Естественные монополии и регулируемые рынки в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:37, реферат

Описание работы

Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.

Работа содержит 1 файл

Xerox001.doc

— 1.18 Мб (Скачать)

    Услуги газообеспечения являются заключительным элементом в цепочке создания ценностей в процессе добычи, переработки, транспортировки и распределения газа, и могут быть отнесены к категории сбытовой деятельности. В комплексе логистики (распределительной торговой сети, а в газообеспечениинаселения -- это региональные газораспределительные системы) единственным элементом, который способствует накоплению ресурсов компании, является цена на услугу по газообеспечению (доход = цена х количество продукции). Любая иная деятельность компании в рамках логистики является затратной и осуществляется с надеждой получить прибыль. В газовой отрасли как естественной монополии принята тарифная система оплат услуг газообеспечения. По своей экономической сути тариф должен обеспечивать возмещение экономически обоснованных затрат, уплаченных налогов и других платежей в бюджет республики, а также включать в себя прибыль, достаточную для эффективного функционирования газотранспортной организации. При фиксированных тарифах и неизменных производственных мощностях (что характерно для газотранспортной сети) газотранспортная компания узаконенно может получать сверхприбыль (квазиренту), но только в области рациональных значений собственных издержек обращения.

    Тарифная политика в ценообразовании на услуги газообеспечения потребителей, основанная на затратных принципах и регулирующая (ограничивающая) рентабельность (доходность) газотранспортной компании, ставит проблему развития газотранспортной сети (и компании в частности) в зависимость от государственных приоритетов и программ экономического и социального развития республики. Привлечение инвесторов, в том числе зарубежных, на газовый рынок в сферу услуг газообеспечения потребителей требует от газотранспортной компании разработки и реализации эффективной и прозрачной стратегии, приоритетной целью которой должно являтьсяпредоставление потребителю услуги газообеспечения в соответствии с его требованиями.

    Несмотря на повышенный интерес отечественных и зарубежных специалистов к методологическим проблемам управления инновационно-инвестиционной деятельностью компаний [2, 14, 16, 20, 36], применительно к газовому рынку этому вопросу уделяется явно недостаточное внимание. По этой причине решение задачи разработки методологии управления стратегическимразвитием сферы оказания услуг газообеспечения потребителей является актуальной проблемой любой экономики переходного периода, ориентированной на топливно-энергетические отрасли.

    Цели и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является обобщение и разработка теоретических и методологических проблем и прикладных задач управления стратегическим развитием компании естественной монополии в условиях тарифногоценообразования на оказываемые услуги (на примере ЗАО «КазТрансГаз») как одного из важнейших условий ее эффективного развития и роста, повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности.

    Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:

    - выявления особенностей, тенденций и стратегических аспектов развития сферы услуг газообеспечения потребителей Республики Казахстан при наличии как экспортных возможностей, так и развивающегося внутреннего газового рынка;

    - проведения анализа ключевых проблем развития сферы оказания услуг газообеспечения потребителей на примере внутреннего газового рынка Казахстана;

    - разработки методологии моделирования стратегического развития газотранспортной компании;

    - выявления возможных направлений реструктуризации газотранспортной компании;

    - разработки стратегических ориентиров стратегического развития газотранспортной компании.

    Предметом исследований является совокупность задач, условий и методов управления стратегическими процессами в компании сферы оказания услуг газообеспечения потребителей в составе естественной монополии для целей повышения ее инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности.

    Объектом исследования служит сфера услуг газообеспечения потребителей Республики Казахстан на примере ее важнейшего звена -газотранспортной компании ЗАО «КазТрансГаз» в составе естественной монополии АО «Национальная компания «КазМунайГаз».

    Теоретической и методологической основой диссертационной работы являются научные труды российских и зарубежных ученых и специалистов по экономическим, техническим и организационно-правовым проблемам развития научно-технической, промышленной и сбытовой деятельности компаний, основам их стратегического управления организационно-экономической устойчивостью, а также нормативно-правовые акты Республики Казахстан [1, 3, 4, 12,20, 22, 25, 48-56, 71, 73].

    В качестве информационной базы исследования были использованыотчетные и прогнозные данные ЗАО «КазНИПИИТЭС «Энергия», Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан, информационные материалы ЗАО «КазТрансГаз», данные экономической и специализированной российской и зарубежной печати [1, 2, 43, 44, 52-56, 59, 68, 69, 82-85].

