Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:37, реферат
Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.
6.
Автор считает, что сложность и уникальность
процесса инвестирования встратегическую деятельность газотранспортной
компании делают неправомочным в рассматриваемом
случае утверждение о пропорциональности
рентабельности проведенным капитальным вложен
7.
Установление состава и содержания проектов
стратегического развития в сфере услуг газообеспечения потребит
Причины и границы регулирования естественных монополий
Наличие естественной монополии создает определенную дилемму: общество может выиграть от производства продукции с более низкими затратами, чему может способствовать наличие единственной фирмы в отрасли, но в то же время эта фирма, пользуясь своим монопольным положением, имеет возможность устанавливать более высокие цены и изымать часть излишка потребителей. Задача государственного регулирования естественной монополии состоит в стимулировании фирмы к производству большего объема продукции с меньшими затратами, при одновременном отказе (полном или частичном) от установления монопольных цен.
Регулирование естественных монополий может проводиться в разной форме - от прямого установления цен на продукцию до продажи лицензий на право деятельности в данной отрасли при одновременном отказе от вмешательства в оперативное управление фирмы (об альтернативных методах регулирования естественных монополий см. раздел 3). Для выбора конкретного метода регулирования недостаточно одного только установления факта субаддитивности затрат. Органы регулирования должны знать, в какой степени потребители продукции зависимы от монополии, какова динамика спроса на продукцию, имеются ли близкие ее заменители и т. д. К тому же на практике часто бывает сложно оценить как наличие субаддитивности у функции затрат (поскольку речь идет об альтернативных, а не о бухгалтерских затратах), так и объем спроса, начиная с которого это свойство больше не выполняется (см. рис. 5, 6). Органам регулирования в своей практической деятельности сначала надо определить объект, задачи и границы (момент прекращения или смягчения) регулирования. Обсудим некоторые связанные с этим проблемы.
Считается, что потребители в наибольшей степени зависимы от монополии, если:
- производится товар (услуга) первой необходимости, т. е. спрос неэластичен;
- имеется физическая связь между потребителями и поставщиком (провода, трубы и т. п.).
Примерами такого рода товаров (услуг) могут служить снабжение электроэнергией, газом и водой, канализация, проводная телефонная связь, железные дороги, нефтепроводы. Однако идентифицировать естественную монополию по двум указанным признакам, а тем более определить, есть ли потребность в ее регулировании, достаточно сложно.
Наличие возрастающей отдачи от масштаба, неэластичного спроса и физической связи между поставщиками и пользователями - все это не может служить достаточным основанием для регулирования. Ряд услуг, перечисленных выше, имеют близкие заменители. Проводная телефонная связь в определенной степени может быть заменена сотовой или немобильной беспроводной. Путешествие или перевозка грузов по железной дороге могут быть заменены услугами автомобильного или авиатранспорта. Конечно же, технические возможности такой замены ограничены и различаются между странами и регионами одной страны. Количество сотовых телефонов в Скандинавских странах, например, позволяет считать их реальными заменителями проводной связи. Железнодорожный транспорт в сравнительно небольших государствах может иметь сильного конкурента в виде автомобильного транспорта. Аналогично, если речь идет о пригородном железнодорожном сообщении, автобусы могут создать реальную конкуренцию на отдельных направлениях. Потенциальная или реальная конкуренция необязательно снимает необходимость регулирования, но может привести к изменениям в его характере и степени жесткости.
Еще одна проблема связана с тем, что предприятие, предоставляющее услуги как естественная монополия, как правило, занимается и другими видами деятельности, работая на потенциально или реально конкурентных рынках товаров или услуг. Эти рынки часто считаются частью естественной монополии, так что в итоге наличие естественной монополии трактуется слишком широко. В частности, когда речь заходит о наиболее крупных предприятиях - естественных монополистах в России, - обычно называются "Газпром", "ЕЭС России" и железные дороги. Однако доля товаров и услуг, производимых в условиях естественной монополии, в общем объеме производимых товаров и оказываемых услуг этими компаниями незначительна.
Газопроводы действительно являются естественной монополией, но добыча, переработка и продажа газа вполне могут осуществляться на конкурентной основе. Аналогично, производство электроэнергии не является естественной монополией, к ней относится только передача электроэнергии. Конкуренция на рынке пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок в принципе может быть достаточно высокой, в то время как путевое хозяйство, его обслуживание и организация движения действительно представляют собой естественную монополию. В ряде стран (например, в Норвегии) потребители могут самостоятельно выбрать поставщика электроэнергии. Этот рынок высококонкурентен, в результате чего цены достаточно низки и имеется тенденция к их понижению. Собственно система передачи электроэнергии регулируется государством и изолирована от производителей и поставщиков энергии. Производители и поставщики заключают сделки непосредственно друг с другом, а затем заключают договор на обслуживание с предприятиями, владеющими системами передачи энергии.
