Бизнес-план предприятия сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:44, методичка

Описание работы

Бизнес-план предприятия сервиса: Курс лекций / Н. Н. Саяпина. Омский государственный институт сервиса, 2003. 62 с.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...4

Тема 1. Основы бизнес-планирования на предприятии ...........................5
Определение бизнес-плана и его роль в современном

предпринимательстве………………………………………………………......5

1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования………….....7

1.3. Структура и последовательность разработки бизнес-плана………........9

Тема 2. Вводные разделы бизнес-плана......................................................11

2. 1. Резюме (концепция бизнеса)……...………………………………….....11

2. 2. Описание предприятия и отрасли… ……………………………….....12

2. 3. Описание продукции (работ, услуг)…………………...…………….....14

Тема 3. Аналитические разделы бизнес-плана ………….........................17

3. 1. Анализ рынка………………………………………………………...…..17

3. 2. Конкуренция…………………………………………………………......21

Тема 4. Внутрифирменные разделы бизнес-плана ……............................22

4. 1. План маркетинга………………………………………………………....22

4. 2. План производства……………………………………………………....26

4. 3. Организационный план……………………………………………….....31

Тема 5. Финансовые аспекты бизнес-планирования...............................33

5. 1. Структура и содержание финансового раздела бизнес-плана..............33

5. 2. Финансовая стратегия...............................................................................43

Тема 6. Потенциальные риски......................................................................45

6. 1. Структура и содержание раздела.............................................................45

6. 2. Особенности рисков услуг.......................................................................48

Тема 7. Организация процесса реализации бизнес-плана ......................49

7. 1. Содержание работ по реализации бизнес-плана....................................49

7. 2. Стадии реализации бизнес-плана............................................................51

7. 3. Последовательное решение и раннее осуществление этапов

реализации проектов.........................................................................................53

7. 4. Контроль и систематическое перепланирование...................................53

Заключение.......................................................................................................55

Работа содержит 1 файл

БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСА лекции 2003.doc

— 678.00 Кб (Скачать)

    Команде предстоит действовать не только во время периода внедрения, поэтому следует образовать ядро из управляющего, технического и обслуживающего персонала, которое впоследствии войдет в состав управления фирмой при ее дальнейшем функционировании.

    Основной  инжиниринг. Окончательные планировка предприятия и его дизайн, подготовленные в бизнес-плане, являются отправной точкой для детального инжиниринга. Во время фазы реализации тщательно разрабатывают полную документацию подготовки площадки, заказывают машины и оборудование, для чего привлекают инженеров, архитекторов и плановиков, совместная работа которых требует эффективной координации. Стоимость этой работы и необходимое на нее время должны быть оценены в бизнес-плане. Команда реализации проекта обеспечивается полным набором технической документации задолго до начала строительства и установки оборудования.

    Важный  аспект, не получающий должного внимания, – это обеспечение детального руководства по обслуживанию и ремонту оборудования. Следует добиться, чтобы текст инструкций, графики и диаграммы могли бы быть использованы будущими операторами и обслуживающим персоналом.

    Представление предложений, переговоры и заключение контрактов. Эти стадии включают: определение подрядчиков, консультантов и поставщиков; подготовку, представление и оценку предложений; переговоры и заключение контрактов.

    Промежуток  времени между предложением цены и окончательным заключением контракта может быть запланирован без особых трудностей. Время до поставки оборудования может быть от нескольких месяцев (для относительно небольшой фирмы) до двух лет (для сложных предприятий). Следует так запланировать время поставок, чтобы обеспечить появление оборудования в последовательности, которая была бы оптимальна как для поставок, так и для строительства. Необходимо предвидеть все критические этапы для транспорта по поставкам объемных или тяжелых машин и оборудования. В компании поставщиков необходимо осуществлять контроль качества, организовывать погрузку и транспортные пути, подготавливать коммерческие документы. Необходимо предусмотреть склады и помещения, где будет располагаться оборудование до установки на предприятии.

