Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:44, методичка
Бизнес-план предприятия сервиса: Курс лекций / Н. Н. Саяпина. Омский государственный институт сервиса, 2003. 62 с.
Введение………………………………………………………………………...4
Тема 1. Основы бизнес-планирования на предприятии ...........................5
Определение бизнес-плана и его роль в современном
предпринимательстве………………………………………………………......5
1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования………….....7
1.3. Структура и последовательность разработки бизнес-плана………........9
Тема 2. Вводные разделы бизнес-плана......................................................11
2. 1. Резюме (концепция бизнеса)……...………………………………….....11
2. 2. Описание предприятия и отрасли… ……………………………….....12
2. 3. Описание продукции (работ, услуг)…………………...…………….....14
Тема 3. Аналитические разделы бизнес-плана ………….........................17
3. 1. Анализ рынка………………………………………………………...…..17
3. 2. Конкуренция…………………………………………………………......21
Тема 4. Внутрифирменные разделы бизнес-плана ……............................22
4. 1. План маркетинга………………………………………………………....22
4. 2. План производства……………………………………………………....26
4. 3. Организационный план……………………………………………….....31
Тема 5. Финансовые аспекты бизнес-планирования...............................33
5. 1. Структура и содержание финансового раздела бизнес-плана..............33
5. 2. Финансовая стратегия...............................................................................43
Тема 6. Потенциальные риски......................................................................45
6. 1. Структура и содержание раздела.............................................................45
6. 2. Особенности рисков услуг.......................................................................48
Тема 7. Организация процесса реализации бизнес-плана ......................49
7. 1. Содержание работ по реализации бизнес-плана....................................49
7. 2. Стадии реализации бизнес-плана............................................................51
7. 3. Последовательное решение и раннее осуществление этапов
реализации проектов.........................................................................................53
7. 4. Контроль и систематическое перепланирование...................................53
Заключение.......................................................................................................55
4.3.
Организационный
план
Данный раздел должен быть посвящен системе управления фирмой и ее кадровой политике. Структура раздела может иметь следующий вид:
• организационная структура;
• ключевой управленческий персонал;
• профессиональные советники и услуги;
• персонал;
• кадровая политика фирмы;
• календарный план;
• правовое обеспечение деятельности фирмы.
Организационная структура представляет собой способ и форму объединения работников для достижения поставленных целей перед предприятием производственных и управленческих целей.
В бизнес-плане следует привести:
∙ производственную структуру предприятия;
∙ функции ключевых подразделений;
∙ состав дочерних фирм и филиалов, их организационные взаимосвязи с головной фирмой;
∙ организационную структуру управления;
∙ организацию координирования и взаимодействия служб и подразделений фирмы;
∙ сведения об автоматизации системы управления;
∙ оценку соответствия организационной структуры целям и стратегиям предприятия.
Обобщающим
показателем оценки эффективности оргструктуры
является интегрированный показатель
эффективности оргструктуры (Кэ.ф.у):
где Зу – затраты на управление, приходящиеся на одного работника аппарата управления; Куп – удельный вес численности управленческих работников в общей численности; fо – фондоотдача (объем произведенной (реализованной) продукции, приходящийся на единицу основных и оборотных фондов); fв – фондовооруженность (стоимость основных и оборотных средств, приходящихся на одного работника).
В
малом бизнесе организационную
структуру рекомендуется
Ключевой управленческий персонал. Управленческий персонал является существенным фактором при продвижении и реализации бизнес-плана. Потенциальные инвесторы и партнеры придают огромное значение управленческой команде. В бизнес-плане должны быть четко отражены сильные и слабые стороны управленческого персонала. При характеристике главных менеджеров и основного персонала, отвечающих за реализацию бизнес-плана, следует указать возраст, образование, срок работы в данной фирме, предыдущие должности и места работы, функциональные обязанности, опыт работы.
В бизнес-плане отмечается размер заработной платы и дополнительных вознаграждений ключевого управленческого персонала. Для руководителя предприятия указывается его доля в уставном капитале.
В
этом подразделе может быть приведена
информация о соотношении между числом
административно-
Если какие-либо управленческие функции невозможно полностью реализовать силами своего управленческого коллектива, следует привлечь консультантов и профессионалов, специализирующихся в данных областях.
Профессиональные советники и услуги. Приводятся данные об использовании профессиональных советников, например по правовым вопросам, банковским операциям, рекламе, страхованию, включая услуги специализированных организаций.
Персонал. Указываются данные о необходимой численности и структуре кадров исходя из потребностей производства. В приложении может быть представлен расчет численности персонала, необходимого для качественного и эффективного производства продукции (услуг). Если квалификация рабочей силы неадекватна потребностям фирмы, то указывается, какие меры намечено предпринять для укомплектования кадров. Здесь же приводятся данные о системе и формах оплаты труда, дополнительных выплатах, используемых мерах поощрения, способах мотивации трудовой деятельности, режиме труда в фирме и сменяемости рабочей силы.
Кадровая политика фирмы. Описывается проектируемая система отбора кадров при приеме на работу, осуществляется выбор метода и периодичности оценки качества работы сотрудников, система продвижения работников по службе.
Календарный план (деловое расписание) приводится для вновь создаваемых предприятий, а также при осуществлении масштабных предпринимательских проектов и мероприятий на действующем предприятии. В нем указываются время и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению проекта и реализующих его цели.