    В работе использованы методы системного, экономико-статического и графического анализа, экспертных оценок и научных обобщений [7, 10, 11, 16, 19,35,39, 64, 70, 78].

    Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

    1. Обоснован научно-методический инструментарий анализа и рационализации стратегической деятельности компании сферы оказания услуг газообеспечения потребителей в условиях тарифного ценообразованияестественной монополии.

    2. Разработана методология моделирования и управления стратегическими процессами в сфере оказания услуг газообеспечения потребителей.

    3. Обоснованы возможные направления развития газотранспортной компании в составе естественной монополии.

    4. Разработана методология оценки эффективности стратегии и обоснованыстратегические ориентиры развития газотранспортной компании.

    Практическая значимость и апробация исследования состоит, прежде всего, в том, что основные положения диссертационной работы, предложения, выводы и рекомендации по рационализации управления газотранспортной компанией направлены на стратегическое развитие газовой отрасли Республики Казахстан и успешно реализуются на практике. Результаты исследования могут быть использованы в управленческой деятельности, других компаний естественной монополии в странах Содружества, а также в учебном процессе при реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей в АНХ при Правительстве Российской Федерации и высших учебных заведениях топливно-энергетического профиля.

    Публикации. Основные положения и результаты исследования опубликованы в трех печатных работах общим объемом около двух печатных листов.

    Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных библиографических источников.

Заключение: 

    Выводы по главе 3

    1. Учитывая уникальность процесса инвестирования в инновационную деятельность газотранспортной компании ЗАО «КазТрансГаз» утверждение о пропорциональности рентабельности проведенным капитальным вложениям для целей настоящего диссертационного исследования является неправомочным.

    2. Систему оценок эффективности стратегий развития ЗАО «КазТрансГаз» следует рассматривать в динамике интеративного возвратнопоступательного проектирования и расчета во временной перспективе каждой фазы жизненного цикла проекта.

    Стратегическое развитие газотранспортной компании ЗАО «КазТрансГаз», как ключевого звена газовой отрасли республики, нельзя рассматривать изолированно от государственных программ развития экономики республики в целом.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    По результатам выполненного диссертационного исследования можно сформулировать следующие выводы и рекомендации:

    1. Естественные монополии на постсоветском пространстве до настоящего времени основывают свою деятельность, как правило, на эксплуатации активовсоответствующих отраслей советского периода, что требует значительныхтекущих затрат на поддержание требуемого технического состояния эксплуатируемых основных фондов и крупных капиталовложений в развитие инфраструктуры сбытовых сетей.

    2. В условиях тарифного ценообразования на услуги газообеспеченияпотребителей компания газовой естественной монополии способна получатьсверхприбыль (квазиренту), обусловленную нормативно закрепленной ставкойприбыли. При существующих объемах реализации природного газа в республикеприбыли газотранспортной компании явно недостаточно для широкомасштабнойреструктуризации газотранспортной сети.

    3. Однозначного пути решения задачи привлечения инвестиций в газовую отрасль республики не существует. По мнению автора одним из доступных путей является изменение нормативных подходов к формированию тарифов на природный газ с учетом интересов инвесторов. Государству в роли инвестора значительно выгоднее участвовать в финансировании инвестиционных проектов и вкладывать средства в развитие газовой отрасли, обязывая отрасль устанавливать льготный тариф для определенной части потребителей, чемвыплачивать компенсации потребителям в условиях единого тарифа на услуги по газоснабжению.

    4. При ежегодном росте объемов добычи природного газа на 10-12% средний рост потребления газа в республике не превышает 3%, что обостряет проблему реализации избыточных объемов добываемого газа в условиях практического отсутствия экспортных маршрутов и обуславливает использование в качестве базовой для газотранспортной компании товарной инновационной стратегии, направленной на расширение объемов внутренней магистральной транспортировки газа и его регионального распределения.

    5. Автор впервые в газовой отрасли предложил использовать для моделирования стратегического развития газотранспортной компании экономико-математическую модель удовлетворения потребностей в газообеспечении в соответствии с основным тезисом концепции логистики: «поставка необходимой продукции заданного качества и количества в требуемое время и место по строго определенной цене». Главным элементом в системе стратегического планирования производственно-сбытовой системы газотранспортной компании принята разработка логистической(газотранспортной) структуры, которая базируется на выборе логистической иинновационной стратегий. Для установления взаимосвязи и взаимозависимости логистической и инновационной стратегий использован основополагающий принцип логистического подхода и логистико-ориентированного анализа.

Информация о работе Естественные монополии и регулируемые рынки в РФ