчиненность и взаимосвязь  общественного производства как  по вертикали, так и по горизонтали. Эта система структур включает сотни тысяч объединений, предприятий, организаций производственного комплекса и непроизводственной сферы.

    Комплекс  экономики (единый) включает в себя:

    - отраслевые комплексы (сельское  хозяйство, транспорт и т.д.)

    - функциональные комплексы (машиностроительный, топливно-энергетический и т.д.)

    - территориальные

    - территориально-производственные отраслевые (ТПК)

    - промышленные узлы как звено  ТПК

    - социальные производственные комплексы  (сельский район, город).

    Отрасль экономики – это совокупность предприятий, производств, обладающих общностью производимой продукции, технологией и удовлетворяемых потребностей.

    В соответствии с международной стандартной  отраслевой классификацией (МСОК) отрасль  – это совокупность производственных единиц, осуществляющих одинаковый или сходный вид производственной деятельности.

    Любая отрасль состоит из большого количества взаимосвязанных подотраслей и производств.

    Структура отрасли – это состав, количественное соотношение и формы взаимосвязи  отдельных отраслей и производств.

    Отрасль формируется под воздействием многих факторов:

    - НТП, влияющий нарост ПТ

    - планируемые темпы развития всей  отрасли и его отдельных подотраслей

    - концентрация, специализация, кооперирование  и комбинирование производства

    - рост материального состояния  и культурного уровня населения

    - общественно-исторические условия  развития отраслей

    - международное разделение труда

    - укрепления позиций страны на  мировом рынке.

    Отраслей  и товаров великое множество, поэтому они должны быть систематизированы, разделены и объединены в группы, разделы, позиции, для чего вводятся понятия:

    Номенклатура – совокупность названий (система), употребляемая в отрасли науки, техники, практической деятельности.

    Товарная  номенклатура – подробный перечень товаров, распределенных по соответствующей системе классификации.

    Кодирование товаров – технический прием, в котором товар представлен в виде знака или их группы по правилам, установленным данной системой классификации.

    Кодовая система товарной номенклатуры создается целью удобной формы ее сбора, проверки, передачи и обработки.

    С 01.01.1976 по 2003г. в государстве действовал классификатор ОКОНХ, согласно которому все отрасли были разделены на две группы: производственная сфера и непроизводственная сфера.

    Этот  классификатор не обеспечивал сопоставления  со странами рыночной экономики, поэтому Постановлением Правительства РФ «О принятии и введении в действие общероссийского классификатора видов экономической деятельности» принято решение о внедрении ОКВЭД, в котором используются международные стандарты и классификации:

    1. Международный стандарт ИСО 3166-93 «Коды для представления названия стран»

    2. МСОК

    3. Международный классификатор основных  продуктов (МКОП)

    4. Международный классификатор стандартов (МКС)

    5. Международная стандартная классификация  образования (МСКО)

    6. Международный стандарт ИСО 4217-94 «Коды для представления валют и фондов»

    7. Международный стандарт классификации  занятий (МСКЗ)

    8. Стандарты ООН по международной  системе национальных счетов

    9. Международная классификация единиц  измерения ЕЭК ООН «Коды для единиц измерения, используемых в международной торговле

    10. Международный стандарт ИСО 31/0-92 «Величины и единицы измерения» и др.

    ОКВЭД предназначен для классификации  и кодирования видов экономической деятельности, заявленных хозяйствующих ссубъектов при регистрации. Коды ОКВЭД группируются по разделам.

    P. A. – Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

    P. B. – Рыболовство, рыбоводство

    P. C. – Добыча полезных ископаемых

    P. D. – обрабатывающие производства

    P. E. – производство и распределение электроэнергии, газа и воды

    P. F. – строительство

    P. G. – торговля автотранспортными средствами, мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт. Оптовая торговля.

    P. H. – Оптовая торговля

    P. I. – Розничная торговля. Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

    P. J. – Транспорт и связь

    P. K. – Финансовая деятельность

    P. L. – Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

    P. M. – Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

    P. N. – Образование

    P. O. – Здравоохранение и предоставление социальных услуг

    P. P. – Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

    P. Q. – Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства

    P. R. – Деятельность экстерриториальных организаций. 

Общероссийский  классификатор услуг  населению (ОКУН). 

    Разработан  взамен общесезонного классификатора платных услуг населению на территории РФ. ОКУН введен в действие с 1 января 1994г.

    Имеет 4 ступени деления:

    - группа

    - подгруппа

    - вид

    - услуга.

    01 – бытовые услуги

    02 – услуги пассажирского транспорта

    03 – услуги связи

    04 – ЖК услуги

    05 – услуги учреждений культуры

    06 – туристские и экскурсионные  услуги

Информация о работе Экономика отрасли сферы услуг