Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:37, реферат
Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.
Услуги газообеспечения явл
Тарифная политика в ценообразовании
на услуги газообеспечения потребителей,
основанная на затратных принципах и регулирующая
(ограничивающая) рентабельност
Несмотря
на повышенный интерес отечественных
и зарубежных специалистов к методологическим
проблемам управления инновационно-инвестиционной
деятельностью компаний [2, 14, 16, 20, 36], применительно
к газовому рынку этому вопросу уделяется
явно недостаточное внимание. По этой
причине решение задачи разработки методологии
управления стратегическимразви
Цели
и задачи исследования. Целью настоящего
диссертационного исследования является
обобщение и разработка теоретических
и методологических проблем и прикладных
задач управления стратегическим развитием
компании естественной монополии в условиях тарифногоценообразова
Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:
- выявления особенностей, тенденций и стратегических аспектов развития сферы услуг газообеспечения потребителей Республики Казахстан при наличии как экспортных возможностей, так и развивающегося внутреннего газового рынка;
- проведения анализа ключевых проблем развития сферы оказания услуг газообеспечения потребителей на примере внутреннего газового рынка Казахстана;
-
разработки методологии моделирования стратегического
-
выявления возможных направлений реструктуризации г
- разработки стратегических ориентиров стратегического развития газотранспортной компании.
Предметом
исследований является совокупность задач,
условий и методов управления стратегическими про
Объектом исследования служит сфера услуг газообеспечения потребителей Республики Казахстан на примере ее важнейшего звена -газотранспортной компании ЗАО «КазТрансГаз» в составе естественной монополии АО «Национальная компания «КазМунайГаз».
Теоретической и методологической основой диссертационной работы являются научные труды российских и зарубежных ученых и специалистов по экономическим, техническим и организационно-правовым проблемам развития научно-технической, промышленной и сбытовой деятельности компаний, основам их стратегического управления организационно-экономической устойчивостью, а также нормативно-правовые акты Республики Казахстан [1, 3, 4, 12,20, 22, 25, 48-56, 71, 73].
В качестве информационной базы исследования были использованыотчетные и прогнозные данные ЗАО «КазНИПИИТЭС «Энергия», Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан, информационные материалы ЗАО «КазТрансГаз», данные экономической и специализированной российской и зарубежной печати [1, 2, 43, 44, 52-56, 59, 68, 69, 82-85].
В работе использованы методы системного, экономико-статического и графического анализа, экспертных оценок и научных обобщений [7, 10, 11, 16, 19,35,39, 64, 70, 78].
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1.
Обоснован научно-методический инструмент
2. Разработана методология моделирования и управления стратегическими процессами в сфере оказания услуг газообеспечения потребителей.
3. Обоснованы возможные направления развития газотранспортной компании в составе естественной монополии.
4.
Разработана методология оценки эффективности
стратегии и обоснованыстратегические ориен
Практическая значимость и апробация исследования состоит, прежде всего, в том, что основные положения диссертационной работы, предложения, выводы и рекомендации по рационализации управления газотранспортной компанией направлены на стратегическое развитие газовой отрасли Республики Казахстан и успешно реализуются на практике. Результаты исследования могут быть использованы в управленческой деятельности, других компаний естественной монополии в странах Содружества, а также в учебном процессе при реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей в АНХ при Правительстве Российской Федерации и высших учебных заведениях топливно-энергетического профиля.
Публикации. Основные положения и результаты исследования опубликованы в трех печатных работах общим объемом около двух печатных листов.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных библиографических источников.
Заключение:
Выводы по главе 3
1.
Учитывая уникальность процесса инвестирования в инновационную деятельность
газотранспортной компании ЗАО «КазТрансГаз» утверждение о пропорциональности рентабельно
2. Систему оценок эффективности стратегий развития ЗАО «КазТрансГаз» следует рассматривать в динамике интеративного возвратнопоступательного проектирования и расчета во временной перспективе каждой фазы жизненного цикла проекта.
Стратегическое развитие газотранспортной компании ЗАО «КазТрансГаз», как ключевого звена газовой отрасли республики, нельзя рассматривать изолированно от государственных программ развития экономики республики в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам выполненного диссертационного исследования можно сформулировать следующие выводы и рекомендации:
1.
Естественные монополии на постсоветском пространстве
до настоящего времени основывают свою
деятельность, как правило, на эксплуатации активовсоответств
2.
В условиях тарифного ценообразов
3.
Однозначного пути решения задачи привлечения инвестиций в газовую отрасль
республики не существует. По мнению автора
одним из доступных путей является изменение
нормативных подходов к формированию тарифов на
природный газ с учетом интересов инвесторов. Государству в роли инвестора
значительно выгоднее участвова
4.
При ежегодном росте объемов добычи природного газа на 10-12% средний
рост потребления газа в республике не превышает
3%, что обостряет проблему реализации
избыточных объемов добываемого газа
в условиях практического отсутствия экспортных маршруто
5.
Автор впервые в газовой отрасли предложил
использовать для моделирования стратегического
Информация о работе Естественные монополии и регулируемые рынки в РФ