Бизнес-план предприятия сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:44, методичка

Описание работы

Бизнес-план предприятия сервиса: Курс лекций / Н. Н. Саяпина. Омский государственный институт сервиса, 2003. 62 с.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...4

Тема 1. Основы бизнес-планирования на предприятии ...........................5
Определение бизнес-плана и его роль в современном

предпринимательстве………………………………………………………......5

1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования………….....7

1.3. Структура и последовательность разработки бизнес-плана………........9

Тема 2. Вводные разделы бизнес-плана......................................................11

2. 1. Резюме (концепция бизнеса)……...………………………………….....11

2. 2. Описание предприятия и отрасли… ……………………………….....12

2. 3. Описание продукции (работ, услуг)…………………...…………….....14

Тема 3. Аналитические разделы бизнес-плана ………….........................17

3. 1. Анализ рынка………………………………………………………...…..17

3. 2. Конкуренция…………………………………………………………......21

Тема 4. Внутрифирменные разделы бизнес-плана ……............................22

4. 1. План маркетинга………………………………………………………....22

4. 2. План производства……………………………………………………....26

4. 3. Организационный план……………………………………………….....31

Тема 5. Финансовые аспекты бизнес-планирования...............................33

5. 1. Структура и содержание финансового раздела бизнес-плана..............33

5. 2. Финансовая стратегия...............................................................................43

Тема 6. Потенциальные риски......................................................................45

6. 1. Структура и содержание раздела.............................................................45

6. 2. Особенности рисков услуг.......................................................................48

Тема 7. Организация процесса реализации бизнес-плана ......................49

7. 1. Содержание работ по реализации бизнес-плана....................................49

7. 2. Стадии реализации бизнес-плана............................................................51

7. 3. Последовательное решение и раннее осуществление этапов

реализации проектов.........................................................................................53

7. 4. Контроль и систематическое перепланирование...................................53

Заключение.......................................................................................................55

Работа содержит 1 файл

БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСА лекции 2003.doc

— 678.00 Кб (Скачать)

    При проведении сравнительного анализа  сильных и слабых сторон необходимо уделять внимание тем характеристикам, покупателям, которые наиболее значимы с точки зрения покупателей, т. е. отражают уровень конкурентоспособности продукции (услуг) предприятия.

    Оценка  конкурентоспособности  продукции и услуг  осуществляется посредством расчета интегрального показателя относительной конкурентоспособности товара на основе совокупности нормативно-производственных, потребительских и экономических параметров изделий при сравнении с товаром-образцом.

    Оценка  конкурентоспособности  предприятия. С учетом особенностей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия осуществляется отбор факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия в целом, на основе которых строится обобщающая оценка уровня конкурентоспособности предприятия.

    Факторов, влияющих на конкурентоспособность  предприятия, достаточном много. Действие их часто разнонаправлено, поэтому при определении уровня конкурентоспособности предприятия следует использовать обобщенные оценки:

    ▪ метод суммы мест;

    ▪ метод балльной оценки;

    ▪ метод взвешенных рейтингов;

    ▪ метод построения профиля требований.

    Подробно  данные методы рассматриваются в  курсе маркетинга.

    Конкурентное  преимущество предприятия. В процессе бизнес-планирования проведение расчетов по оценке конкурентоспособности продукции имеет своей целью выявление конкурентных преимуществ и уязвимых позиций предприятия. Задача состоит в том, чтобы удержать и развить свои конкурентные преимущества.

    В данном подразделе для каждой стратегической единицы бизнеса формируется деловая (конкурентная) стратегия: снижение себестоимости продукции, дифференциация продукции, сегментирование рынка, внедрение новшеств, ориентация на потребности рынка и т. д.

    Наряду  со стратегией обеспечения конкурентоспособности  необходимо выработать тактику ведения конкурентной борьбы. 
 
 

ТЕМА  4. ВНУТРИФИРМЕННЫЕ РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА 

    4.1. План маркетинга 

    Маркетинговый план  (перспективный и текущий) включает такие основные подразделы:

  1. сводку плановых показателей;
  2. стратегию развития и освоения целевого рынка (т. е. рынка, на котором предприятие собирается работать);
  3. сильные и слабые стороны деятельности предприятия;
  4. основные цели и задачи предприятия;
  5. стратегию маркетинга;
  6. товарную стратегию;
  7. стратегию формирования и развития каналов товародвижения;
  8. ценовую стратегию;
  9. стратегию формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;
  10. расходы на реализацию маркетинговой программы, оценку ее эффективности;
  11. расходы и контроль выполнения намеченных мероприятий.

    В первом подразделе приводится в свободном виде система плановых показателей, которых предприятие предполагает достичь (например, объем реализации, темпы его роста, объем прибыли и темпы ее увеличения, затраты на рекламу, стимулирование сбыта продукции и проведение маркетинговых исследований и т. п.). Плановые показатели являются результатом обработки соответствующей информации, получаемой в других разделах маркетингового плана.

    Во  втором подразделе дается прогноз развития целевого рынка. Он определяется на основе сбора и анализа следующей информации: объем и динамика платежеспособного спроса и предложения; показатели экспорта и импорта; уровень и динамика изменения цен на продукцию; масштабы и интенсивность конкуренции; достигаемые потребителем цели при покупке данного вида продукции; основные требования к качеству и техническому уровню продукции; объем и виды сервисных услуг, предъявляемых потребителями к приобретаемому изделию; ориентировочная цена, складывающаяся на рынке; прогнозируемый общий объем реализации; доля продаж предприятия на рынке данного вида продукции; прогнозируемое количество покупателей; принятые на рынке формы и методы продажи продукции; главные тенденции развития исследуемого сегмента рынка, степень стабильности его развития и др.

