Естественные монополии и регулируемые рынки в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:37, реферат

Описание работы

Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.

Работа содержит 1 файл

Xerox001.doc

— 1.18 Мб (Скачать)

    6. Автор считает, что сложность и уникальность процесса инвестирования встратегическую деятельность газотранспортной компании делают неправомочным в рассматриваемом случае утверждение о пропорциональности рентабельности проведенным капитальным вложениям и предлагает рассматривать систему оценок эффективности стратегий развития газотранспортной компании во временной перспективе каждой фазы жизненного цикла инвестиционного проекта.

    7. Установление состава и содержания проектов стратегического развития в сфере услуг газообеспечения потребителей нельзя проводить изолированно от государственных программ экономического и социального развития республики.

Причины и границы регулирования естественных монополий

Наличие естественной монополии создает определенную дилемму: общество может выиграть от производства продукции с более низкими затратами, чему может способствовать наличие единственной фирмы в отрасли, но в то же время эта фирма, пользуясь своим монопольным положением, имеет возможность устанавливать более высокие цены и изымать часть излишка потребителей. Задача государственного регулирования естественной монополии состоит в стимулировании фирмы к производству большего объема продукции с меньшими затратами, при одновременном отказе (полном или частичном) от установления монопольных цен.

Регулирование естественных монополий может проводиться в разной форме - от прямого установления цен на продукцию до продажи лицензий на право деятельности в данной отрасли при одновременном отказе от вмешательства в оперативное управление фирмы (об альтернативных методах регулирования естественных монополий см. раздел 3). Для выбора конкретного метода регулирования недостаточно одного только установления факта субаддитивности затрат. Органы регулирования должны знать, в какой степени потребители продукции зависимы от монополии, какова динамика спроса на продукцию, имеются ли близкие ее заменители и т. д. К тому же на практике часто бывает сложно оценить как наличие субаддитивности у функции затрат (поскольку речь идет об альтернативных, а не о бухгалтерских затратах), так и объем спроса, начиная с которого это свойство больше не выполняется (см. рис. 5, 6). Органам регулирования в своей практической деятельности сначала надо определить объект, задачи и границы (момент прекращения или смягчения) регулирования. Обсудим некоторые связанные с этим проблемы.

Считается, что потребители в наибольшей степени зависимы от монополии, если:

- производится товар (услуга) первой необходимости, т. е. спрос неэластичен;

- имеется физическая связь между потребителями и поставщиком (провода, трубы и т. п.).

Примерами такого рода товаров (услуг) могут служить снабжение электроэнергией, газом и водой, канализация, проводная телефонная связь, железные дороги, нефтепроводы. Однако идентифицировать естественную монополию по двум указанным признакам, а тем более определить, есть ли потребность в ее регулировании, достаточно сложно.

Наличие возрастающей отдачи от масштаба, неэластичного спроса и физической связи между поставщиками и пользователями - все это не может служить достаточным основанием для регулирования. Ряд услуг, перечисленных выше, имеют близкие заменители. Проводная телефонная связь в определенной степени может быть заменена сотовой или немобильной беспроводной. Путешествие или перевозка грузов по железной дороге могут быть заменены услугами автомобильного или авиатранспорта. Конечно же, технические возможности такой замены ограничены и различаются между странами и регионами одной страны. Количество сотовых телефонов в Скандинавских странах, например, позволяет считать их реальными заменителями проводной связи. Железнодорожный транспорт в сравнительно небольших государствах может иметь сильного конкурента в виде автомобильного транспорта. Аналогично, если речь идет о пригородном железнодорожном сообщении, автобусы могут создать реальную конкуренцию на отдельных направлениях. Потенциальная или реальная конкуренция необязательно снимает необходимость регулирования, но может привести к изменениям в его характере и степени жесткости.