    Приобретение  земли. Возможности для приобретения земли могут быть рассмотрены на ранней стадии, но следует иметь в виду, что для каждой возможной площадки должен быть подготовлен всесторонний план использования, предусмотрен надлежащий доступ на участок предприятия, а транспортные пути разработаны так, чтобы выдерживать нагрузку интенсивного движения во время строительства и перевозки товаров, материалов, полуфабрикатов.

    Обеспечение сырьем и обслуживанием. Во время реализации бизнес-плана необходимо завершить мероприятия по поставке основных производственных материалов. Если часть товаров или материалов закупается у поставщиков, то следует изучить возможные препятствия в цепочке поставщик-покупатель, а также решить все проблемы, которые могут возникнуть во время транзита.

    Для решения критических производственных вопросов обязательно использование контрольной системы достаточности качества.  

    7.3. Последовательное  решение и раннее  осуществление этапов 

    реализации проектов 

    В процессе бизнес-планирования чаще всего окончательное решение о начале реализации проектов задерживается до момента утверждения бизнес-планов руководителем, однако это не всегда оправдано.

    При методе «аккордеон» применяется  другой подход. В конце каждого этапа действий становится ясно, что необходимо предпринять определенное действие независимо от выводов, полученных на последующих этапах. Например, после анализа перспективы развития отрасли или рынка, становится очевидно, что возможности фирмы наблюдать за внешней средой недостаточны. В конце анализа конкурентоспособности может оказаться, что у фирмы нет будущего в некоторых традиционных зонах хозяйствования и поэтому необходимо прекратить капиталовложения в эти зоны во избежание дальнейших потерь. В таких случаях отсрочка действий, которые, в конечном счете, все равно должны быть предприняты, ничего не дает. Следовательно, соответствующие программы должны начинаться с каждого этапа действий методом «аккордеон». Это дает ряд преимуществ.

    ▪ Рассредоточение решений во времени обеспечивает равномерную рабочую нагрузку на высших руководителей фирмы, снижает перегрузки, сопровождающие принятия решений в обычном порядке в момент утверждения бизнес-планов.

    ▪ Раннее начало программ аналогичным образом позволяет рассредоточить нагрузку, связанную с реализацией, и обеспечивает раннее завершение процесса изменения.

    ▪ Реализация, происходящая параллельно  планированию, обеспечивает цепную обратную связь по дополнительному обоснованию плановых решений и их предпосылок.

    ▪ Раннее начало реализации развивает  и совершенствует потенциал для  принятия стратегических решений о реализации, которые последуют в конце процесса планирования.

    ▪ Возможность более раннего принятия решений позволяет менеджерам контролировать продолжительность процесса изменений, согласуя его, таким образом, со временем принятия решения.  

    7. 4. Контроль и систематическое перепланирование 

    Для контроля за выполнением бизнес-плана необходимо установить контрольные точки, по которым можно было бы определять своевременность выполнения плана. Как правило, планы составляются на год вперед, но это не означает, что точки должны устанавливаться на конец периода. Соотношение доходов и расходов предприятия, состояние денежной наличности, уровень запасов на складе, выполнение производственных планов, качество продукции, счета, переходящие с предыдущего периода, и т. д. следует проверять регулярно, например, раз в месяц. Система контроля должна быть простой, но в то же время обеспечивать всех лиц, принимающих ключевые решения, своевременной информацией, чтобы своевременно могли применить корректирующие меры в случае возникновения отклонений. Ниже приведено краткое описание каждого элемента системы контроля.

    Контроль  за запасами. Контролируя уровень запасов, фирма заботится не только о себе, но и о потребителе: и чем быстрее удастся окупить деньги, овеществленные в сырье, материалах и готовой продукции на складе, тем быстрее их можно будет вложить вновь в процесс производства, и, следовательно, тем больше товаров и услуг фирма сможет предложить своим клиентам.

    Производственный  контроль предполагает сравнение уровня издержек, предусмотренных в плане, с отчетными цифрами. Особое внимание следует обратить на такие показатели, как полезная нагрузка на танки  и оборудование, число отработанных человеко-часов, продолжительность производственного цикла, время ожидания и время простоя.

