Естественные монополии и регулируемые рынки в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:37, реферат

Описание работы

Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.

Работа содержит 1 файл

Xerox001.doc

— 1.18 Мб (Скачать)

Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике - это комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы технических устройств электростанций, электрических сетей и энергопринимающего оборудования потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, осуществляемых в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих техническим регламентам и иным обязательным требованиям.

Субъектами оперативно-диспетчерского управления являются:

системный оператор Единой энергетической системы России (в настоящее время это ОАО "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы");

иные субъекты оперативно-диспетчерского управления (организации и физические лица), уполномоченные на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений.

4. Методы государственного регулирования деятельности

субъектов естественных монополий

1. Ценовое (тарифное) регулирование.

Государственное регулирование деятельности естественных монополистов имеет целью достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий и учет социальных факторов при установлении или изменении тарифов. Согласно ст. 424 ГК РФ оно применяется только в случаях, установленных законом. Исключительное право на установление тарифов и (или) их предельного уровня имеют органы регулирования естественных монополий (в настоящее время это Федеральная служба по тарифам).

Единая политика цен на услуги субъектов естественных монополий остается прерогативой Правительства РФ . Тарифы устанавливаются исходя из обоснованности затрат естественных монополистов на производство товаров (услуг). При этом учитываются издержки реализации услуг, налоги, потребность в инвестициях, стоимость основных производственных средств. Важно понимать, что тарифы должны устанавливаться индивидуально для каждого конкретного субъекта, а не для определенного вида деятельности.

2. Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения (если невозможно удовлетворение потребителей в полном объеме).

Неэластичные цены на товары (услуги) субъектов естественных монополий позволяют последним выборочно удовлетворять запросы потребителей, поэтому здесь необходимо государственное вмешательство.

Закон установил только одно основание, по которому такая организация имеет право отказаться от заключения соответствующего договора, - это отсутствие у лица заключенного с системным оператором договора на оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

В Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что при разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, оказать услуги возложено на коммерческую организацию . По аналогии это правило должно применяться к договорам, заключаемым субъектами естественных монополий.

Доказать отсутствие технической возможности предоставления соответствующей услуги потребителям естественному монополисту крайне сложно, но такие прецеденты в судебно-арбитражной практике все же имеются. Так, например, от ответственности за отказ от заключения договора по данному основанию была освобождена компания "Ивановорегионгаз". См. об этом: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 ноября 2004 г. N А17-57/4.

Именно для таких ситуаций закон предусматривает нетарифное регулирование. Однако на практике данный метод регулирования пока не применялся.

5. Государственный контроль в сферах

естественных монополий

Государственный контроль осуществляется за действиями, которые могут сдерживать экономически оправданный переход товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Предварительный государственный контроль.

Требуется представить в Федеральную антимонопольную службу ходатайство о даче согласия на совершение соответствующей сделки. Контролю подлежат три группы сделок естественных монополистов:

1) сделки, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров (в отношении которых применяется регулирование), если их балансовая стоимость больше 10% собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

2) инвестиции субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование, если инвестиции превышают 10% собственного капитала субъекта естественной монополии;

3) продажа, аренда и другие сделки, если хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения, пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется тарифное регулирование, если их стоимость превышает 10% собственного капитала субъекта естественной монополии .

Перечисленные сделки государством фактически не контролируются. Это обусловлено тем, что практически все естественные монополисты обладают крупными активами, и даже значительные капиталовложения или расходы, как правило, не превышают 10% стоимости этих активов.

Последующий государственный контроль.

Требуется представить уведомление о совершенной сделке в 30-дневный срок. Для осуществления контроля орган регулирования вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов информацию о лицах, располагающих более 10% голосов в их уставных капиталах. Контролю подлежат две группы сделок:

1) лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) в уставном (складочном) капитале субъекта естественной монополии, в том числе по договорам поручения, доверительного управления, залога, в размере более 10% общего числа голосов;

2) субъект естественной монополии приобретает более 10% общего количества голосов в уставном капитале другого хозяйствующего субъекта.

Существуют и другие способы государственного воздействия на деятельность субъектов естественной монополии. Один из них - ведение Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль , поскольку любое государственное воздействие возможно только после включения организации в соответствующий раздел реестра. Этим Реестр субъектов естественной монополии отличается от Реестра хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара превышает 35%.

См. об этом: Временное положение о Реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утв. Приказом ФСТ России от 26 августа 2004 г. N 59.

6. Ответственность за нарушение законодательства

о естественных монополиях

До вступления в силу в 2002 г. Кодекса об административных правонарушениях такая ответственность была регламентирована нормами Закона о естественных монополиях. Сейчас санкции содержатся исключительно в названном Кодексе.