Еще одна проблема связана с тем, что предприятие, предоставляющее услуги как естественная монополия, как правило, занимается и другими видами деятельности, работая на потенциально или реально конкурентных рынках товаров или услуг. Эти рынки часто считаются частью естественной монополии, так что в итоге наличие естественной монополии трактуется слишком широко. В частности, когда речь заходит о наиболее крупных предприятиях - естественных монополистах в России, - обычно называются "Газпром", "ЕЭС России" и железные дороги. Однако доля товаров и услуг, производимых в условиях естественной монополии, в общем объеме производимых товаров и оказываемых услуг этими компаниями незначительна.

Газопроводы действительно являются естественной монополией, но добыча, переработка и продажа газа вполне могут осуществляться на конкурентной основе. Аналогично, производство электроэнергии не является естественной монополией, к ней относится только передача электроэнергии. Конкуренция на рынке пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок в принципе может быть достаточно высокой, в то время как путевое хозяйство, его обслуживание и организация движения действительно представляют собой естественную монополию. В ряде стран (например, в Норвегии) потребители могут самостоятельно выбрать поставщика электроэнергии. Этот рынок высококонкурентен, в результате чего цены достаточно низки и имеется тенденция к их понижению. Собственно система передачи электроэнергии регулируется государством и изолирована от производителей и поставщиков энергии. Производители и поставщики заключают сделки непосредственно друг с другом, а затем заключают договор на обслуживание с предприятиями, владеющими системами передачи энергии.

Предприятиям - естественным монополистам - часто выгодно введение государственного регулирования. Государство явным или неявным образом выдает лицензию на определенные виды деятельности этих предприятий, гарантируя тем самым их монопольное положение и снимая угрозу потенциальной конкуренции. Сохранение своего монопольного положения не только на рынке естественной монополии, но и на ряде смежных предприятий объясняют заботой о потребителях, необходимостью снижения цен, своей стратегической значимостью для экономики страны. На практике, однако, цены остаются достаточно высокими и снижаются только в результате административного давления государственных органов. Предоставление гарантий снабжения газом и электроэнергией имеет больше отрицательных, чем положительных сторон, что видно на примере деятельности "Газпрома" и "ЕЭС России". Две эти компании генерировали мощный поток неплатежей в экономике, поставляя газ и электроэнергию часто без всякой надежды на их оплату со стороны потребителей. Безусловно, будет большим преувеличением сказать, что, поступая подобным образом, компании действовали исходя из "государственных интересов" и в ущерб себе. Неплатежи потребителей компенсировались льготами со стороны государства, в том числе в виде отсрочек по уплате налогов. Обе компании в большей степени ориентировались на поиск ренты, чем на поиск прибыли. Непринятие кардинальных мер по реструктуризации этих отраслей только усугубляет экономические проблемы страны.

Регулирование естественных монополий должно быть гибким и соответствовать этапу развития отрасли и происходящим в ней технологическим изменениям. Принято выделять четыре этапа развития отраслей, предоставляющих коммунальные и общественные услуги (железные дороги, водопровод и т. д.), которые в основном и являются естественными монополиями. Как правило, первым называют период рождения отрасли, на втором этапе имеет место быстрый рост, третий этап - это период стабильности и зрелости отрасли. На четвертом этапе происходит сдвиг в сторону конкуренции и потребность в регулировании исчезает. Естественная монополия имеется только на первых трех этапах, когда существует значительная отдача от масштаба. На первых двух этапах регулирование способствует развитию отрасли, на третьем и четвертом часто пытается защитить предприятие-монополиста от возможной конкуренции. В этом случае и возникает потребность в дерегулировании.

У. Шепард выделяет следующие критерии, которым должна соответствовать отрасль как объект регулирования.4

1. Наличие значительной возрастающей отдачи от масштаба, что, собственно, и создает естественную монополию.

2. Существенные различия в эластичности спроса у разных групп потребителей, причем спрос одной или нескольких групп должен быть низкоэластичным.

3. Регулярные изменения объемов производства, что приводит к колебаниям затрат на производство во времени.

