Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:44, методичка
Бизнес-план предприятия сервиса: Курс лекций / Н. Н. Саяпина. Омский государственный институт сервиса, 2003. 62 с.
Введение………………………………………………………………………...4
Тема 1. Основы бизнес-планирования на предприятии ...........................5
Определение бизнес-плана и его роль в современном
предпринимательстве………………………………………………………......5
1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования………….....7
1.3. Структура и последовательность разработки бизнес-плана………........9
Тема 2. Вводные разделы бизнес-плана......................................................11
2. 1. Резюме (концепция бизнеса)……...………………………………….....11
2. 2. Описание предприятия и отрасли… ……………………………….....12
2. 3. Описание продукции (работ, услуг)…………………...…………….....14
Тема 3. Аналитические разделы бизнес-плана ………….........................17
3. 1. Анализ рынка………………………………………………………...…..17
3. 2. Конкуренция…………………………………………………………......21
Тема 4. Внутрифирменные разделы бизнес-плана ……............................22
4. 1. План маркетинга………………………………………………………....22
4. 2. План производства……………………………………………………....26
4. 3. Организационный план……………………………………………….....31
Тема 5. Финансовые аспекты бизнес-планирования...............................33
5. 1. Структура и содержание финансового раздела бизнес-плана..............33
5. 2. Финансовая стратегия...............................................................................43
Тема 6. Потенциальные риски......................................................................45
6. 1. Структура и содержание раздела.............................................................45
6. 2. Особенности рисков услуг.......................................................................48
Тема 7. Организация процесса реализации бизнес-плана ......................49
7. 1. Содержание работ по реализации бизнес-плана....................................49
7. 2. Стадии реализации бизнес-плана............................................................51
7. 3. Последовательное решение и раннее осуществление этапов
реализации проектов.........................................................................................53
7. 4. Контроль и систематическое перепланирование...................................53
Заключение.......................................................................................................55
При
прогнозировании финансово-
Результаты финансовой оценки могут вызвать необходимость разработки нового варианта финансового плана при изменении исходных данных.
Прогноз запаса финансовой прочности. В бизнес-плане графическим или аналитическим путем определяется критический объем продаж (точка безубыточности или порог рентабельности) и запас финансовой прочности предприятия.
Критический объем продаж (Vпр) может быть рассчитан по следующей формуле:
Vпр
= Спост / (1-Uпер) ,
(5.4)
где Спост – условно-постоянные расходы; Uпер – удельный вес условно-переменных расходов в объеме продаж, доли единицы.
Запас
финансовой прочности определяется
как разность между планируемым
размером выручки и критическим объемом
продаж и отражает размер, до которого
можно снижать объем производства или
цену продукции, с тем, чтобы производство
не оказалось убыточным. Расчеты могут
быть сведены в таблицу (табл. 15).
Таблица 15
Расчет безубыточности и запаса финансовой прочности
Наименование показателя | 200_ г. | 200_ г. | 200_ г. |
Объем продаж, тыс. р. | |||
Условно-постоянные расходы, тыс. р. | |||
Удельный
вес условно-переменных расходов в
объеме продаж, доли единицы |
|||
Точка безубыточности, тыс. р. | |||
Запас финансовой прочности, тыс. р. |
Расчет обычно иллюстрируется построением графика безубыточности (рис. 2).
Рис. 2.
График безубыточности
Для построения графика безубыточности составляются уравнения следующего вида:
1) уравнение выручки:
V = Ц ×Х ,
(5.5)
2)
уравнение затрат:
С = Спост + Суд.пер ×
Х ,
(5.6)
где V – выручка от реализации продукции, р.; Ц – цена единицы продукции без НДС, р.; Х – планируемый объем реализации продукции, шт.; С – полная себестоимость продукции, шт.; Спост – сумма условно-постоянных затрат, р.; Суд.пер – сумма условно-переменных затрат на единицу продукции, р.
Следует
отметить, что если предприятие выпускает
несколько видов продукции, результаты
расчетов будут справедливы лишь для плановой
структуры продаж. При изменении структуры
расчеты необходимо корректировать.
5.2.
Финансовая стратегия
Финансовый план бизнес-плана необходимо дополнить изложением финансовой стратегии, целью которой является составление плана получения и использования инвестиций, а также определение эффективности предполагаемого проекта.
При изложении финансовой стратегии в бизнес-план включается следующая информация:
• потребность в инвестициях и источники их финансирования;
• оценка эффективности проекта в целом;
• оценка эффективности участия в проекте;
• анализ чувствительности проекта;
• портфельные инвестиции.
Потребность в инвестициях и источники их финансирования. Осуществляется расчет потребности в материальных, финансовых и нематериальных инвестициях и обосновывается выбор источников их финансирования с учетом особенностей проекта, уровня риска и других факторов; представляются данные о предполагаемых условиях финансирования.
Потребность в инвестициях с указанием возможных источников их покрытия оформляется в виде таблицы (см. табл. 16).
Инвестиции могут быть в виде денежных средств, целевых банковских вкладов, кредитов, займов, залогов, технологий и любого другого имущества или имущественных прав, интеллектуальных ценностей.
