Бизнес-план предприятия сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:44, методичка

Описание работы

Бизнес-план предприятия сервиса: Курс лекций / Н. Н. Саяпина. Омский государственный институт сервиса, 2003. 62 с.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...4

Тема 1. Основы бизнес-планирования на предприятии ...........................5
Определение бизнес-плана и его роль в современном

предпринимательстве………………………………………………………......5

1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования………….....7

1.3. Структура и последовательность разработки бизнес-плана………........9

Тема 2. Вводные разделы бизнес-плана......................................................11

2. 1. Резюме (концепция бизнеса)……...………………………………….....11

2. 2. Описание предприятия и отрасли… ……………………………….....12

2. 3. Описание продукции (работ, услуг)…………………...…………….....14

Тема 3. Аналитические разделы бизнес-плана ………….........................17

3. 1. Анализ рынка………………………………………………………...…..17

3. 2. Конкуренция…………………………………………………………......21

Тема 4. Внутрифирменные разделы бизнес-плана ……............................22

4. 1. План маркетинга………………………………………………………....22

4. 2. План производства……………………………………………………....26

4. 3. Организационный план……………………………………………….....31

Тема 5. Финансовые аспекты бизнес-планирования...............................33

5. 1. Структура и содержание финансового раздела бизнес-плана..............33

5. 2. Финансовая стратегия...............................................................................43

Тема 6. Потенциальные риски......................................................................45

6. 1. Структура и содержание раздела.............................................................45

6. 2. Особенности рисков услуг.......................................................................48

Тема 7. Организация процесса реализации бизнес-плана ......................49

7. 1. Содержание работ по реализации бизнес-плана....................................49

7. 2. Стадии реализации бизнес-плана............................................................51

7. 3. Последовательное решение и раннее осуществление этапов

реализации проектов.........................................................................................53

7. 4. Контроль и систематическое перепланирование...................................53

Заключение.......................................................................................................55

Работа содержит 1 файл

БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСА лекции 2003.doc

— 678.00 Кб (Скачать)

      

      

    

      
 

    Рис. 1. Процесс бизнес-планирования 

    Наиболее  распространенными областями бизнес-планирования в современной экономической ситуации в России являются:

    1) создание бизнес-линий (продуктовых  линий, инвестиционных проектов) как совокупности прав собственности, долгосрочных привилегий и конкурентных преимуществ, специального (по возможному применению) и универсального имущества, технологий, а также контрактов (по закупке ресурсов, аренде имущества, найму работников и сбыту продукта), которые обеспечивают возможность получения определенных доходов (поток доходов или серию денежных потоков – cash-steam или stream of cashows);

    2) разработка бизнес-планов специального  назначения финансово-экономического  характера:

    • эмиссия новых акций открытыми акционерными обществами;

    • подготовка к продаже приватизируемых  предприятий;

    • подготовка к продаже обанкротившихся  предприятий, выставляемых на конкурс;

    • выкуп акций (паев) в закрытых компаниях типа ООО и закрытых АО или пая в товариществах при выходе из состава одного из акционеров (учредителей, пайщиков);

    • обоснование вариантов санации предприятий-банкротов. 

1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования 

    Целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

    Главная цель бизнес-плана – выработка  стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными, например:

    ▪ получение кредитов или привлечение  инвестиций;

    ▪ определение степени реальности достижения намеченных результатов;

    ▪ доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

    ▪ убеждение сотрудников фирмы  в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и другие.

    Однако, в настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.

    Бизнес-план предусматривает решение стратегических  и тактических задач, стоящих  перед предприятием, примеры которых  в зависимости от участников процесса бизнес-планирования представлены в табл. 1.

    Каждая  задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими.

    В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.

    Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для разработки стратегии бизнеса. Эта функция необходима на стадии создания предприятия, а  также при выработке новых направлений деятельности.

    Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

    Третья  функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты.

    Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, желающих вложить в производство собственный капитал или имеющиеся технологии.

    Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели. 

