Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:44, методичка
Бизнес-план предприятия сервиса: Курс лекций / Н. Н. Саяпина. Омский государственный институт сервиса, 2003. 62 с.
Введение………………………………………………………………………...4
Тема 1. Основы бизнес-планирования на предприятии ...........................5
Определение бизнес-плана и его роль в современном
предпринимательстве………………………………………………………......5
1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования………….....7
1.3. Структура и последовательность разработки бизнес-плана………........9
Тема 2. Вводные разделы бизнес-плана......................................................11
2. 1. Резюме (концепция бизнеса)……...………………………………….....11
2. 2. Описание предприятия и отрасли… ……………………………….....12
2. 3. Описание продукции (работ, услуг)…………………...…………….....14
Тема 3. Аналитические разделы бизнес-плана ………….........................17
3. 1. Анализ рынка………………………………………………………...…..17
3. 2. Конкуренция…………………………………………………………......21
Тема 4. Внутрифирменные разделы бизнес-плана ……............................22
4. 1. План маркетинга………………………………………………………....22
4. 2. План производства……………………………………………………....26
4. 3. Организационный план……………………………………………….....31
Тема 5. Финансовые аспекты бизнес-планирования...............................33
5. 1. Структура и содержание финансового раздела бизнес-плана..............33
5. 2. Финансовая стратегия...............................................................................43
Тема 6. Потенциальные риски......................................................................45
6. 1. Структура и содержание раздела.............................................................45
6. 2. Особенности рисков услуг.......................................................................48
Тема 7. Организация процесса реализации бизнес-плана ......................49
7. 1. Содержание работ по реализации бизнес-плана....................................49
7. 2. Стадии реализации бизнес-плана............................................................51
7. 3. Последовательное решение и раннее осуществление этапов
реализации проектов.........................................................................................53
7. 4. Контроль и систематическое перепланирование...................................53
Заключение.......................................................................................................55
Рис.
1. Процесс бизнес-планирования
Наиболее
распространенными областями
1)
создание бизнес-линий (
2)
разработка бизнес-планов
• эмиссия новых акций открытыми акционерными обществами;
• подготовка к продаже приватизируемых предприятий;
• подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс;
• выкуп акций (паев) в закрытых компаниях типа ООО и закрытых АО или пая в товариществах при выходе из состава одного из акционеров (учредителей, пайщиков);
• обоснование
вариантов санации предприятий-банкротов.
1.2.
Цели, задачи, функции
и принципы бизнес-планирования
Целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Главная цель бизнес-плана – выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными, например:
▪ получение кредитов или привлечение инвестиций;
▪ определение степени реальности достижения намеченных результатов;
▪ доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;
▪ убеждение сотрудников фирмы в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и другие.
Однако, в настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.
Бизнес-план
предусматривает решение
Каждая задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими.
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.
Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для разработки стратегии бизнеса. Эта функция необходима на стадии создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, желающих вложить в производство собственный капитал или имеющиеся технологии.
Пятая
функция позволяет путем вовлечения всех
сотрудников в процесс составления бизнес-плана
улучшить информированность всех сотрудников
о предстоящих действиях, скоординировать
их усилия, распределить обязанности,
создать мотивацию достижения цели.
Таблица 1
Примеры задач бизнес-планирования
Сотрудники
предприятия |
Высший
менеджмент |
Инвесторы
и партнеры |
Информирование всех служащих предприятия о целях, задачах и методах их решения | Организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия | Определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т. е. способы концентрирования финансовых ресурсов |
Координация действий всех подразделений предприятия при достижении целей бизнес-плана | Выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых его сторон | Выявление и оценка рисков, которые могут помешать выполнению бизнес-плана |
Мотивация сотрудников на выполнение задач бизнес-плана | Формирование инвестиционных целей на планируемый период | Расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал |
Обоснование общих и специфических деталей функционирования предприятия в условиях рынка | Выбор стратегии и тактики конкуренции | |
Оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия |
Для практической реализации бизнес-плана как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:
▪ гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;
▪ непрерывности, предусматривающей «скользящий» характер планирования;
▪ коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);
▪ интерактивности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;
▪ многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из возможных вариантов достижения поставленной цели;
▪ участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;
▪
адекватности отражения реальных проблем
и самооценки в процессе планирования.
1.3.
Структура и последовательность
разработки бизнес-плана
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему).
К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно отнести:
• специфику вида предпринимательской деятельности;
• размеры предприятия;
• цель составления бизнес-плана;
• общую стратегию предприятия;
• перспективы роста создаваемого предприятия;
• размер предполагаемого рынка сбыта;
• наличие конкурентов.
На предприятии разрабатывают два варианта бизнес-плана: официальный и рабочий бизнес-план. Для написания рабочего варианта бизнес-плана необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и т. п. Значительная часть этого материала не входит в официальный окончательный вариант.
Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Некоторые варианты структуры бизнес-плана, предлагаемые различными авторами методических разработок по бизнес-планированию, представлены в прил. 1.
Несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов структуры бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остаются практически неизменными. Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта бизнес-планирования, а также опыт практической работы в области планирования бизнеса позволяют предложить оптимальную структуру бизнес-плана предприятия:
Последовательность разработки бизнес-плана представлена в табл. 2.
Таким образом, процесс разработки бизнес-плана условно разбивается на вводную часть (резюме проекта), аналитический раздел, содержательный раздел (сущность проекта) и разделы внутрифирменного планирования.
Особую структуру и логику
изложения имеет бизнес-план
▪
для выработка стратегии
▪ составления плана проведения реорганизационных процедур;
▪ организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;
▪ обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.
Структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия, предоставленная в «Методических рекомендациях по составлению планов финансового оздоровления (бизнес-планов)» (утвержденных ФУДН при Госкомимущества РФ в 1995 г.), включает следующие разделы:
▫ общая характеристика предприятия;
▫ краткие сведения по плану финансового оздоровления;
▫
анализ финансового состояния
▫ мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности;
▫ рынок и конкуренция;
▫ деятельность в сфере маркетинга предприятия;
▫ план производства;
▫
финансовый план.
Таблица 2
Последовательность разработки бизнес-плана
Последовательность выполнения работ | Раздел бизнес-плана |
1. Сбор
и анализ информации о |
Раздел 3. Описание продукции (работ, услуг) |
2. Сбор и анализ информации о рынке сбыта | Раздел 4. Анализ рынка |
3. Анализ
состояния конкуренции на |
Раздел 5. Конкуренция |
4. Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли | Раздел 2. Описание предприятия и отрасли |
5. Разработка стратегии маркетинга, товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики | Раздел 6.
План маркетинга |
6. Определение
потребности и путей |
Раздел 7.
План производства |
7. Расчет потребности в капитале, определение затрат, анализ и планирование основных финансовых показателей. Определение источников финансирования, направленности и масштабности проекта, расчет эффективности | Раздел 9.
Финансовый план |
8. Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта | Раздел 8. Организационный план |
9. Решение вопроса рисков и гарантий | Раздел 10. Потенциальные риски |
10. Составление краткого содержания проекта | Раздел 1. Резюме |
11. Составление аннотации на проект | Аннотация |
12. Оформление титульного листа | Титульный лист |