Ключевыми событиями бизнес-проекта могут быть: заказ сырья и материалов, завершение дизайна, организация первой выставки товара, заказ комплектующих, начало производства, получение первого заказа, первая продажа, оплата первых счетов. Составление расписания позволяет контролировать ключевые события всего дела, предусматривать и корректировать возникающие сбои, чтобы уменьшить возможный риск.
Обсуждая главные направления работ, необходимо отметить причину возможных неточностей в календарном плане, особенно если они могут потребовать корректировки материальных и денежных потребностей.
Правовое обеспечение деятельности фирмы. В данном подразделе приводится информация о правовых аспектах деятельности: сведения о регистрации, учредительные документы, форма собственности, законодательные ограничения, особенности налогообложения, патентной защиты и т. д.
Необходимо
указать правительственные или
местные нормативные акты, касающиеся
деятельности предприятия, включая пропускной
режим в запретных зонах, требования регистрации
в органах местной власти и т. д. речь, естественно,
идет не об общих, а о конкретных условиях,
относящихся именно к этому предприятию.
ТЕМА
5. ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
5.1.
Структура и содержание
финансового раздела
бизнес-плана
В этом разделе бизнес-плана обобщают все предшествующие материалы разделов бизнес-плана и представляют их в виде финансовых формулировок и стоимостных показателей.
Раздел объединяет три направления:
1.
Финансово-экономические
• финансовая отчетность предприятия;
• анализ финансово-экономического состояния предприятия.
2.
Планирование основных
• подготовка плановых документов;
• прогноз баланса активов и пассивов предприятия;
• прогноз прибылей и убытков;
• прогноз движения денежных средств;
• финансовая оценка проекта;
• прогноз запаса финансовой прочности.
3. Финансовая стратегия
• потребность в инвестициях и источники их финансирования;
• оценка эффективности проекта в целом;
• оценка эффективности участия в проекте;
• анализ чувствительности проекта;
• портфельные инвестиции.
Финансово-экономические результаты деятельности предприятия. В раздел «Финансовый план» или в «Приложение к бизнес-плану» могут быть включены финансовые документы последнего отчетного периода. Формы финансовой отчетности желательно привести к требованиям международных стандартов.
В пункте «Финансовая отчетность предприятия» или в «Приложении к бизнес-плану» могут быть представлены финансовые документы последнего отчетного периода: отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, баланс активов и пассивов предприятия.
В настоящее время в России активно проводится работа по сближению используемых форм бухгалтерской, статистической и банковской отчетности, применяемых в международной практике, поэтому в бизнес-плане целесообразно использование форм, рекомендуемых Международным комитетом по стандартам бухгалтерского учета. В этой связи данные бухгалтерской отчетности следует привести к виду, обеспечивающему возможность их использования в процессе финансового анализа на основе методик, соответствующих международным стандартам.
Согласно международным стандартам, в странах, валюта которых подвержена значительной инфляции, необходимо производить пересчет основных отчетных данных с учетом изменения цен. Финансовые отчеты в этом случае должны пересчитываться на основе постоянной покупательской способности на дату составления баланса. Это относится к соответствующим показателям за предыдущий период.
В мировой практике инфляционно-корректирующая переоценка анализируемых объектов производится либо по колебанию курсов валют, либо по колебаниям уровней цен.
Переоценка активов, выраженных в национальной денежной единице по курсу более стабильной валюты, – весьма простой способ (это главное достоинство). Однако этот метод дает неточные результаты в силу того, что курсовые соотношения рубля и доллара не совпадают с их реальной покупательной способностью. Из-за этого более точной является переоценка вторым методом, который может быть или методом учета изменения общего уровня, или методом пересчета статей актива баланса в текущие цены.
Метод учета изменения общего уровня заключается в том, что различные статьи финансовых объектов рассчитываются в денежных единицах финансовой покупательной способности (без учета структуры активов, оценивается все имущество).
По
результатам корректировки
Универсальная
формула пересчета статей баланса
в денежные единицы одинаковой покупательной
силы:
(5.1)
где РВ – реальная величина данной статьи; НВ – номинальная статья; – индекс инфляции на момент или за период анализа; – индекс инфляции в базовом периоде или на начальную дату отслеживания величины статьи в балансе.
Метод пересчета статей целесообразно применять, когда цены на разные группы товарно-материальных ценностей растут неодинаково. Этот метод позволяет отразить разную степень изменений стоимости производственных запасов, основных средств, амортизации, происшедших в результате инфляции. Суть метода – переоценка всех статей исходя из их текущей стоимости. В качестве текущей стоимости используется стоимость воспроизводства, цена возможной реализации (ликвидационная) или экономическая стоимость.
Ликвидация выражает потенциальную чистую текущую цену продажи активов за вычетом затрат на их доработку и реализацию.
Инфляционной корректировке должны подвергаться лишь так называемые «неденежные» статьи: основные средства (в том числе нематериальные активы), производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, МБП, обязательства, которые должны быть погашены поставкой определенных товаров и (или) оказанием услуг, и т. д. Напротив, «денежные» статьи (денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженности, кредиты, займы, депозиты, финансовые вложения и т. д.) независимо от изменения общего уровня цен инфляционной корректировке не подлежат. Обусловлено это тем, что на каждый данный момент они уже выражены в денежных единицах текущей покупательной силы. В переоцениваемую отчетность «денежные» статьи включаются по номиналу или по себестоимости, а «неденежные» – в условной оценке, полученной в результате пересчета первоначальных стоимостей.