Размеры административных штрафов для естественных монополистов невысоки, в частности для организаций они могут доходить до 5000 МРОТ. Такие меры административной ответственности могут применяться за невыполнение законного предписания органа регулирования (ст. 19.5 КоАП РФ), непредоставление ему ходатайств, сведений и информации, предусмотренных законодательством (ст. 19.8 КоАП РФ).

Помимо штрафов в качестве меры ответственности может служить перечисление субъектом естественной монополии в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения им законодательства, а также возмещение убытков, причиненных субъекту естественной монополии в связи с принятием неправомерного решения органами государственного регулирования.

Стратегия развития компании по газообеспечению :На примере Республики Казахстан

    В переходный период реформирования экономики страны энергосырьевые отрасли реализуют те относительные преимущества, которые дают им: либерализация цен и внешней торговли, возможность опережающего роста цен на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) по сравнению с инфляцией,сверхдоходность экспорта. Результаты развития казахстанской экономики за годы реформ объективно обусловили ее дальнейшую специализацию на топливно-сырьевых отраслях. Первичные топливные ресурсы (нефть, газовый конденсат, природный и попутный газ, ископаемый уголь, урановые руды и т.п.) в общем объеме ТЭР республики составляют около 68%. В составе первичных ТЭР республики 50% приходится на нефть, включая газовый конденсат, 36% на уголь и 14% на природный газ.

    Доказанные запасы топливных ресурсов республики составляют около 40 млрд. т, а балансовые и прогнозные запасы 54,3 и 235 млрд. т условного топлива соответственно. По разведанным запасам природного газа Республика Казахстан находится на 15-м месте в мире и на 4-ом месте в странах Содружества. Большинство разведанных запасов газа в республике относится к нефтегазоконденсатным и нефтяным месторождениям, где добыча газа напрямую зависит от объемов добычи нефти. Добыча газа в республики до сих пор остается сопутствующей деятельностью нефтяных компаний и на нефтегазоконденсатных, нефтяных и нефтегазовых месторождениях добывают нефтяной (попутный, так называемый, «жирный» газ), который после выделения бензиновых фракций становится сухим попутным (природным) газом.

    Запасы газа промышленных категорий в республике размещены неравномерно: 98% - в четырех западных областях - Мангистауской, Атырауской, Актюбинской и Западно-Казахстанской, а остальные 2% приходятся наКызылординскую, Жымбылскую и Карагандинскую области.

    В структуре топливно-энергетического баланса на долю природного газа приходится около 15%, причем газоснабжение республики природным газом весьма ограничено: из 14 административных областей природный газ используют только 8, а остальные снабжаются сжиженным газом. Уровеньпотребления сжиженного газа в республике в 1990 году составлял 882 тыс. т в год и покрывался, в основном, за счет импорта из России. В последующие годы из-за высоких цен на импортируемый газ его потребление снизилось в 2,5 раза, но после 2000 года появилась возможность покрытия потребления газа за счет собственного производства, что обусловило наметившуюся тенденцию роста потребления сжиженного газа.

    Одним из парадоксов казахстанской экономики следует признать то, что, вопреки современной мировой тенденции роста объемов потребления природного газа даже в странах, где отсутствуют его собственные ресурсы, в республике, имеющей огромные запасы собственного природного газа, наблюдается снижение более чем вдвое объема внутреннего потребления газа по сравнению с началом девяностых годов 20-го века. Это противоречие объективно связано с топологией сети магистральных газопроводов и объясняется отсутствием широтных магистральных газопроводов, соединяющих месторождения газа на Западе республики с промышленно развитым Севером и Северо-востоком и с наиболее заселенным Югом и Юго-востоком страны. Кроме того, региональные газораспределительные системы среднего и низкого давления, основными функциями которых являются доставка газа конечному потребителю с минимальными потерями и обеспечение строго учета реализуемого газа, были построены еще в советский период вдоль трасс меридиональных магистральных газопроводов и характеризуются высокой степенью износа газопроводов и оборудования. Газообеспечение городов и других населенных пунктов выполнено, как правило, по кольцевым схемам и рассчитано на бесперебойную подачу топлива по уравнительному методу без приборов учета за расходом газа и оперативного отключения отдельныхпотребителей. По этой причине нередко возникают случаи группового отключения потребителей от поставок газа из-за дебиторской задолженности одного из абонентов, что способствует переходу бывших абонентов на другие виды топлива и еще большему сокращению весьма узкого внутреннего рынка природного газа.

Информация о работе Естественные монополии и регулируемые рынки в РФ