    В третьем подразделе  формулируются наиболее значительные преимущества и существенные недостатки деятельности фирмы на целевом рынке, выявляются основные проблемы, требующие неотложного решения. При этом оцениваются престиж и авторитет предприятия. Одновременно определяются:

    • конкурентные преимущества предлагаемой продукции (по качественным характеристикам, уровню цен, развитости сбытовой сети, особенностям коммерческой работы);

    • степень обеспеченности необходимыми ресурсами;

    • предполагаемый объем и динамика капитальных вложений;

    • перспективы достижения постоянного  успеха на целевом рынке;

    • приверженность потребителей к предлагаемому виду продукции;

    • чувствительность конъюнктуры рынка  к колебаниям конъюнктуры в масштабе национальной экономики.

    В четвертом подразделе излагаются глобальные цели и задачи предприятия. Одновременно устанавливаются подцели, способствующие достижению главных целей и решению основных задач. Целям, принятым к реализации, непременно должна быть дана количественная оценка.

    В пятом подразделе формулируются:

    ▪ виды используемых маркетинговых стратегий (диверсификация, стратегия глубокого проникновения на рынок и т. д.);

    ▪ стратегия увеличения собственной  доли реализуемой продукции на целевом  рынке (наступление, оборона и т. д.)

    ▪ стратегия, обусловленная изменением спроса на рынке (конверсионная, стимулирующая, развивающая и т. д.).

    В шестом подразделе дается обоснование товарной стратегии (дифференциация по каждому виду товара, диверсификация, узкая специализация, вертикальная, горизонтальная  интеграция).

    Одновременно  приводятся развернутые маркетинговые характеристики предлагаемой продукции. Для этого используется следующая информация:

    ▫ классификация по одноименным группам  выпускаемой продукции;

    ▫ степень новизны продукции;

    ▫ длительность жизненного цикла продукции  на рынке;

    ▫ наличие аналогов или заменителей  продукции на данном сегменте рынка;

    ▫ степень соответствия продукции  требованиям конкретных групп покупателей на данном сегменте рынка;

    ▫ качественные характеристики продукции;

    ▫ требования к упаковке продукции;

    ▫ уровень требований к послепродажному  обслуживанию;

    ▫ наличие сбытовой инфраструктуры для осуществления необходимых объемов поставок продукции;

    ▫ патентная чистота и юридическая  защита продукции;

    ▫ известность товарной марки предприятия на данном сегменте рынка.

    В седьмом подразделе приводится информация, отражающая:

    ● основные требования, предъявляемые к сбытовой сети на занимаемом сегменте рынка;

    ● принятую на предприятии организационную  структуру системы сбыта;

    ● уровень квалификации коммерческого  персонала и соответствие его  современным требованиям;

    ● накопленный опыт работы по сбыту продукции на данном сегменте рынка;

    ● оценку экономической целесообразности использования услуг посредников;

    ● финансовые возможности предприятия для создания развитой системы сбыта;

    ● эффективность собственной системы сбыта продукции по сравнению с альтернативными возможностями;

    ● количество потенциальных потребителей;

    ● объемы реализации продукции по регионам;

    ● размер единичных заказов;

    ● степень участия руководства фирмы в осуществлении контроля над каналами сбыта продукции;

    ● предложения по организации наиболее целесообразной системы снабжения.

    В восьмом подразделе раскрываются различные аспекты выбора ценовой стратегии для конкретных условий производства и сбыта продукции. Эта стратегия вырабатывается на основе следующей информации:

    ■ уровень цены за единицу реализуемого изделия;

    ■ возможная динамика цен в зависимости от фазы жизненного цикла изделия;

    ■ рациональное соотношение цен по изделиям с разной степенью новизны;

    ■ зависимость спроса от цены;

    ■ цены конкурентов, масштабы ценовой конкуренции;

    ■ степень фирменной и функциональной конкуренции;

    ■ принятая тактика ценообразования;

    ■ соответствие цены новизне и качеству продукции, политике в области сервисного обслуживания потребителей, престижу торговой марки, условиям поставки, кредитно-финансовым условиям и т. д.

    Девятый раздел содержит план мероприятий по продвижению продукции на рынок с обоснованием наиболее эффективных методов и средств, объем необходимых средств на продвижение, оценку эффективности разработанных мероприятий.

    В десятом подразделе представляется информация, отражающая:

    ♦ общий объем затрат на проведение маркетинговых мероприятий;

    ♦ расходы на проведение маркетинговых исследований;

    ♦ расходы на составление прогноза развития рынка;

    ♦ расходы на предварительную и окончательную оценку эффективности предлагаемой маркетинговой программы.

    В одиннадцатом подразделе раскрываются формы, методы и порядок осуществления контроля над выполнением маркетинговой программы; рассчитываются необходимые затраты на эти цели; определяются расходы, связанные с проведением текущих корректировок маркетинговой программы. 

    4.2. План производства 

    Данный  раздел бизнес-плана готовится только теми фирмами, которые собираются заниматься производством. Раздел должен показать, что предприятие в состоянии производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством.

    Структура раздела имеет следующий вид:

    • технология производства;

    • производственное кооперирование;

    • контроль производственного процесса;

    • система охраны окружающей среды;

    • производственная программа;

    • производственные мощности и их развитие;

    • потребность в долгосрочных активах;

    • потребность в оборотных средствах;

    • прогноз затрат.

    Для непроизводственных фирм потребность  в долгосрочных активах, оборотных  средствах и прогноз затрат определяются в разделе «Финансовый план».

Информация о работе Бизнес-план предприятия сервиса