    Контроль  за качеством в значительной мере зависит от типа производства, но цель его всегда одна – обеспечить безотказную работу по изготовлению товара, оказанию услуги.

    Контроль  за продажами. Информация об увеличении или снижении продаж в натуральных и стоимостных показателях, о средней стоимости одной покупки, одной услуги, соблюдении сроков поставки, количестве товаров, проданных в кредит, необходима для правильной оценки бизнес-плана. Очень важно также создать надежную систему контроля за поступлением платежей, чтобы избежать просроченных счетов и безнадежных долгов.

    Контроль  за расходами необходим для отслеживания расходования денежных средств и потребности в них.

    Систематическая корректировка бизнес-плана. Влияние факторов внешней и внутренней среды вызывает необходимость корректировки бизнес-плана. Главный проект-менеджер должен уметь улавливать новые тенденции во внутренней жизни фирмы, в отрасли, в рыночной конъюнктуре и вносить соответствующие корректировки в бизнес-план. Корректировка плана дает возможность, не изменяя целей, менять пути их достижения и, следовательно, повышать шансы предприятия на успех. 
 

    Заключение 

    В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно  его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д.

    Необходимо  точно представлять свои потребности  на перспективу не только в материальных, трудовых, интеллектуальных, но и в финансовых ресурсах, что особенно существенно в рыночной экономике. Важно предусмотреть и источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Следовательно, обеспечение его хозяйственной деятельности, осуществляемое на основе плана, является важнейшей задачей для любого менеджера. Обширный опыт зарубежных и российских предприятий доказывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, его игнорирование или некомпетентное осуществление приводят к огромным экономическим потерям и в конечном счете к банкротству.

    Бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности компании и в то же время как  необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка.

    Не  будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только конкретным коммерческим проектом, но и всем предприятием. Благодаря бизнес-плану у управляющего появляется возможность взглянуть на предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий деятельный анализ экономических и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизоваться.

    Бизнес-план – многоплановый управленческий инструмент. Он предусматривает решение как стратегических, так и тактических задач независимо от его функциональной ориентации, в том числе организационно-управленческую и финансово-экономическую оценку состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период.

    Бизнес-план обеспечивает объективное представление  о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, организационно-правовой формы компании.

    Бизнес-планирование помогает менеджеру не упустить их и использовать для преобразования и повышения эффективности деятельности на рынке.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

    1. Андрейчиков А. В. Анализ, синтез, планирование решений в экономике: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. 368 с.

    2. Бизнес-план инвестиционного проекта:  отечественный и зарубежный опыт: Учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2002. 432 с.

    3. Бизнес-план: метод. материалы / Под. ред. Р. Г. Маниловского. М.: Финансы и статистика, 1994. 80 с.

    4. Бизнес-план: Опыт, проблемы / Любанова Т. П. и др. М.: ПРИОР, 1998. 96 с.

    5. Бизнес-план: Опыт, проблемы: Учеб.-практ.  пособие. М.: ПРИОР, 1998. 96 с. 

    6. Блэквэлл Э. Как составить бизнес-план / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1998. 160 с.          

    7. Бринк И. Ю., Савельева Н. А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика / Ростов н/Д: Феникс, 2002. 384 с.

    8. Буров В. П. и др. Бизнес-план: методика составления. Реальный пример. М., 1995. 88 с.

    9. Бэнгз Д. Руководство по составлению бизнес-плана / Пер. с англ. М.: Финпресс, 1998. 256 с.

    10. Головань С. И. Бизнес-планирование: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 320с.

    11. Горемыкин В. А., Богомолов А. Ю. Бизнес-план: Методика, разработки. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Ось-89, 2002. 864 с.

    12. Горемыкин В. А., Богомолов А. Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия: Метод. пособие. М.: Инфра-М, 1997. 334 с.

    13. Ковелло Дж. Бизнес-планы: Справочное руководство / Пер. с англ. М.: БИНОМ, 1998. 352., ил.

    14. Липсиц И. В. Бизнес-план – основа успеха. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Дело, 1994. 112с.

Информация о работе Бизнес-план предприятия сервиса