Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:44, методичка
Бизнес-план предприятия сервиса: Курс лекций / Н. Н. Саяпина. Омский государственный институт сервиса, 2003. 62 с.
Введение………………………………………………………………………...4
Тема 1. Основы бизнес-планирования на предприятии ...........................5
Определение бизнес-плана и его роль в современном
предпринимательстве………………………………………………………......5
1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования………….....7
1.3. Структура и последовательность разработки бизнес-плана………........9
Тема 2. Вводные разделы бизнес-плана......................................................11
2. 1. Резюме (концепция бизнеса)……...………………………………….....11
2. 2. Описание предприятия и отрасли… ……………………………….....12
2. 3. Описание продукции (работ, услуг)…………………...…………….....14
Тема 3. Аналитические разделы бизнес-плана ………….........................17
3. 1. Анализ рынка………………………………………………………...…..17
3. 2. Конкуренция…………………………………………………………......21
Тема 4. Внутрифирменные разделы бизнес-плана ……............................22
4. 1. План маркетинга………………………………………………………....22
4. 2. План производства……………………………………………………....26
4. 3. Организационный план……………………………………………….....31
Тема 5. Финансовые аспекты бизнес-планирования...............................33
5. 1. Структура и содержание финансового раздела бизнес-плана..............33
5. 2. Финансовая стратегия...............................................................................43
Тема 6. Потенциальные риски......................................................................45
6. 1. Структура и содержание раздела.............................................................45
6. 2. Особенности рисков услуг.......................................................................48
Тема 7. Организация процесса реализации бизнес-плана ......................49
7. 1. Содержание работ по реализации бизнес-плана....................................49
7. 2. Стадии реализации бизнес-плана............................................................51
7. 3. Последовательное решение и раннее осуществление этапов
реализации проектов.........................................................................................53
7. 4. Контроль и систематическое перепланирование...................................53
Заключение.......................................................................................................55
При проведении сравнительного анализа сильных и слабых сторон необходимо уделять внимание тем характеристикам, покупателям, которые наиболее значимы с точки зрения покупателей, т. е. отражают уровень конкурентоспособности продукции (услуг) предприятия.
Оценка конкурентоспособности продукции и услуг осуществляется посредством расчета интегрального показателя относительной конкурентоспособности товара на основе совокупности нормативно-производственных, потребительских и экономических параметров изделий при сравнении с товаром-образцом.
Оценка конкурентоспособности предприятия. С учетом особенностей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия осуществляется отбор факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия в целом, на основе которых строится обобщающая оценка уровня конкурентоспособности предприятия.
Факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, достаточном много. Действие их часто разнонаправлено, поэтому при определении уровня конкурентоспособности предприятия следует использовать обобщенные оценки:
▪ метод суммы мест;
▪ метод балльной оценки;
▪ метод взвешенных рейтингов;
▪ метод построения профиля требований.
Подробно данные методы рассматриваются в курсе маркетинга.
Конкурентное преимущество предприятия. В процессе бизнес-планирования проведение расчетов по оценке конкурентоспособности продукции имеет своей целью выявление конкурентных преимуществ и уязвимых позиций предприятия. Задача состоит в том, чтобы удержать и развить свои конкурентные преимущества.
В данном подразделе для каждой стратегической единицы бизнеса формируется деловая (конкурентная) стратегия: снижение себестоимости продукции, дифференциация продукции, сегментирование рынка, внедрение новшеств, ориентация на потребности рынка и т. д.
Наряду
со стратегией обеспечения
ТЕМА
4. ВНУТРИФИРМЕННЫЕ РАЗДЕЛЫ
БИЗНЕС-ПЛАНА
4.1.
План маркетинга
Маркетинговый план (перспективный и текущий) включает такие основные подразделы:
В первом подразделе приводится в свободном виде система плановых показателей, которых предприятие предполагает достичь (например, объем реализации, темпы его роста, объем прибыли и темпы ее увеличения, затраты на рекламу, стимулирование сбыта продукции и проведение маркетинговых исследований и т. п.). Плановые показатели являются результатом обработки соответствующей информации, получаемой в других разделах маркетингового плана.
Во втором подразделе дается прогноз развития целевого рынка. Он определяется на основе сбора и анализа следующей информации: объем и динамика платежеспособного спроса и предложения; показатели экспорта и импорта; уровень и динамика изменения цен на продукцию; масштабы и интенсивность конкуренции; достигаемые потребителем цели при покупке данного вида продукции; основные требования к качеству и техническому уровню продукции; объем и виды сервисных услуг, предъявляемых потребителями к приобретаемому изделию; ориентировочная цена, складывающаяся на рынке; прогнозируемый общий объем реализации; доля продаж предприятия на рынке данного вида продукции; прогнозируемое количество покупателей; принятые на рынке формы и методы продажи продукции; главные тенденции развития исследуемого сегмента рынка, степень стабильности его развития и др.
