Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:44, методичка
Бизнес-план предприятия сервиса: Курс лекций / Н. Н. Саяпина. Омский государственный институт сервиса, 2003. 62 с.
Введение………………………………………………………………………...4
Тема 1. Основы бизнес-планирования на предприятии ...........................5
Определение бизнес-плана и его роль в современном
предпринимательстве………………………………………………………......5
1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования………….....7
1.3. Структура и последовательность разработки бизнес-плана………........9
Тема 2. Вводные разделы бизнес-плана......................................................11
2. 1. Резюме (концепция бизнеса)……...………………………………….....11
2. 2. Описание предприятия и отрасли… ……………………………….....12
2. 3. Описание продукции (работ, услуг)…………………...…………….....14
Тема 3. Аналитические разделы бизнес-плана ………….........................17
3. 1. Анализ рынка………………………………………………………...…..17
3. 2. Конкуренция…………………………………………………………......21
Тема 4. Внутрифирменные разделы бизнес-плана ……............................22
4. 1. План маркетинга………………………………………………………....22
4. 2. План производства……………………………………………………....26
4. 3. Организационный план……………………………………………….....31
Тема 5. Финансовые аспекты бизнес-планирования...............................33
5. 1. Структура и содержание финансового раздела бизнес-плана..............33
5. 2. Финансовая стратегия...............................................................................43
Тема 6. Потенциальные риски......................................................................45
6. 1. Структура и содержание раздела.............................................................45
6. 2. Особенности рисков услуг.......................................................................48
Тема 7. Организация процесса реализации бизнес-плана ......................49
7. 1. Содержание работ по реализации бизнес-плана....................................49
7. 2. Стадии реализации бизнес-плана............................................................51
7. 3. Последовательное решение и раннее осуществление этапов
реализации проектов.........................................................................................53
7. 4. Контроль и систематическое перепланирование...................................53
Заключение.......................................................................................................55
Показатели экспорта и его возможности. Если планируется продукцию поставлять на внешний рынок, следует привести основные показатели, характеризующие экспорт: страна, объем продаж, валютная выручка. По другим товарам (услугам) указываются возможность и целесообразность приспособления продукции (услуг) к условиям и требованиям зарубежных потребителей.
Основные направления совершенствования продукции. В этом пункте приводятся основные цели, направления и возможности модернизации продукции с целью дальнейшего удовлетворения запросов потребителей.
Возможные ключевые факторы успеха. Отражаются объективные преимущества появления нового товара, услуги на рынке, например, новый для рынка продукт (услуга), выигрыш во времени с появлением товара (услуги) на рынке и т. д.
В данном разделе важно представить, какими новыми уникальными свойствами обладает товар, доказать, что он способен вызвать интерес покупателей.
Если предлагаемый к производству продукт (к оказанию услуга) находится еще на стадии разработки, следует указать, сколько еще времени и средств потребуется до полного завершения разработки, испытаний и представления продукта (услуги) на рынок.
Следует
отметить, что при разработке бизнес-плана
по бизнес-линии данный раздел должен
иметь детальную проработку, характеризуя
объект бизнес-линии (продукцию, услуги),
необходимо особо подчеркнуть его уникальность,
важность для потребителя.
ТЕМА
3. АНАЛИТИЧЕСКИЕ
РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА
3.1.
Анализ рынка
Исследование и анализ рынка сбыта – один из важнейших этапов разработки бизнес-планов, который должен дать ответы на вопросы: кто, почему и в каких количествах покупает или будет покупать продукцию предприятия.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что слабое знание рынка является одной из главных причин несостоятельности многих коммерческих проектов. К числу основных задач предприятия, решаемых в данном разделе бизнес-плана, относится определение спроса и емкости каждого рынка (при необходимости сегмента) по каждому виду товаров (услуг). Эти показатели будут характеризовать возможные объемы сбыта товаров (услуг). От того, насколько тщательно изучены и определены уровень и структура спроса, тенденции его изменения, будет зависеть как успех предприятия на рынке, так и время, в течение которого оно может удержать на нем свои позиции.
Этот раздел бизнес-плана является наиболее трудным для разработки. При изложении материала следует особенно проявлять реализм, не преувеличивая своих возможностей и не преуменьшая возможностей конкурентов.
Основу содержания раздела составляют результаты исследования рынка. Объем необходимой для анализа информации достаточно велик, так как изучаются все условия, имеющие значение для успешной реализации товара.
В бизнес-плане должны найти отражение следующие направления комплексного исследования рынка:
• определение типа рынка;
• определение рыночной структуры;
• оценка конъюнктуры рынка;
• отбор целевых сегментов;
• позиционирование товара (услуги);
• прогноз объема продаж.
Тип рынка определяется по каждому товару или услуге. Для этого можно опираться на классификации рынков:
1)
по сфере общественного
2)
по характеру конечного
3)
по сроку использования (рынок
товаров долговременного
4) по территориальному охвату (мировой, внутренний, региональный);
5) по соотношению продавцов и покупателей (рынок свободной конкуренции, рынок монополистической конкуренции и т. д.).
При определении типа рынка следует также дать его характеристику, т. е. указать стадию развития рынка (тенденцию роста или спада), исторические и экономические причины существования рынка, территориальное размещение рынка (регион и концентрация населения), ограничения рынка (экономические, правовые и др.) и т. д.
При определении рыночной структуры рынка проводится его сегментация – разделение общей совокупности потребителей на определенные группы (сегменты), для которых характерны общие потребности, требования к товару и мотивы его приобретения. Практическое использование приемов сегментации предполагает нахождение оптимального соотношения между процессами стандартизации и дифференциации продукции. В бизнес-плане указываются основные потребители и принципы их сегментации, отмечается, что привлекает типичного покупателя данного сегмента, очерчивается круг наиболее привлекательных сегментов.
