Естественная монополия в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

В мировой экономике существует широкий спектр инструментов государственного регулирования естественной монополии. В этой связи, особое значение приобретает критическое осмысление мирового опыта функционирования и государственного регулирования естественной монополии, выявление закономерностей и особенностей его развития с целью дальнейшей трансформации и адаптации положительных итогов применительно к России, разработки эффективной стратегии государственного управления отечественными естественными монополиями с учетом исторических, регионально-климатических, экономических и институциональных особенностей страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Экономическая теория о модели естественной монополии 5
Глава 2. Особенности естественной монополии в современной российской экономике 12
Глава 3. Государственное регулирование естественных монополий. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

ЭТ Курсовая.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО  Самарский Государственный Экономический  Университет

Кафедра Теоретической экономики и международных  экономических отношений

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему:  «Естественная монополия в рыночной экономике».

Выполнила: студентка II курса

дневной формы обучения

специальности «Маркетинг»

Зубкова Оксана Александровна.

Научный руководитель:

к.э.н., профессор

Вишневер  Вадим Яковлевич.

Дата защиты_______________

Оценка____________________

Самара 2010 
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Экономическая  теория о модели естественной монополии 5

Глава 2. Особенности естественной монополии в современной российской экономике 12

Глава 3. Государственное регулирование естественных монополий. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

 

ВВЕДЕНИЕ

    Естественная  монополия в рыночной экономике  — явление противоречивое, обладающее положительными и отрицательными свойствами. Как разновидность монополистической  структуры, она сочетает в себе все негативные проявления монополизации рынка и может приводить к злоупотреблению неограниченной рыночной властью. В то же время, выступая необходимым элементом воспроизводственного процесса и представляя общественно значимые, системообразующие отрасли народного хозяйства, естественная монополия играет важную положительную роль в рыночной экономике.

    Развитие  рыночных отношений в России сопровождается утратой положительных свойств  естественной монополии: снижение эффективности  деятельности предприятий, крайне низкие объемы инвестиций, рост спроса на услуги естественных монополий при одновременно высокой степени износа основных производственных фондов, бессистемная тарифная политика. Естественные монополии в России служат источником инфляционных импульсов, усугубляя социально-экономические диспропорции в обществе.

    При этом естественные монополии являются наиболее устойчивыми отраслями  экономики, а их деятельность тесно  интегрирована во все сферы социальной и экономической жизни. Они занимают существенную долю в ВВП и представлены бюджетообразующими и затратообразующими отраслями экономики, а уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает сильное воздействие на общий уровень цен в стране. Такой противоречивый характер развития естественных монополий в России требует проведения взвешенной государственной политики, учитывающей важную межотраслевую общественную роль естественной монополии, которую она играет в отечественной экономике.

    Особенности системы экономических отношений  естественной монополии в настоящее время проявляются в том, что она как важнейший элемент социально-ориентированной рыночной экономики находится на пересечении общественных интересов, обеспечивая равный и гарантированный доступ к услугам естественной монополии всех потребителей (инфраструктурные сети), и частно-корпоративных интересов в виде производства и сбыта продукции (услуги). Такое особое положение естественной монополии в экономике неотъемлемо предполагает участие государства для регулирования ее деятельности.

    Все это обусловливает актуальность исследования проблемы экономической природы естественной монополии, ее места и роли в рыночной экономике.

    В мировой экономике существует широкий  спектр инструментов государственного регулирования естественной монополии. В этой связи, особое значение приобретает критическое осмысление мирового опыта функционирования и государственного регулирования естественной монополии, выявление закономерностей и особенностей его развития с целью дальнейшей трансформации и адаптации положительных итогов применительно к России, разработки эффективной стратегии государственного управления отечественными естественными монополиями с учетом исторических, регионально-климатических, экономических и институциональных особенностей страны.

 

     Глава 1.

    Экономическая теория о модели естественной монополии

    Теория  естественной монополии как часть  экономической теории начинает развиваться  примерно с 60-х годов XX века, однако реальный опыт гармоничного существования этого феномена в рыночной экономике вырабатывался с середины XIX века.

    Естественная  монополия является разновидностью чистой монополии в рыночной экономике. Поэтому раскрыть ее суть невозможно без уточнения сущности монополизма  как такового. На ранних этапах анализа  сущности, факторов и условий возникновения  монополий их появление связывалось с развитием конкуренции.

    Первые  попытки выявить природу ограничения  конкуренции в виду разных причин и наделения определенных экономических  агентов особыми преимуществами были сделаны в рамках классической школы (В. Петти, А. Смит). В. Петти был одним из первых, кто отметил особенности ценообразования, свойственного данной рыночной структуре. Проблема монополии в работах А. Смита нашла свое отражение как противопоставление рынку свободной конкуренции. По его мнению, монополия является инородным рыночной системе образованием. А. Смит определяет барьеры входа на рынок монополии, а также использует экономическую категорию монопольной прибыли. Анализируя монополию с точки зрения спроса на товары, А. Смит подчеркивает наиболее естественное ее свойство – стремление удовлетворить существующий спрос по «высшей цене, которая только может быть получена», например, путем искусственного занижения объемов выпуска.

    Первые  практические подходы к исследованию монополии с позиций определения  цены, объемов производства и величины монопольной власти появились в трудах представителей математической школы (А. Курно, X. Госсена, Л. Вальраса). А. Курно анализирует чистую монополию и методы ценообразования в условиях монополии. Он впервые рассмотрел категорию естественной монополии, однако сделал это с точки зрения установления контроля над использованием именно природных, или естественных богатств – ресурсов. Определение специфики обладания исключительными правами на природный ресурс было положено в основу понятия «естественной монополии».

