Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:44, методичка
Бизнес-план предприятия сервиса: Курс лекций / Н. Н. Саяпина. Омский государственный институт сервиса, 2003. 62 с.
Введение………………………………………………………………………...4
Тема 1. Основы бизнес-планирования на предприятии ...........................5
Определение бизнес-плана и его роль в современном
предпринимательстве………………………………………………………......5
1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования………….....7
1.3. Структура и последовательность разработки бизнес-плана………........9
Тема 2. Вводные разделы бизнес-плана......................................................11
2. 1. Резюме (концепция бизнеса)……...………………………………….....11
2. 2. Описание предприятия и отрасли… ……………………………….....12
2. 3. Описание продукции (работ, услуг)…………………...…………….....14
Тема 3. Аналитические разделы бизнес-плана ………….........................17
3. 1. Анализ рынка………………………………………………………...…..17
3. 2. Конкуренция…………………………………………………………......21
Тема 4. Внутрифирменные разделы бизнес-плана ……............................22
4. 1. План маркетинга………………………………………………………....22
4. 2. План производства……………………………………………………....26
4. 3. Организационный план……………………………………………….....31
Тема 5. Финансовые аспекты бизнес-планирования...............................33
5. 1. Структура и содержание финансового раздела бизнес-плана..............33
5. 2. Финансовая стратегия...............................................................................43
Тема 6. Потенциальные риски......................................................................45
6. 1. Структура и содержание раздела.............................................................45
6. 2. Особенности рисков услуг.......................................................................48
Тема 7. Организация процесса реализации бизнес-плана ......................49
7. 1. Содержание работ по реализации бизнес-плана....................................49
7. 2. Стадии реализации бизнес-плана............................................................51
7. 3. Последовательное решение и раннее осуществление этапов
реализации проектов.........................................................................................53
7. 4. Контроль и систематическое перепланирование...................................53
Заключение.......................................................................................................55
ТЕМА
2. ВВОДНЫЕ РАЗДЕЛЫ
БИЗНЕС-ПЛАНА
2.1.
Резюме (концепция бизнеса)
Концепция бизнеса (резюме) – это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся. Концепция является сокращенной версией самого бизнес-плана. В связи с этим она может иметь и самостоятельное значение, трактоваться как рекламный документ, использоваться как рекламный документ, использоваться при предоставлении заявки потенциальному инвестору.
Порядок изложения концепции достаточно свободен. Основные требования – простота и лаконичность изложения, запоминаемость. Объем раздела не должен превышать 3–4 страниц.
Материал резюме рекомендуется излагать в следующей последовательности:
1. Сущность проекта (основные преимущества и уникальность предлагаемого бизнеса, перспективы его развития).
2. Цели и задачи бизнес-плана.
3. Экономическое обоснование и эффективность проекта (основные финансовые результаты и прогнозируемая эффективность для инвестора и для производителя).
4. Сведения о фирме (дата создания и расширения, организационно-правовая форма, структура капитала, основной банк, в котором открыты счета фирмы, специализация, имидж фирмы, основные потребители, ресурсы предприятия, его текущее финансовое состояние, ситуация на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству).
5. Команда управления.
6. План действий (долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия). Данные целесообразно представить в табличной форме (например, табл. 3).
Таблица 3
План действий
Стратегия | Задачи реализации стратегии | План
мероприятий |
Сроки
реализации |
7. Финансирование (потребности в инвестициях, направления их использования, предлагаемые источники финансирования, риск инвестирования).
8. Планы возврата заемных средств (срок гарантированного возврата кредита, условия инвестирования).
9. Гарантии возврата инвестиций.
10.
Назначение бизнес-плана (для потенциального
инвестора или кредитора, возможных партнеров
по бизнесу или акционеров, соучредителей,
руководства предприятия или самого предпринимателя,
оказания государственной поддержки или
поддержки органов местного самоуправления).
2.2.
Описание предприятия
и отрасли
Данный раздел бизнес-плана содержит общее описание фирмы. В описание входят все характеристики, которые прямо или косвенно связаны с предстоящим или существующим бизнесом.
Ключевые элементы раздела:
• основные сведения о предприятии;
• краткая история предприятия;
• тип бизнеса, основные виды деятельности;
• месторасположение предприятия;
• характеристика отрасли;
• роль и тенденции развития предприятия внутри отрасли;
• факторы, влияющие на деятельность предприятия (SWOT-анализ);
• цели и стратегии бизнеса.
Основные сведения о предприятии включают:
▪ полное и сокращенное наименование предприятия, дату и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический и почтовый адреса предприятия, банковские реквизиты;
▪ организационно-правовую форму;
▪ размер уставного капитала, виды, количество, номинальную стоимость выпущенных акций;
▪ учредителей предприятия с указанием их доли в уставном капитале;
▪ принадлежность предприятия к различного рода объединениям, членство на биржах;
▪ наличие филиалов, представительств;
▪ юридические лица, в которых предприятие владеет 5% собственности.
