Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:44, методичка
Бизнес-план предприятия сервиса: Курс лекций / Н. Н. Саяпина. Омский государственный институт сервиса, 2003. 62 с.
Введение………………………………………………………………………...4
Тема 1. Основы бизнес-планирования на предприятии ...........................5
Определение бизнес-плана и его роль в современном
предпринимательстве………………………………………………………......5
1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования………….....7
1.3. Структура и последовательность разработки бизнес-плана………........9
Тема 2. Вводные разделы бизнес-плана......................................................11
2. 1. Резюме (концепция бизнеса)……...………………………………….....11
2. 2. Описание предприятия и отрасли… ……………………………….....12
2. 3. Описание продукции (работ, услуг)…………………...…………….....14
Тема 3. Аналитические разделы бизнес-плана ………….........................17
3. 1. Анализ рынка………………………………………………………...…..17
3. 2. Конкуренция…………………………………………………………......21
Тема 4. Внутрифирменные разделы бизнес-плана ……............................22
4. 1. План маркетинга………………………………………………………....22
4. 2. План производства……………………………………………………....26
4. 3. Организационный план……………………………………………….....31
Тема 5. Финансовые аспекты бизнес-планирования...............................33
5. 1. Структура и содержание финансового раздела бизнес-плана..............33
5. 2. Финансовая стратегия...............................................................................43
Тема 6. Потенциальные риски......................................................................45
6. 1. Структура и содержание раздела.............................................................45
6. 2. Особенности рисков услуг.......................................................................48
Тема 7. Организация процесса реализации бизнес-плана ......................49
7. 1. Содержание работ по реализации бизнес-плана....................................49
7. 2. Стадии реализации бизнес-плана............................................................51
7. 3. Последовательное решение и раннее осуществление этапов
реализации проектов.........................................................................................53
7. 4. Контроль и систематическое перепланирование...................................53
Заключение.......................................................................................................55
В завершение анализа можно определить тип области риска деятельности фирм при реализации проекта.
В условиях рыночной экономики выделяют пять основных областей риска деятельности любой фирмы.
Безрисковая область – при реализации проекта фирма ничем не рискует, отсутствуют какие-либо потери, фирма получает, как минимум, расчетную прибыль. Теоретически при выполнении проекта прибыль фирмы не ограничена.
Область минимального риска – в результате деятельности фирма рискует частью или всей величиной чистой прибыли.
Область повышенного риска – фирма рискует тем, что в худшем случае произойдет покрытие всех затрат, а в лучшем – получит прибыль намного меньше расчетного уровня. В этой области возможна производственная деятельность краткосрочных кредитов.
Область критического риска – фирма рискует потерять не только прибыль, но и недополучить предполагаемую выручку и затраты будет возмещать за свой счет.
Область недопустимого (катастрофического) риска – деятельность фирмы при реализации проекта может привести к банкротству, потере инвестиций.
Организационные
меры по профилактике
и нейтрализации
рисков. Наиболее значимые для реализации
проекта риски в этом подразделе бизнес-плана
рассматриваются более детально. Подробная
характеристика рисков может быть представлена
в табличной форме (табл. 17).
Таблица 17
Характеристика рисков в деятельности предприятия
Вид,
сущность риска |
Причины риска | Факторы риска | Методы компенсации риска |
При заполнении таблицы можно воспользоваться результатами анализа наиболее существенных рисков. Особое внимание в данном подразделе должно быть уделено методам компенсации и снижения риска, т. е. предотвращению неблагоприятных событий или ослаблению их негативного эффекта.
Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются: диверсификация, страхование, лимитирование, самострахование, распределение риска.
Диверсификация – это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль за счет другой сферы деятельности. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.
Страхование – это передача определенных рисков страховой компании. Широко используется такой вид страхования, как хеджирование – страхование цены товара от риска либо нежелательного для предпринимателя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения.
По целям и технике проведения операции хеджирование делится на хеджирование продажей, т. е. заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта с целью страхования от снижения цены при продаже в будущем товара, либо еще не произведенного, но предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок; хеджирование покупкой, т. е. заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара.
Лимитирование предполагает установление лимита, т. е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, сумм вложения капитала и т. п.
В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды в зависимости от цели назначения могут создаваться в натуральной или денежной форме.
Распределение риска предполагает распределение риска между участниками проекта.
К конкретным мерам снижения производственных рисков можно отнести действенный контроль за ходом производственного процесса и усиление влияния на поставщиков путем диверсификации и дублирования поставщиков, применения импортозамещающих комплектующих и прочие меры.
Мерами снижения коммерческих рисков могут быть: систематическое изучение конъюнктуры рынка, создание дилерской сети, соответствующая ценовая политика, образование сети сервисного обслуживания, формирование общественного мнения и фирменного стиля, реклама и т. д.
Финансовые риски могут быть снижены благодаря созданию системы эффективного финансового менеджмента на предприятии, работе с дилерами на условиях предоплаты и т. д.
Мерой
по снижению рисков, связанных с
форсмажорными
6.2.