    Таблица 1

    Примеры задач бизнес-планирования

Сотрудники 

предприятия

Высший 

менеджмент

Инвесторы

и партнеры

Информирование  всех служащих предприятия о целях, задачах и методах их решения Организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия Определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т. е. способы концентрирования финансовых ресурсов
Координация действий всех подразделений предприятия при достижении целей бизнес-плана Выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых его сторон Выявление и  оценка рисков, которые могут помешать выполнению бизнес-плана
Мотивация сотрудников на выполнение задач бизнес-плана Формирование  инвестиционных целей на планируемый период Расчет ожидаемых  финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал
Обоснование общих и специфических деталей функционирования предприятия в условиях рынка Выбор стратегии  и тактики конкуренции  
  Оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия  
 

    Для практической реализации бизнес-плана  как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

    ▪ гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;

    ▪ непрерывности, предусматривающей  «скользящий» характер планирования;

    ▪ коммуникативности, под которой  понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);

    ▪ интерактивности, предусматривающей  творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;

    ▪ многовариантности, предусматривающей  выбор наилучшего из возможных вариантов достижения поставленной цели;

    ▪ участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;

    ▪ адекватности отражения реальных проблем  и самооценки в процессе планирования. 

1.3. Структура и последовательность разработки бизнес-плана 

    В рыночной экономике существует множество  версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему).

    К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно отнести:

    • специфику вида предпринимательской  деятельности;

    • размеры предприятия;

    • цель составления бизнес-плана;

    • общую стратегию предприятия;

    • перспективы роста создаваемого предприятия;

    • размер предполагаемого рынка сбыта;

    • наличие конкурентов.

    На  предприятии разрабатывают два  варианта бизнес-плана: официальный и рабочий бизнес-план. Для написания рабочего варианта бизнес-плана необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов  о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и т. п. Значительная часть этого материала не входит в официальный окончательный вариант.

    Не  существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Некоторые варианты структуры бизнес-плана, предлагаемые различными авторами методических разработок по бизнес-планированию, представлены в прил. 1.

    Несмотря  на довольно значительные внешние отличия  различных вариантов структуры бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остаются практически неизменными. Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта бизнес-планирования, а также опыт практической работы в области планирования бизнеса позволяют предложить оптимальную структуру бизнес-плана предприятия:

  1. резюме (введение, концепция бизнеса);
  2. описание предприятия и отрасли;
  3. описание продукции (работ, услуг);
  4. анализ рынка;
  5. конкуренция;
  6. план маркетинга;
  7. план производства;
  8. организационный план;
  9. финансовый план;
  10. потенциальные риски.

    Последовательность  разработки бизнес-плана представлена в табл. 2.

    Таким образом, процесс разработки бизнес-плана  условно разбивается на  вводную  часть (резюме проекта), аналитический  раздел, содержательный раздел (сущность проекта) и разделы внутрифирменного планирования.

      Особую структуру и логику  изложения имеет бизнес-план финансового оздоровления предприятия, который является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служат:

    ▪ для выработка стратегии выживания  предприятия;

    ▪ составления плана проведения реорганизационных процедур;

    ▪ организации управления предприятием в условиях кризиса или в его  предвидении;

    ▪ обоснования необходимости и  возможности предоставления предприятию государственной поддержки.

    Структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия, предоставленная в «Методических рекомендациях по составлению планов финансового оздоровления (бизнес-планов)» (утвержденных ФУДН при Госкомимущества РФ в 1995 г.), включает следующие разделы:

    ▫ общая характеристика предприятия;

    ▫ краткие сведения по плану финансового  оздоровления;

    ▫ анализ финансового состояния предприятия;

    ▫ мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности;

    ▫ рынок и конкуренция;

    ▫ деятельность в сфере маркетинга предприятия;

    ▫ план производства;

    ▫ финансовый план. 

    Таблица 2

    Последовательность  разработки бизнес-плана

Последовательность  выполнения работ Раздел бизнес-плана
1. Сбор  и анализ информации о продукции,  работах, услуге Раздел 3. Описание продукции (работ, услуг)
2. Сбор  и анализ информации о рынке сбыта Раздел 4. Анализ рынка
3. Анализ  состояния конкуренции на рынке  сбыта Раздел 5. Конкуренция
4. Анализ  состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли Раздел 2. Описание предприятия и отрасли
5. Разработка  стратегии маркетинга, товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики Раздел 6.

План маркетинга

6. Определение  потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами Раздел 7.

План производства

7. Расчет  потребности в капитале, определение  затрат, анализ и планирование основных финансовых показателей. Определение источников финансирования, направленности и масштабности проекта, расчет эффективности Раздел 9.

Финансовый план

8. Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта Раздел 8. Организационный план
9. Решение  вопроса рисков и гарантий Раздел 10. Потенциальные риски
10. Составление  краткого содержания проекта Раздел 1. Резюме
11. Составление  аннотации на проект Аннотация
12. Оформление  титульного листа Титульный лист

Информация о работе Бизнес-план предприятия сервиса