Предприятиям - естественным монополистам - часто выгодно введение государственного регулирования. Государство явным или неявным образом выдает лицензию на определенные виды деятельности этих предприятий, гарантируя тем самым их монопольное положение и снимая угрозу потенциальной конкуренции. Сохранение своего монопольного положения не только на рынке естественной монополии, но и на ряде смежных предприятий объясняют заботой о потребителях, необходимостью снижения цен, своей стратегической значимостью для экономики страны. На практике, однако, цены остаются достаточно высокими и снижаются только в результате административного давления государственных органов. Предоставление гарантий снабжения газом и электроэнергией имеет больше отрицательных, чем положительных сторон, что видно на примере деятельности "Газпрома" и "ЕЭС России". Две эти компании генерировали мощный поток неплатежей в экономике, поставляя газ и электроэнергию часто без всякой надежды на их оплату со стороны потребителей. Безусловно, будет большим преувеличением сказать, что, поступая подобным образом, компании действовали исходя из "государственных интересов" и в ущерб себе. Неплатежи потребителей компенсировались льготами со стороны государства, в том числе в виде отсрочек по уплате налогов. Обе компании в большей степени ориентировались на поиск ренты, чем на поиск прибыли. Непринятие кардинальных мер по реструктуризации этих отраслей только усугубляет экономические проблемы страны.
Регулирование естественных монополий должно быть гибким и соответствовать этапу развития отрасли и происходящим в ней технологическим изменениям. Принято выделять четыре этапа развития отраслей, предоставляющих коммунальные и общественные услуги (железные дороги, водопровод и т. д.), которые в основном и являются естественными монополиями. Как правило, первым называют период рождения отрасли, на втором этапе имеет место быстрый рост, третий этап - это период стабильности и зрелости отрасли. На четвертом этапе происходит сдвиг в сторону конкуренции и потребность в регулировании исчезает. Естественная монополия имеется только на первых трех этапах, когда существует значительная отдача от масштаба. На первых двух этапах регулирование способствует развитию отрасли, на третьем и четвертом часто пытается защитить предприятие-монополиста от возможной конкуренции. В этом случае и возникает потребность в дерегулировании.
У. Шепард выделяет следующие критерии, которым должна соответствовать отрасль как объект регулирования.4
1. Наличие значительной возрастающей отдачи от масштаба, что, собственно, и создает естественную монополию.
2. Существенные различия в эластичности спроса у разных групп потребителей, причем спрос одной или нескольких групп должен быть низкоэластичным.
3. Регулярные изменения объемов производства, что приводит к колебаниям затрат на производство во времени.
4. Физическая связь поставщиков с потребителями, которые не могут быстро и относительно дешево сменить поставщика. Поставщики могут контролировать использование своих товаров (услуг) потребителями и способны предотвратить перепродажу этих товаров (услуг).
Если какие-либо из этих критериев не выполняются, регулирование может быть ослаблено или снято. С другой стороны, даже выполнение всех четырех условий одновременно не должно приводить к автоматическому введению регулирующих процедур - требуется внимательное изучение каждого конкретного случая регулирования.
К названным
четырем критериям, выполнение которых
означает наличие возрастающей отдачи
от масштаба и возможностей для проведения
политики ценовой дискриминации, ранее
учитывались также еще два условия (критерия).
Согласно первому из них, товар (услуга)
должны быть предметом первой необходимости,
второй критерий предполагал высокую
долю основных средств в общих активах
отрасли. В США оба эти критерия больше
не применяются для определения отраслей,
подлежащих регулированию. Причина состоит
в том, что целый ряд отраслей, соответствующих
этим критериям, на самом деле являются
конкурентными. Использование же указанных
критериев для целей регулирования только
сдерживало развитие конкуренции в этих
отраслях.
#`kьП·ш3OщяL_p›'њ*I*Ь¦_”
ЪЏL“hяЙ_‰<мю&__M_пяh[
хњєq»x_в\MйєN_°G*WXщ8‚-
И·_І©†ђг›ҐOЄ_z©l>"Qґљећ1яn"Бо:
_ф>w*фл¶
_Ч#увЂ54RY8ѓ3dШЛKеф РрwcЕЄ{Ы€
F-2TАКпkѓ6S‡r‹ЎГ7ЌпЮ_4w|E__ЯЮ-
Ш*Z_.w<§x-{_JNЙq`
Оџ_z'A_шЄЅa_п*пє‡
с°2g_:ґЅH_
л«·Ћ2я-?<,_еА-ѕщ].ы#ЈY4^
w¦_6vэЁЂP'kЗ;|џ?№"ЏКсю_-'zї_Љ_
гM·=юІ_2Њ?хюKжKRэ^Ьb©х'ъ2_Ажґ/
'Ш_sv¤4”мn-®ЦF.