В третьем подразделе формулируются наиболее значительные преимущества и существенные недостатки деятельности фирмы на целевом рынке, выявляются основные проблемы, требующие неотложного решения. При этом оцениваются престиж и авторитет предприятия. Одновременно определяются:
• конкурентные преимущества предлагаемой продукции (по качественным характеристикам, уровню цен, развитости сбытовой сети, особенностям коммерческой работы);
• степень обеспеченности необходимыми ресурсами;
• предполагаемый объем и динамика капитальных вложений;
• перспективы достижения постоянного успеха на целевом рынке;
• приверженность потребителей к предлагаемому виду продукции;
• чувствительность конъюнктуры рынка к колебаниям конъюнктуры в масштабе национальной экономики.
В четвертом подразделе излагаются глобальные цели и задачи предприятия. Одновременно устанавливаются подцели, способствующие достижению главных целей и решению основных задач. Целям, принятым к реализации, непременно должна быть дана количественная оценка.
В пятом подразделе формулируются:
▪ виды используемых маркетинговых стратегий (диверсификация, стратегия глубокого проникновения на рынок и т. д.);
▪ стратегия увеличения собственной доли реализуемой продукции на целевом рынке (наступление, оборона и т. д.)
▪ стратегия, обусловленная изменением спроса на рынке (конверсионная, стимулирующая, развивающая и т. д.).
В шестом подразделе дается обоснование товарной стратегии (дифференциация по каждому виду товара, диверсификация, узкая специализация, вертикальная, горизонтальная интеграция).
Одновременно приводятся развернутые маркетинговые характеристики предлагаемой продукции. Для этого используется следующая информация:
▫ классификация по одноименным группам выпускаемой продукции;
▫ степень новизны продукции;
▫ длительность жизненного цикла продукции на рынке;
▫ наличие аналогов или заменителей продукции на данном сегменте рынка;
▫ степень соответствия продукции требованиям конкретных групп покупателей на данном сегменте рынка;
▫ качественные характеристики продукции;
▫ требования к упаковке продукции;
▫ уровень требований к послепродажному обслуживанию;
▫ наличие сбытовой инфраструктуры для осуществления необходимых объемов поставок продукции;
▫
патентная чистота и
▫ известность товарной марки предприятия на данном сегменте рынка.
В седьмом подразделе приводится информация, отражающая:
● основные требования, предъявляемые к сбытовой сети на занимаемом сегменте рынка;
● принятую на предприятии организационную структуру системы сбыта;
● уровень квалификации коммерческого персонала и соответствие его современным требованиям;
● накопленный опыт работы по сбыту продукции на данном сегменте рынка;
●
оценку экономической целесообразности
использования услуг
● финансовые возможности предприятия для создания развитой системы сбыта;
● эффективность собственной системы сбыта продукции по сравнению с альтернативными возможностями;
● количество потенциальных потребителей;
● объемы реализации продукции по регионам;
● размер единичных заказов;
● степень участия руководства фирмы в осуществлении контроля над каналами сбыта продукции;
● предложения по организации наиболее целесообразной системы снабжения.
В восьмом подразделе раскрываются различные аспекты выбора ценовой стратегии для конкретных условий производства и сбыта продукции. Эта стратегия вырабатывается на основе следующей информации:
■ уровень цены за единицу реализуемого изделия;
■ возможная динамика цен в зависимости от фазы жизненного цикла изделия;
■ рациональное соотношение цен по изделиям с разной степенью новизны;
■ зависимость спроса от цены;
■ цены конкурентов, масштабы ценовой конкуренции;
■ степень фирменной и функциональной конкуренции;
■ принятая тактика ценообразования;
■ соответствие цены новизне и качеству продукции, политике в области сервисного обслуживания потребителей, престижу торговой марки, условиям поставки, кредитно-финансовым условиям и т. д.
Девятый раздел содержит план мероприятий по продвижению продукции на рынок с обоснованием наиболее эффективных методов и средств, объем необходимых средств на продвижение, оценку эффективности разработанных мероприятий.
В десятом подразделе представляется информация, отражающая:
♦ общий объем затрат на проведение маркетинговых мероприятий;
♦ расходы на проведение маркетинговых исследований;
♦ расходы на составление прогноза развития рынка;
♦ расходы на предварительную и окончательную оценку эффективности предлагаемой маркетинговой программы.
В
одиннадцатом подразделе раскрываются
формы, методы и порядок осуществления
контроля над выполнением маркетинговой
программы; рассчитываются необходимые
затраты на эти цели; определяются расходы,
связанные с проведением текущих корректировок
маркетинговой программы.
4.2.
План производства
Данный раздел бизнес-плана готовится только теми фирмами, которые собираются заниматься производством. Раздел должен показать, что предприятие в состоянии производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством.
Структура раздела имеет следующий вид:
• технология производства;
• производственное кооперирование;
• контроль производственного процесса;
• система охраны окружающей среды;
• производственная программа;
• производственные мощности и их развитие;
• потребность в долгосрочных активах;
• потребность в оборотных средствах;
• прогноз затрат.
Для непроизводственных фирм потребность в долгосрочных активах, оборотных средствах и прогноз затрат определяются в разделе «Финансовый план».