Особенности рисков
услуг
Знание
отличительных характеристик
Проблемы, присущие процессу приобретения услуг, увеличивают покупательский риск и затрудняют его оценку. Наиболее распространены следующие типы рисков услуг:
• риск исполнителя (насколько хорошо выполнена работа?);
• физический риск (не будет ли услуга вредна для покупателя?);
• финансовый риск (будут ли компенсированы все затраты?);
• психологический риск (как приобретение услуги повлияет на самосознание и самоуважение?);
• социальный риск (как покупка повлияет на имидж человека в глазах друзей, коллег и других членов общества?) ;
• потеря времени (потеря времени, усилий, удобств при покупке, ремонте, замене).
Исследования восприятия риска в сфере обслуживания показали, что потребители осознают, что услуги более изменчивы по своей природе и, следовательно, их приобретение более рискованно, чем покупка товара. В связи с этим при разработке бизнес-плана следует предусматривать сферы снижения риска.
Большинство методов уменьшения риска разработаны для товаров. Применительно к услугам наиболее распространенными являются следующие действия:
1) забота о выполнении обещаний, данных в рекламе;
2) помощь потребителю в осознании потребительской выгоды, т. к. потребители испытывают затруднения в оценке услуг;
3) возможность оказания пробной услуги, однако, предоставление таких услуг возможно не для видов услуг;
4) разработка стандартов обслуживания (предоставление доказательств материальных частей до, во время и после оказания услуги могут уменьшить чувство изменчивости);
5)
разработка и применение
При
этом следует помнить, что в отношении
предприятий сферы обслуживания
следует предусматривать и риски, перечисленные
в предыдущем разделе.
ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНА
7.1.
Содержание работ
по реализации
бизнес-плана
Реализовать бизнес-план – значит выполнить все рабочие задачи на фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести бизнес-проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию.
Необходимо составить реальный график для различных стадий внедрения проекта. Такой график должен первоначально определить различные стадии реализации и продолжительность каждой стадии. Это подробное расписание должно охватывать всю инвестиционную фазу, включая период от решения о капиталовложении до начальной стадии производства и дальнейшего функционирования проекта.
Этот период включает в себя следующие основные действия:
▪ назначение команды реализации бизнес-проекта;
▪ образование фирмы;
▪ финансовое планирование;
▪ организационное оформление;
▪ приобретение и передача технологии;
▪ основной инжиниринг;
▪ выбор подрядчиков, консультантов и поставщиков;
▪ подготовка заявочных документов;
▪ выставление предложений;
▪ предложение цены изделия;
▪ оценка предложений;
▪ переговоры и заключение контрактов;
▪ детальный инжиниринг;
▪ приобретение земли;
▪ строительные работы;
▪ установка оборудования;
▪ закупка материалов и сырья;
▪ предпроизводственный маркетинг;
▪ обучение и назначение на должности;
▪ запуск бизнес-проекта и начало производства.
В некоторых случаях период внедрения может быть таким продолжительным, что данные бизнес-плана устаревают и нуждаются в пересмотре. Необходимо, чтобы данные по затратам были датированы и документированы так, чтобы можно было непрерывно отслеживать цены как методом прогнозов, так и путем сбора реальной информации. Сравнивая реальные данные, накапливающиеся на стадии реализации, с данными, представленными на стадии изучения, можно определить воздействие любых превышенных издержек на ликвидность, финансовые требования и общую прибыльность бизнес-проекта.
Планирование реализации бизнес-проекта и составление бюджета включает следующие основные задачи:
▫ определение типа рабочих задач на фирме и вне ее, которые необходимы для реализации проекта;
▫ определение логической последовательности событий в рабочих задачах;
▫ подготовка графика внедрения, определяющего положение рабочих задач, корректировку во времени, необходимом для завершения каждой индивидуальной задачи;
▫ определение ресурсов, необходимых для завершения индивидуальных задач, и выявление соответствующих издержек;
▫ подготовка бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование на всем протяжении фаз реализации и эксплуатации бизнес-проекта;
▫
документирование всех данных реализации,
позволяющее корректировать планы
и бюджет реализации, также как и прогнозы,
сделанные во время составления бизнес-плана.
7.2.
Стадии реализации
бизнес-плана
Основные стадии реализации бизнес-плана не всегда поддаются шаговому анализу, когда одна стадия неизменно следует за другой. Неизбежны пересечения и одновременное планирование различной деятельности. Однако в любом случае все вышеперечисленные стадии обязательно должны присутствовать, возможны только корректировки в названиях или в специфических особенностях.
Кратко рассмотрим содержание отдельных стадий реализации бизнес-плана.
Назначение команды реализации бизнес-проекта. Реализация бизнес-проекта обычно возлагается на команду по его осуществлению. Если фирма в процессе ее образования имеет квалифицированный персонал, то она может назначить команду реализации под собственным управлением. В противном случае может быть избран профессиональный консультант, действующий в интересах инвестора.
Команда может осуществлять либо всю работу, либо ее часть.
Главная цель назначения команды проекта – дать гарантию тому, что выполнение всех работ находится в соответствии с планом и бюджетом реализации и что имеется возможность проведения соответствующих контрмер в случае, если работы по реализации и издержки отклоняются от плана.
План и график реализации, подготовленные в бизнес-плане, обычно формируют основу будущей работы команды внедрения. Команда должна обладать необходимой властью над подрядчиками и консультантами, чтобы обеспечить эффективное и своевременное внедрение бизнес-плана.