4. Физическая связь поставщиков с потребителями, которые не могут быстро и относительно дешево сменить поставщика. Поставщики могут контролировать использование своих товаров (услуг) потребителями и способны предотвратить перепродажу этих товаров (услуг).

Если какие-либо из этих критериев не выполняются, регулирование может быть ослаблено или снято. С другой стороны, даже выполнение всех четырех условий одновременно не должно приводить к автоматическому введению регулирующих процедур - требуется внимательное изучение каждого конкретного случая регулирования.

К названным четырем критериям, выполнение которых означает наличие возрастающей отдачи от масштаба и возможностей для проведения политики ценовой дискриминации, ранее учитывались также еще два условия (критерия). Согласно первому из них, товар (услуга) должны быть предметом первой необходимости, второй критерий предполагал высокую долю основных средств в общих активах отрасли. В США оба эти критерия больше не применяются для определения отраслей, подлежащих регулированию. Причина состоит в том, что целый ряд отраслей, соответствующих этим критериям, на самом деле являются конкурентными. Использование же указанных критериев для целей регулирования только сдерживало развитие конкуренции в этих отраслях. 

#`kьП·ш3OщяL_p›'њ*I*Ь¦_” 
ЪЏL“hяЙ_‰<мю&__M_пяh[зaiГНDGзДяCб&,*я±zяяѓn мї˜;иииииииииииииииииииииииииииииииииюп¤к&_Г^>P 
хњєq»x_в\MйєN_°G*WXщ8‚-эКµZpЕ(‡

И·_І©†ђг›ҐOЄ_z©l>"Qґљећ1яn"Бо:ољб$yџ]“1џъ_·ЉїлhГ_а©[Л'MЋ`љжЪ_Ћ_N_Ќ_ЯVrУљ¦___ь1№:3unЗFPG_B_O$ 
_ф>w˜*фл¶ 
_­Ч#увЂ54RY8ѓ3dШЛKеф РрwcЕЄ{Ы€#о_LEIЫн©вЅQђ_mЯrўЈф«Ъ¬VB_ 7_кБ_wLюБийпlЯІЁ_©¤ЕwЭKUЎ;лсЦ

F-2TАКпkѓ6S‡r‹ЎГ7ЌпЮ_4w|E__ЯЮ--ћ_НїO_Њ__--7(Ч}ў__тqсrп=*G°ѕp№_Т_ќИнвИЖҐЛ +,2АЇы(ђ

Ш*Z_.w<§x-{_JNЙq`

Оџ_z'A_шЄЅa_п*пє‡ 
с°2g_:ґЅH_ 
л«·Ћ2я-?<,_еА-ѕщ].ы#ЈY4^uЭЅ4хґь1Жkw(·_Щк 
w¦_6vэЁЂP'kЗ;|џ?№"ЏКсю_-'zї_Љ_ф2®«яTЮ«7јnҐ_PWK‹¶вёЋЂ‡{__PZ1]хDьPjz¶П¦'сEЉЦK‚З±Ш_“Г„5*@(нбОjOс__0K™X 
гM·=юІ_2Њ?хюKжKRэ^Ьb©х'ъ2_Ажґ/_Jъ'ЦЛµ:Р}‹vDД'эЂШЏ§¶_6Ѓїn_ј)Ч_'ЧЧP-±ћ9˜з*з§_€?MШї@ыµюГГўУ,&_І 
'Ш_sv¤4”мn-®ЦF.ћ7эюСЅkФFъЭmиБьўTWэLЄ 
Й¤#БтЦs*АHтйWJw‰ cеЕшёЈJsЊь*Ч_”$&Ѓ7„ф5bЯ_alpИЪ_“К<еСнv_й'$АЊ<PH_*ЅK_T^†<_жRyln§JєqЖкмгђA_pЄЌщK¶[ЊKg_™мЫ0є±йУЖЧ·№ УU__6Ю-ЉdЁs§оЮ}т_YK^?AСёВHЏч7eМљIJ<“i___/fёч-Ы№ZIyаЎф®Y)П¬pА:±к( ~¤ы-бпЕ}mвmчe|МH 
rыU____ѓ·њѕЙUaL_Zа_ТЏ[ 
©тГ†vЫi|_ћ]т 
ЭщC.)нЋ@z_uH‚К­П>ю29}fP_ґљ-9uЪ ­еnН€мЉйЌф'CооСќЎэзЌЛ_ѓы_}_ФnKТўµОЩщEїЖфѓmHz_Т'©й[K\ЩУп!Ѕѕz+ізu*FошфцЫLьЂ‡|_є?{ЯЭЩЕ)*Йзћѓm;JЌP¶IТЏReЦ|^S+_Ќµѕ_[э⇧lм>zҐ_n|_ґ«nџ%ЫЂ_ЭкРuЋ_)ЫИЏЇ2_I%'s__Ъ¤*«klpЇd_W 
tЭнn_µ_--ѓЗ№UП.)J_Uџ€ЬP˜Y<Ю_1оwѓгcнф‰нWa_-·рfЪ№ 
‚њў_ої|нЖjsµ№K б©“B0ph…лЭJ_›sЩу‡