На этапе оценки конъюнктуры рынка осуществляется оценка численности покупателей в каждом из выделенных сегментов и замер спроса, определение емкости рынка и степени удовлетворения спроса. На основе этих данных осуществляется отбор наиболее выгодных для предприятия сегментов – целевых рынков.
На этапе отбора целевых сегментов помимо непосредственно отбора также исследуется положение предприятия на рынке. Для первого года продаж в этом пункте указываются:
▪ основные потребители товара (услуги), приводятся данные о заказах, контрактах, письменных обязательствах, имеющихся у предприятия;
▪ потенциальные потребители, уже выразившие заинтересованность в товаре;
▪ потенциальные потребители, не выразившие пока заинтересованности в товаре (услуге); объясняется, как предприятие намерено их завоевать.
На этапе позиционирование товара (услуги) описываются действия по выведению товара (услуги) на рынок и обеспечению ему (ей) конкурентоспособного положения.
Одним из основных показателей, связанных с прогнозом развития рынка, является прогноз объемов продаж. Основываясь на оценке преимуществ, производимых предприятием товаров (услуг), определяют возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении. При этом, учитывая известную неопределенность рыночной ситуации, целесообразно подготовить в рабочем варианте бизнес-плана три варианта развития: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. В дальнейшем необходимо вернуться к этому разделу, откорректировать его в соответствии с разделом бизнес-плана «Риски». В официальный бизнес-план будет включен один из трех вариантов продаж – наиболее оптимальный. Правильно определенный прогноз продаж служит основой для организации производственного процесса, эффективного разделения средств, должного контроля над запасами.
Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом. Прогнозы продаж являются хорошим инструментом менеджмента, помогающим определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки денежной наличности предприятия.
Прогнозный объем продаж оформляется в табличной форме (табл. 6).
В комментариях к таблице указываются влияние изменения спроса, качества, цены, расходов на рекламу, действий конкурентов на будущий объем продаж. Для новых рынков учитываются также возможности новых торговых агентов и посредников и влияние конкуренции на новых рынках по сравнению со старыми.
В
бизнес-плане обязательным является
представление основных показателей в
прогнозных ценах, т. е. в ценах, выраженных
в денежных единицах, соответствующих
покупательной способности каждого периода
осуществления проекта. Следует отметить,
что прогнозные цены включают прогнозируемый
уровень инфляции.
Таблица 6
Прогноз продаж по виду продукции
Показатель | Годы | Общие продажи | |||||||
200_ | 200_ | 200_ | 200_ | 200_ | |||||
Кварталы | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Рынок
А
Продано продукции, ед. Цена, р. Всего продаж, тыс. р. |
|||||||||
Рынок
В
Продано продукции, ед. Цена, р. Всего продаж, тыс. р. |
|||||||||
Рынок
С
Продано продукции, ед. Цена, р. Всего продаж, тыс. р. |
|||||||||
Общие продажи |
Инфляционная
среда предприятия может зависеть от
отрасли, региона и множества других факторов.
В практике бизнес-планирования чаще всего
инфляционные ожидания описываются группой
сводных показателей по основным статьям
поступлений и затрат.
Таблица 7
Прогноз уровня инфляции
Объект | Уровень инфляции, % | ||||||
200_ г. | 200_ г. | 200_г. | |||||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | 1 п/г. | 2 п/г. | ||
Общая инфляция (инфляция общего уровня цен) * | |||||||
Сбыт | |||||||
Переменные издержки | |||||||
Заработная плата | |||||||
Постоянные издержки | |||||||
Основные фонды | |||||||
*
Индекс изменения общего |
Прогноз уровня инфляции должен быть представлен в форме таблицы (см. табл. 7), которую целесообразно разместить в приложении к бизнес-плану.
Для удобства расчетов промежуточные вычисления показателей могут выполняться в базисных ценах. Прогнозирование основных показателей в бизнес-плане по периодам проекта проводится следующим образом: первый год – по месяцам (или по кварталам), второй год – по кварталам (или по полугодиям), последующие годы – в целом за год.
3. 2. Конкуренция
Целью
данного раздела бизнес-плана
является обоснование выбора тактики
конкуренции предприятия в
Важнейшим направлением исследования деятельности конкурентов является бенчмаркетинг, который можно определить как исследование технологии, технологических процессов и методов организации производства и сбыта продукции на лучших предприятиях партнеров и конкурентов в целях повышения эффективности собственной фирмы.
Бенчмаркетинг становится искусством обнаружения того, что другие делают лучше, и изучением, усовершенствованием и применением их методов работы.
В основе бенчмаркетинга лежит анализ превосходства – это взгляд на внутренние функции, деятельность и опыт со следующими целями:
▫ определить лучшие результаты;
▫ проанализировать свою работу;
▫ выявить недостатки в функционировании;
▫ устранить слабые места;
▫
создать мотивацию к
Структура раздела может быть следующей:
• анализ сильных и слабых сторон предприятия и основных конкурентов;
• оценка конкурентоспособности продукции и услуг;
• оценка конкурентоспособности предприятия;
• конкурентное преимущество предприятия.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия и основных конкурентов выполняется на основе данных SWOT-анализа. При этом рассматриваются преимущественно факторы, отражающие уровень конкурентоспособности товара. По результатам анализа отмечаются преимущества и недостатки в производственно-хозяйственной деятельности как предприятия, так и основных конкурентов; выявляется наиболее конкурентоспособный товар на данном рынке, который может использовать в качестве товара-образца при оценке конкурентоспособности товара предприятия.