В разделе указывается тип предлагаемого бизнеса (производство, обслуживание, розничные продажи, распределение). Представляются те виды деятельности, которыми предприятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей перспективе.
В
разделе описываются
В сфере услуг особое внимание фокусируется на определении приемлемого месторасположения – близость к заказчику является определяющей.
При образовании нового предприятия вопрос местонахождения предприятия должен иметь более детальную проработку. Следует объяснить, почему выбрано данное место и как влияют все перечисленные факторы месторасположения фирмы на выручку, себестоимость, прибыль, приводя при этом ссылки на конкретные варианты расчета в приложениях бизнес-плана. Если месторасположение является важным с точки зрения плана маркетинга, следует более подробно изложить это в маркетинговом разделе.
Особое
место в бизнес-плане
При описании в бизнес-плане факторов, влияющих на деятельность предприятий, речь идет о факторах и условиях, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность:
∙ экономические (цикл деловой активности, инфляция, уровень безработицы, покупательская способность населения и т.д.);
∙ политические (нестабильность в регионах, где находятся источники сырья или рынки сбыта, законодательная нестабильность);
∙ демографические (рождаемость, старение населения, миграция);
∙ природные (наличие природных ресурсов, сырья, материалов);
∙ научно-технические;
∙ культурные.
Эффективным инструментом для проведения анализа предприятия по отношению к внешней среде служит SWOT-анализ (SWOT – сокращенное название, образованное из начальных букв английских слов: Strength –сила, Weakness – слабость, Opportunity – возможность, Threat – угрозы).
SWOT-анализ предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия, изучение среды и прогнозирование потенциальных угроз, анализ стратегических и тактических возможностей предприятия, разработку мероприятий по «нейтрализации» угроз, минимизации слабых сторон, укрепление сильных сторон предприятия и расширение возможностей. Тщательность оценки и степень ее детализации в бизнес-плане зависят от назначения и целей анализа.
Заканчивается
раздел «Описание предприятия и
отрасли» формулировкой миссии
и целей деятельности
предприятия и определением стратегии
бизнеса. Совмещение потенциальных
возможностей предприятия и условий внешней
среды ввиду необходимости реализации
проекта, осуществляемое в процессе SWOT-анализа,
позволяет уточнить цели и задачи предприятия.
Главная цель деятельности предприятия
в конкретном промежутке времени не может
быть определена отдельно от общей стратегии
развития фирмы.
В разделе представляется описание продукции (работ, услуг) предприятия с позиций потребителя, производится их комплексная оценка. С этой целью приводятся следующие сведения:
• потребности, удовлетворяемые товаром;
• показатели качества;
• экономические показатели;
• внешнее оформление;
• сравнение с другими аналогичными товарами;
• патентная защищенность;
• показатели экспорта и его возможности;
• основные направления совершенствования продукции;
• возможные ключевые факторы успеха.
Потребности, удовлетворяемые товаром. В бизнес-плане отражаются область применения – основная и второстепенная (косвенная польза), перечень функциональных особенностей, факторы привлекательности товара (ценность, возможность приобретения, цена, качество, срок службы, форма и т. д.), преимущества, факторы, обеспечивающие уникальность, недостатки и методы их преодоления.
Анализ
сильных и слабых сторон товара целесообразно
завершить подготовкой следующий данных,
сведенных в табл. 4.
Таблица 4
Сильные и слабые стороны товара
Преимущества товара | Слабые стороны товара | ||
Лучшее
Качество |
Что его обеспечивает
(снижение цены, рост объемов, специальные характеристики) |
Недостатки | Методы их преодоления |
Показатели качества. Набор свойств, как и уровень качества, следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Показатели качества также могут быть представлены в виде таблицы, некоторые из них могут иметь количественную оценку. Указывается наличие сертификатов.
Экономические
показатели целесообразно свести в
табличную форму (см. табл. 5) и дать
краткие пояснения.
Таблица 5
Экономические показатели продукции
Вид
продукции |
Цена потребления | Показатели
единицы
Продукции | |||||
продажная цена | доставка | установка | … | итого: | себестоимость | прибыль | |
Внешнее оформление. Соответствие современному дизайну, форме изделия, функциям. Бизнес-план значительно выигрывает, если в нем будут представлены фотографии или рисунки изделия.
Сравнение с другими аналогичными товарами определяет основные отличия нового или существующего товара от товара конкурента. Если товар, предлагаемый предприятием, не отличается от других, имеющихся на рынке, то должно быть указано, чем предполагается привлечь покупателей.
Патентная защищенность. Необходимо позаботиться о защите авторских прав, торговых знаков. Все новые изделия, идеи, технологии, по возможности, должны быть запатентованы или защищены торговыми знаками в бизнес-плане. В разделе должны быть описаны патентные права предприятия, патенты, товарные знаки. Указывается наличие лицензий на эти объекты, а также на ноу-хау. Подробности патентных документов могут быть отнесены в приложение к бизнес-плану.