SУnЌ_њЖ*кz_ЋgЊк_.2m_6§ЫdWЊr¬‡†Њђѓ_кIoї*5ТЫИLТwл№€jW`SЛа 
И__у?s--Ѓ'-‚6Њ¬y„ЦЧјY_ЁЂw`)Ц_?_тЊЌM

¬ъШcUу-/а7хn-?»_:b<¶]oqґ!€B 
±Bѓсe“РZp™Ь_v_4_R3YЎАК3йC>5T@jR_ѕDі[˜ёЧЋ

є=Туюћ6›(и3

y_<Ї_~<Oa­RЏ1`ЕD&‹]®_^^ цЅ‡тv*гXнчл^

­єОqы*§О2%Mаў__v»цћВ”__Ъ¶62іыRUys=ЧЪдЄ

S_Z°cвкћdz'Ф]_†iЖQ°{c^ЦE_Ц_рs†a2ЅрµёЭЕс)Z_j+ХАw{3x79-ЛUќР*Щ_-.Ъn†¶r6јП/--НT_oшЄІZрЬмшк 
мP_{ЈНњТьн'~‡щ_DйЊ"ѕjяДOя«Лщс:~

--ЭлTz_м__у]b#Ћ2_­R®¦Юp5ђ%наЕщ'”ЬЊє9ДъЅUЧкб‡wЙE3_л_,_њОтцy _oV_ЎzpЎЛed_n.;_“<_Ѓ__еч>\_}}Д§ЦбеOЬл&cјямнV‰уsьЂ·4л/ЙЏ"©_C+,ЖU

пћ>‹вЈUpЦ°J_ХNЛrЦ_NgO. 
p<_н·¤_Огx/YGO·/у-ЎDЩ*9яw©*”9љ<t.Tљ˜Д°.Ћ_J_ҐЏЋ%U/,‡¶„_вФ+j ±bH,{(УcЊњ±¦A<_В`8з_ЖXйPІсИЫпЁвE__р §^№ 
_~_Ь…Ы[5‡©O_Y\W‹@Џ_ЉщqІ љ™&-'џ_jЖ_ЮЖЌ„Ђ_Eтe‰`ё†R#ИзШ3#y4®"‡-'ЕТКZ_ф‚|sшMыГuЌћЇйiЊ._оl_АхvЛU~цП;_ҐГ7 
_ГЦ%˜°і_тц<RSјБJГї'{1b3OI­«я@>[_ 

