Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 23:01, реферат
Особенность сферы сервиса в том, что, с одной стороны, она является частью общественного производства, а с другой – является элементом, формирующим социально-экономические условия и является отражением качества жизни населения.
Сфера
услуг, ее классификация.
Сфера
услуг – это комплекс отраслей
экономики, которые обслуживают
население и удовлетворяют
Особенность сферы сервиса в том, что, с одной стороны, она является частью общественного производства, а с другой – является элементом, формирующим социально-экономические условия и является отражением качества жизни населения.
У населения при более высоком уровне жизни – более высокий спрос на услуги.
Рынок услуг – часть общего товарного рынка, но он имеет ряд специфических черт, которые обуславливают особый подход к предпринимательской деятельности, обеспечивающей удовлетворение спроса на услуги.
Особенности рынка услуг:
-
высокая динамичность рыночных
процессов, обусловленная
-
территориальная сегментация,
- локальный характер услуг;
-
высокая степень оборота
- высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры, которая обусловлена невозможностью хранения, складирования, транспортирования услуг;
-
специфика процесса оказания
услуг, обусловленная наличием
контакта продавца и
- высокая степень диверсификации услуг, обусловленная персонифицикацией и индивидуализацией спроса на услуги;
-
неопределенность результата
Особенности рынка услуг распространяются и на сферу сервиса, но она имеет и свои особенности:
Общее – I. Различная классность предоставляемых услуг. Она охватывает практически все отраслевые виды услуг (туризм, бытовое обслуживание, швейное производство: дом модели – дом моды, ателье «Люкс», ателье, мастерские и др.).
Такая
градация предприятий сферы сервиса
обуславливает различные
- изготовление из материала мастерской или заказчика,
- сезонное поступление заказов,
-
пошив изделий на конкретного
заказчика, формирующих
-
наличие услуг различной
II. Комплексность услуг (турпакеты, гостиницы).
Особенности
сферы сервиса оказывают
- цеха
- участки
- рабочие места
из
размещения и взаимосвязи между
Виды
предприятий сферы
сервиса.
Предприятия, оказывающие сервисные услуги, разнообразны и классифицируются следующим образом:
I | по формам
собственности |
- частное индивидуальное
предприятие
- частное семейное предприятие - частное юридическое лицо - государственное - муниципальное - со смешанной формой собственности |
II | наличие прав юридического лица | - юридическое
лицо
- без образования юридического лица |
III | вид юридического лица | - хозяйственное
общество
- АО (АООТ, АОЗТ) - ООО - ОДО - хозяйственное товарищество - производственный кооператив (артель) - государственное унитарное предприятие (ГУП) |
IV | уровень специализации | - специализированные
предприятия сферы сервиса
- комплексные предприятия сферы сервиса |
V | мощность предприятия | - микропредприятия,
менее 15 человек
- малые предприятия, 15 – 30 человек - средние предприятия, 30 – 50 человек - крупные предприятия, более 50 человек |
VI | форма организации | - цеховая структура
- бесцеховая структура |
VII | тип производства | - с единичным
производством
- предприятия,
сочетающие единичный и |
Специфические классифицирующие признаки | ||
VIII | порядок сбыта и реализации заказов | - стационарные
- с сетью приемных пунктов - выездные |
IX | время действия | - круглосуточного
действия
- периодического действия |
X | метод обслуживания | - предприятие
с индивидуальным - предприятие, подразделения, работающие по методу самообслуживания - предприятия,
осуществляющие прокат |
XI | качество (классность) предоставляемых услуг | - предприятия,
осуществляющие услуги «люкс»
- предприятия, оказывающие услуги обычного уровня качества |
Классификация
отраслей и кодирование
товаров и услуг.
Организационная
структура экономики
Комплекс экономики (единый) включает в себя:
-
отраслевые комплексы (
-
функциональные комплексы (
- территориальные
-
территориально-
- промышленные узлы как звено ТПК
-
социальные производственные
Отрасль экономики – это совокупность предприятий, производств, обладающих общностью производимой продукции, технологией и удовлетворяемых потребностей.
В соответствии с международной стандартной отраслевой классификацией (МСОК) отрасль – это совокупность производственных единиц, осуществляющих одинаковый или сходный вид производственной деятельности.
Любая отрасль состоит из большого количества взаимосвязанных подотраслей и производств.
Структура
отрасли – это состав, количественное
соотношение и формы
Отрасль формируется под воздействием многих факторов:
- НТП, влияющий нарост ПТ
-
планируемые темпы развития
- концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства
- рост материального состояния и культурного уровня населения
-
общественно-исторические
- международное разделение труда
- укрепления позиций страны на мировом рынке.
Отраслей и товаров великое множество, поэтому они должны быть систематизированы, разделены и объединены в группы, разделы, позиции, для чего вводятся понятия:
Номенклатура – совокупность названий (система), употребляемая в отрасли науки, техники, практической деятельности.
Товарная номенклатура – подробный перечень товаров, распределенных по соответствующей системе классификации.
Кодирование товаров – технический прием, в котором товар представлен в виде знака или их группы по правилам, установленным данной системой классификации.
Кодовая система товарной номенклатуры создается целью удобной формы ее сбора, проверки, передачи и обработки.
С 01.01.1976 по 2003г. в государстве действовал классификатор ОКОНХ, согласно которому все отрасли были разделены на две группы: производственная сфера и непроизводственная сфера.
Этот классификатор не обеспечивал сопоставления со странами рыночной экономики, поэтому Постановлением Правительства РФ «О принятии и введении в действие общероссийского классификатора видов экономической деятельности» принято решение о внедрении ОКВЭД, в котором используются международные стандарты и классификации:
1.
Международный стандарт ИСО
2. МСОК
3.
Международный классификатор
4.
Международный классификатор
5.
Международная стандартная
6.
Международный стандарт ИСО
7.
Международный стандарт
8.
Стандарты ООН по
9.
Международная классификация
10.
Международный стандарт ИСО 31/
ОКВЭД
предназначен для классификации
и кодирования видов
P. A. – Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
P. B. – Рыболовство, рыбоводство
P. C. – Добыча полезных ископаемых
P. D. – обрабатывающие производства
P. E. – производство и распределение электроэнергии, газа и воды
P. F. – строительство
P. G. – торговля автотранспортными средствами, мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт. Оптовая торговля.
P. H. – Оптовая торговля
P. I. – Розничная торговля. Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования
P. J. – Транспорт и связь
P. K. – Финансовая деятельность
P. L. – Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
P. M. – Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
P. N. – Образование
P. O. – Здравоохранение и предоставление социальных услуг
P. P. – Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
P. Q. – Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства
P.
R. – Деятельность экстерриториальных
организаций.
Общероссийский
классификатор услуг
населению (ОКУН).
Разработан взамен общесезонного классификатора платных услуг населению на территории РФ. ОКУН введен в действие с 1 января 1994г.
Имеет 4 ступени деления:
- группа
- подгруппа
- вид
- услуга.
01 – бытовые услуги
02
– услуги пассажирского
03 – услуги связи
04 – ЖК услуги
05 – услуги учреждений культуры
06 – туристские и экскурсионные услуги