В пояснениях к таблице необходимо привести обоснования выбора источников финансирования с учетом существа проекта, уровня риска и других факторов. Практически здесь речь идет о том, какую долю средств можно и нужно получить в форме кредита, а какую лучше привлечь в виде паевого капитала.
В данном подразделе необходимо предоставить данные об условиях финансирования, т. е. об условиях получения и возврата средств, погашения кредита.
Оценка
эффективности проекта
в целом. Определяется коммерческая
эффективность бизнес-проекта. Для крупномасштабных
проектов, отражающих интересы города,
региона, страны, целесообразно оценивать
общественную (социально-экономическую)
эффективность проекта.
Таблица 16
Потребность в инвестициях и источники их финансирования
Наименование показателя | Величина показателя по периодам | ||||||
200_ г. | 200_ г. | 200_г. | |||||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | 1 п/г. | 2 п/г. | ||
Потребность
в инвестициях
всего |
|||||||
В том
числе:
____________________ |
|||||||
Источники
финансирования
всего |
|||||||
В том
числе:
привлеченный капитал и займы: ____________________ собственный капитал: ____________________ |
Оценка эффективности участия в проекте. В бизнес-плане может рассчитываться эффективность для отдельных участников бизнес-проекта с учетом их вклада в проект. Эффективность участия в проекте определяется с целью выявления степени заинтересованности в нем всех участников и, в связи с этим, возможности эффективной его практической реализации. По требованию органов государственного и/или регионального управления в бизнес-плане оценивается бюджетная эффективность.
Анализ чувствительности проекта – это метод изучения эффективности изменений интегральных показателей эффективности проекта в связи с изменениями ключевых параметров проекта (затрат на исследования и разработки, строительных издержек, размеров рынка, цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т. п.). Это достаточно трудоемкий способ определения эффективности и устойчивости (степени рискованности) проекта (особенно с учетом большого числа ключевых параметров бизнес-плана). Однако он окупает себя, поскольку существенно повышает точность прогнозов, исследуя последствия различных вариантов развития.
Задача значительно упрощается при использовании специальных компьютерных программ для разработки финансовой части бизнес-плана.
Портфельные инвестиции. В данном подразделе приводятся сведения о планируемых вложениях средств в финансовые активы (акции, облигации и другие ценные бумаги), выпущенные частными компаниями и государством.
ТЕМА
6. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ
РИСКИ
6. 1.
Структура и содержание
раздела
Данный раздел содержит следующие составные части:
1. Анализ рисков. Оценка риска проекта.
2. Потери от риска. Тип области риска проекта.
3. Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков.
4. Программа страхования рисков.
Анализ рисков. Оценка риска проекта. Назначение анализа риска заключается в том, чтобы получить необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и оценить последствия.
При разработке бизнес-планов предполагаются различные уровни анализа рисков. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального, иногда довольно сложного математического аппарата теории вероятности, для относительно небольших проектов порой достаточно анализа риска с помощью чисто экспертных методов.
Анализ риска включает два дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.
На этапе качественного анализа определяют причины, факторы и потенциальные области риска, выявляют возможные его виды. При этом, как минимум, учитываются следующие виды рисков:
▪ производственные риски связаны с различными нарушениями в производственном процессе или в процессе поставок сырья, материалов, комплектующих изделий;
▪ коммерческие риски связаны с реализацией продукции на товарном рынке (уменьшением размеров и емкости рынков, снижением платежеспособного спроса, появлением новых конкурентов и т. д.);
▪ финансовые риски вызываются инфляционными процессами, неплатежами, колебаниями валютных курсов и пр.;
▪ риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами, – это риски, обусловленные непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса страны до забастовок и землетрясений).
Количественный анализ заключается в оценке степени риска как в отношении отдельных рисков, так и проекта в целом.
Вероятность каждого типа рисков и убытки, вызываемые ими, различны, поэтому необходимо их спрогнозировать и, по-возможности, рассчитать. Способы расчета разнообразны и в достаточной мере освещены в экономической литературе.
Потери от риска. Тип области риска проекта. Для наиболее значимых рисков в бизнес-плане целесообразно оценить потери от риска: материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.
Материальные потери – это затраты или прямые потери материальных объектов в натуральном выражении (здания, сооружения, передаточные устройства, продукция, полуфабрикаты, материалы, сырье, комплектующие изделия).
Трудовые потери – потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвиденными обстоятельствами.
Финансовые потери – возникают в результате прямого денежного ущерба (платежи, штрафы, выплаты за просроченные кредиты и т. д.). Они могут быть также результатом неполучения или недополучения денег из предусмотренных проектом источников, невозвращение долгов и т. д.
Потери времени возникают в том случае, если процесс предпринимательской деятельности идет медленнее предусмотренного проектом (измеряется часами, сутками, декадами, месяцами и т. д.).
К числу специальных видов потерь можно отнести: потери, связанные с нанесением ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя и с другими неблагоприятными и морально-психологическими факторами. Особая группа специальных видов потерь – потери от воздействия непредвиденных факторов политического характера. К типичным источникам политического риска можно отнести: снижение деловой активности людей, снижение уровня деловой и исполнительной дисциплины, неустойчивость налоговых ставок и т.д.