ШО?ЌlЕ“ш_Х+NлНf_”ьтJu__?ќfБИ*_9OcЎ°њЏЃ0ФЦЎ¬Eе%нз_]_ЃњО“OР_¤nЊзюЁЎ_v

д€kИ_н™съR_--тD_Џ@9_uH#~юёYCe±dБ0vEd„б^иV!_љ5П_Ьв$.^'@*иЛВХWђхv^З О &мx_њАю_‚jС__~*†Amѓ_hѓыl†мљв®˜_KвҐ5HRУ6A@й _А·'¤ПЦ,.®ж8-ц'€<KСgЈ-_VтёP}_Њ-'2жvш!_їЃ«(nU_Ґ7¶сыеl6

H__(}QўЩ®?їПт›pъw_“ФL8х_ 
_oЋ+_HЊп ќЃЮ{__7ЏІ_Z®ЯЩµx_…_:іЃ? V_ 

Э+b#эТ`_зпRљБ~^УYЊ 
4

=ф~Qe·ўіё_Ј1 †<˜_-З†ШqзIЌLa`lЬ?;Ќm`Eвб_эP«ЬЎ{_€сЎYчЃь_‡Тq˜ukлє{v±a)_шBЈФР[пФІ__-*_.ћ‡к· u™p[_Ъ

)H­ќ;_H&ґ€н_f¶9xwЭЦШ‡_u*гсe:%±_ќОеО~ рsF_@ 
ЯБы___|gЁ™ё]Rq¶zэж_эЃNи'е[ГҐА4№ЬП°“o_xyn- O\_ЁhM_Qеєс‚ќa!\_]Ъ5¦{|јdЪkVЙ†_тЛ8јтѕ-ВзЏџфтfнUегБN=™fПFeґ_PµRйЏqг>“ќеЖб«Ќе_Kџ¤Б“ 
Xe

жЧ›БЌA­+vh'‹O 
kх-VЊ_-_ї9_к_ї®щб7СЖІ7'<zп«gс·˜ 
|Ећ­<=ЬJ 
ЌЌќ'lю9_|¶_Mм+ZRZ ц%%ґ_J 
L еoЫBi“Ђыу-F_є(щu^Ї_(‚е_„Щ_мr_mDН?0__Ёѕ '_аK$0ќИ«ЄјУ@_ДI®_^њzз_\u_ф_|*_ўп_nPa_¶Џ+'l›“Ч\hm__Лwч=SнB 
Wt''[_ѕ-

9+©

‡_;kyкт;$_ёDaЎ<_Sa'јИ#_c7Aьi6-_3F$нВ¶Д_№ЅЃ_Д@ СfхWџiXU~ 
0™ЊеФ#Ц1ѕ_UOlб_хр"5і †-_ј_ЂФП]Ѕ[чЙ»CRШ_'rAgИ_·›--();Аю@_1ѕщжSцAДo&¬Э^oп®1° Р 
7Р 
_мЙZ*,iѕ±ow,Э 
R"Ь"ЇПўЋ‹JћAД}‰Я¤%-ьP)#Ў, p¤pУЁnЃЭXr¶qgьжФ&ЎS·/I \4 В‡__ЉдUв_Љ_џ 
Ш"М_аEшЏш¶QцИ_c™hNm_O0‹У,_Ѓ«БПЙц˜pM_ГЏ 
Ќ+_СгYЧ\gcдT·sPgв_рД_+ЦYu\ŘF‹КF3/˜_z_1ѕЂ1С-В+ 
„f1 =Э7_$љj_Ет-- ·¶И!ф_XфИ_ґ*Я›Ц‹S«“ECaЧJ_Х~ы 
йЧРє ”u¶D@Ћ‹; 
_ЃAЊ 
g[±'tЇ_¦}¦Ф+l7№3ЌХf1FЃб}i9GЮ#8 X8Ц 
cF2Є@vcX_7Х“_qКsAЭЦ`9©--Bk*_"vЂqЯ,єё-ucЪ+ЙШыО\^<№џФ8я4[_^Z„П 
f!™2--¦;C_Ќ_0иЧ c4№eЇ_--бlbК

Информация о работе Естественные монополии и регулируемые рынки в РФ