Й¤#БтЦs*АHтйWJw‰ cеЕшёЈJsЊь*Ч_
rыU____ѓ·њѕЙUaL_Zа_ТЏ[
©тГ†vЫi|_ћ]т
ЭщC.)нЋ@z_uH‚КП>ю29}fP_ґљ-9uЪ еnН€мЉйЌф'CооСќЎэзЌЛ_ѓы_}_
tЭнn_µ_--ѓЗ№UП.)J_Uџ€ЬPY<Ю_
‚њў_ої|нЖjsµ№K б©“B0ph…лЭJ_›
SУnЌ_њЖ*кz_ЋgЊк_.2m_6§ЫdWЊr¬‡†
И__у?s--Ѓ'-‚6Њ¬y„ЦЧјY_ЁЂw`)Ц_?
¬ъШcUу-/а7хn-?»_:b<¶]oqґ!€B
±Bѓсe“РZp™Ь_v_4_R3YЎАК3йC>5T@
є=Туюћ6›(и3
y_<Ї_~<OaRЏ1`ЕD&‹]®_^^ цЅ‡тv*
єОqы*§О2%Mаў__v»цћВ”__Ъ¶
S_Z°cвкћdz'Ф]_†iЖQ°{c^ЦE_Ц_рs†
мP_{ЈНњТьн'~‡щ_DйЊ"ѕjяДOя«Лщс:
--ЭлTz_м__у]b#Ћ2_R®¦Юp5ђ%
пћ>‹вЈUpЦ°J_ХNЛrЦ_NgO.
p<_н·¤_Огx/YGO·/у-ЎDЩ*9яw©*”
_~_Ь…Ы[5‡©O_Y\W‹@Џ_ЉщqІ љ™&-'џ_jЖ_ЮЖЌ„Ђ_Eтe‰`ё†R#ИзШ3#
_ГЦ%°і_тц<RSјБJГї'{1b3OI«я@>
ШО?ЌlЕ“ш_Х+NлНf_”ьтJu__?ќfБИ*
д€kИ_н™съR_--тD_Џ@9_uH#~юёYCe±
H__(}QўЩ®?їПт›pъw_“ФL8х_
_oЋ+_HЊп ќЃЮ{__7ЏІ_Z®ЯЩµx_…_:
Э+b#эТ`_зпRљБ~^УYЊ
4
=ф~Qe·ўіё_Ј1 †<_-З†ШqзIЌLa`
)Hќ;_H&ґ€н_f¶9xwЭЦШ‡_u*гсe:%±
ЯБы___|gЁ™ё]Rq¶zэж_эЃNи'е[
Xe
жЧ›БЌA+vh'‹O
kх-VЊ_-_ї9_к_ї®щб7СЖІ7'<zп«gс·
|Ећ<=ЬJ
ЌЌќ'lю9_|¶_Mм+ZRZ ц%%ґ_J
L еoЫBi“Ђыу-F_є(щu^Ї_(‚е_„Щ_
Wt''[_ѕ-
9+©
‡_;kyкт;$_ёDaЎ<_Sa'јИ#_c7Aьi6-
0™ЊеФ#Ц1ѕ_UOlб_хр"5і †-_ј_ЂФП]Ѕ[чЙ»CRШ_'rAgИ_·›--()
7Р
_мЙZ*,iѕ±ow,Э
R"Ь"ЇПўЋ‹JћAД}‰Я¤%-ьP)#Ў, p¤
Ш"М_аEшЏш¶QцИ_c™hNm_O0‹У,_Ѓ«
Ќ+_СгYЧ\gcдT·sPgв_рД_+ЦYu\ЕF‹
„f1 =Э7_$љj_Ет-- ·¶И!ф_XфИ_ґ*
йЧРє ”u¶D@Ћ‹;
_ЃAЊ
g[±'tЇ_¦}¦Ф+l7№3ЌХf1FЃб}i9GЮ#
cF2Є@vcX_7Х“_qКsAЭЦ`9©--Bk*_"
f!™2--¦;C_Ќ_0иЧ c4№eЇ_--бlbК
Информация о работе Естественные монополии и регулируемые рынки в РФ