    В середине XIX в. под понятием «естественной  монополии» подразумевалось разное содержание. Так, не делалось различий между монополией и корпорацией. Это было обусловлено тем, что  корпорация создавалась специальными правительственными указами, которые назывались «дарованиями монополии», и получала права и привилегии, недоступные другим производителям. Подобные привилегии были достаточно разнообразны, что предопределяло наличие широкого спектра различных видов монополий.

    Дж. Ст. Милль обосновал объективную  природу возникновения естественной монополии и назвал ее естественной, противопоставляя искусственной монополии, т.е. организованной по воле государства. Указав на нефункциональность использования  ресурсов в случае строительства двух сетей передач конкурирующих компаний, дублирующих деятельность друг друга, Дж. Ст. Милль на долгое время исключил теоретическую возможность эффективного функционирования сетевых компаний в условиях конкуренции.

    Понятие «естественной монополии» сложилось на основе типологии промышленности, предложенной А. Маршаллом. В своей работе “Промышленность и торговля” А. Маршалл впервые выделил в особую группу компании по принципу наличия сетевого хозяйства, так называемых предприятий “way leafs”: железнодорожный транспорт, нефтяная промышленность, водоснабжение, газоснабжение, почта и электроэнергетика. В целом, А. Маршалл исследовал парадигму издержек монопольных компаний, что впоследствии легло в основу неоклассического, или традиционного подхода к определению роли и места естественной монополии в рыночной экономике. Согласно традиционному подходу, естественная монополия возникает тогда, когда экономия от масштаба принимает такие существенные формы, что одна фирма способна обеспечить целиком весь выпуск отрасли по более низкой цене за единицу товара, что эффективней присутствия на рынке двух или более фирм.

    В современных условиях естественной монополией признается отрасль, в которой  осталась единственная фирма в результате неограниченной конкуренции или в которой конкурентные силы ведут к неконкурентной структуре. В качестве обобщающего формального критерия применяется понятие субаддитивности функции издержек фирмы, что означает минимизацию издержек отрасли в случае оперирования единственной фирмы на рынке, обладающей лучшей технологией.

    Естественная  монополия - состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее  в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.1

    Одной из причин появления и существования  монополии является наличие столь  значительной экономии от масштаба производства, что возможно присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль. В этом случае говорят о естественной монополии. Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос без (до) того, чтобы (как) отдача от масштаба стала снижаться. Такого типа монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры зиждятся на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, оно привело бы к росту затрат.

    Ситуация  естественной монополии представлена на рис.1.1. Здесь LAC и LMC ≈ кривые средних и предельных затрат длительного периода, D ≈ кривая спроса, MR ≈ соответствующая ей кривая предельной выручки. Оптимальный выпуск и цена (Q1, P1) определяются, как обычно, пересечениемкривых LMC и MR. Прибыль монополиста составит в этом случае сумму, равную площади CP1АВ.

    

    Рис.1.1. Естественная монополия  и ее регулирование 

    Но  выпуск Q1 "слишком мал", а цена P1 "слишком высока". Наиболее целесообразным для общества был бы выпуск Q3 и цена P3, на что монополист не пойдет. Поэтому регулирующий орган должен бы установить на продукцию этой монополии цену P3 = LMC(Q3) = AR(Q3). Проблема в том, что такая цена не возместила бы затрат на производство продукции, она оказалась бы ниже средних затрат при объеме производства Q3, P3 < LAC(Q3) = GQ3 = ОН. В итоге монополист, производящий оптимальный с точки зрения общества объем продукции Q3, получал бы отрицательную прибыль (убыток), равную площади P3HGF. Чтобы монополия не покинула рынок, необходимо было бы предоставить ей дотацию в размере, по крайней мере равном той же величине P3HGF. Но предоставление дотаций может привести, хотя и не обязательно, к чистым потерям для общества.

    Возьмем газотранспортирующую компанию. Технология этой отрасли предполагает очень  высокие постоянные затраты на то, чтобы проложить и поддерживать в рабочем состоянии газопровод, компрессорное и прочее оборудование. Вместе с тем, если это оборудование уже установлено, предельные затраты на доставку дополнительной единицы газа малы. Аналогично электроснабжение потребителей обеспечивает компания, которая предварительно вложила большие постоянные затраты в создание электрических сетей, установку трансформаторов и другого оборудования. Однако, чтобы доставить потребителю дополнительный киловатт-час электроэнергии (в пределах имеющихся мощностей), требуются незначительные предельные затраты. Итак, именно высокие постоянные и низкие предельные затраты отличают естественные монополии. Поэтому ценообразование по предельным затратам приводит к их убыточности.

    Какой же может быть политика в отношении естественных монополий? Прежде всего нежелательно предоставлять их самим себе, поскольку "слишком малый выпуск" будет результатом монопольно высоких цен. В то же время нереалистично ожидать, что естественные монополии станут производить при ценах, установленных на уровне предельных затрат, из-за возникающих убытков. В различных странах эту проблему решают по-разному. В одних естественные монополии остаются частными компаниями, но регулируются специальными органами, как например в США. В других они управляются непосредственно государством или, как например во Франции, получают относительно самостоятельный статус в рамках общественного сектора экономики.

Информация о работе Естественная монополия в рыночной экономике