Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:44, методичка
Бизнес-план предприятия сервиса: Курс лекций / Н. Н. Саяпина. Омский государственный институт сервиса, 2003. 62 с.
Введение………………………………………………………………………...4
Тема 1. Основы бизнес-планирования на предприятии ...........................5
Определение бизнес-плана и его роль в современном
предпринимательстве………………………………………………………......5
1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования………….....7
1.3. Структура и последовательность разработки бизнес-плана………........9
Тема 2. Вводные разделы бизнес-плана......................................................11
2. 1. Резюме (концепция бизнеса)……...………………………………….....11
2. 2. Описание предприятия и отрасли… ……………………………….....12
2. 3. Описание продукции (работ, услуг)…………………...…………….....14
Тема 3. Аналитические разделы бизнес-плана ………….........................17
3. 1. Анализ рынка………………………………………………………...…..17
3. 2. Конкуренция…………………………………………………………......21
Тема 4. Внутрифирменные разделы бизнес-плана ……............................22
4. 1. План маркетинга………………………………………………………....22
4. 2. План производства……………………………………………………....26
4. 3. Организационный план……………………………………………….....31
Тема 5. Финансовые аспекты бизнес-планирования...............................33
5. 1. Структура и содержание финансового раздела бизнес-плана..............33
5. 2. Финансовая стратегия...............................................................................43
Тема 6. Потенциальные риски......................................................................45
6. 1. Структура и содержание раздела.............................................................45
6. 2. Особенности рисков услуг.......................................................................48
Тема 7. Организация процесса реализации бизнес-плана ......................49
7. 1. Содержание работ по реализации бизнес-плана....................................49
7. 2. Стадии реализации бизнес-плана............................................................51
7. 3. Последовательное решение и раннее осуществление этапов
реализации проектов.........................................................................................53
7. 4. Контроль и систематическое перепланирование...................................53
Заключение.......................................................................................................55
Министерство образования Российской Федерации
Омский государственный институт сервиса
Кафедра
экономики и организации
Н. Н. Саяпина
БИЗНЕС-ПЛАН
ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСА
Курс
лекций
Омск 2003
Бизнес-план
предприятия сервиса:
Курс лекций / Н. Н. Саяпина. Омский государственный
институт сервиса, 2003. 62 с.
Целью курса лекций «Бизнес-план предприятия сервиса» является предоставление студентам методических разработок об основах бизнес-планирования, средствах и методиках его составления, оценках эффективности осуществления бизнес-плана предприятий сферы сервиса.
Курс лекций по курсу «Бизнес-план предприятия сервиса» содержит теоретические и прикладные положения бизнес-планирования, рекомендации по разработке бизнес-плана предприятия в условиях рыночных отношений. Рассматриваются особенности бизнес-планирования, методика разработки бизнес-плана предприятия сервиса, наиболее важные аспекты реализации бизнес-проектов.
Курс лекций выполнен в соответствии с рабочей программой данной дисциплины.
Курс
лекций подготовлен для
Библиогр.:
16 назв. Табл. 17. Прил. 5
Рецензент
канд. эконом. наук, профессор
Ответственный за выпуск зав. кафедрой ЭиОП
канд. эконом.
наук, профессор
Рекомендовано заседанием кафедры ЭиОП
Протокол № 06 от 24 марта 2003 г.
Утверждено научно-методическим советом
по специальности 060800
© Омский государственный институт
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Тема 1. Основы бизнес-планирования на предприятии ...........................5
предпринимательстве……………………………
1.2. Цели,
задачи, функции и принципы бизнес-
1.3. Структура
и последовательность
Тема 2.
Вводные разделы бизнес-плана..................
2. 1. Резюме (концепция
бизнеса)……...…………………………………....
2. 2. Описание предприятия и отрасли… ……………………………….....12
2. 3. Описание продукции (работ, услуг)…………………...…………….....14
Тема
3. Аналитические разделы
бизнес-плана ………….........................
3. 1. Анализ
рынка………………………………………………………...…
3. 2. Конкуренция…………………………………………………
Тема
4. Внутрифирменные разделы
бизнес-плана ……............................
4. 1. План
маркетинга……………………………………………………
4. 2. План
производства………………………………………………
4. 3. Организационный план……………………………………………….....31
Тема
5. Финансовые аспекты
бизнес-планирования...........
5. 1. Структура и содержание финансового раздела бизнес-плана..............33
5. 2. Финансовая
стратегия.....................
Тема
6. Потенциальные
риски.........................
6. 1. Структура
и содержание раздела..........
6. 2. Особенности
рисков услуг.........................
Тема 7. Организация процесса реализации бизнес-плана ......................49
7. 1. Содержание
работ по реализации бизнес-плана..................
7. 2. Стадии
реализации бизнес-плана..................
7. 3. Последовательное решение и раннее осуществление этапов
реализации
проектов......................
7. 4. Контроль
и систематическое перепланирование..............
Заключение....................
Библиографический
список........................
Приложение
1. Варианты структуры бизнес-плана..................
Приложение 2.
Титульный лист бизнес-плана
..............................
Приложение 3.
Прогноз прибылей и убытков.......................
Приложение 4. Прогноз баланса активов и пассивов предприятия............60
Приложение 5.
Прогноз движения денежных средств.......................
Введение
Современная экономическая ситуация в Российской Федерации диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Процесс вхождения российской экономики в систему рыночных коммуникаций, деятельность хозяйствующих субъектов в условиях конкуренции и постоянно меняющейся конкурентной среды требуют от каждого предпринимателя, бизнесмена, менеджера постоянного совершенствования предпринимательской деятельности. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижения таких решений в новых экономических условиях хозяйствования является бизнес-план.
Бизнес-план помогает
Мировая практика показывает, что большинство предприятий терпят убытки только потому, что не предусмотрели или неправильно спрогнозировали изменения внешней среды и не оценили своих возможностей. Планирование важно и для того, чтобы убедить партнеров и инвесторов в правильности выбранного пути. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе, предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия.
Овладение техникой бизнес-планирования становится сегодня актуальной задачей предпринимателей.
Цель данного курса лекций состоит в том, чтобы в краткой и доступной форме изложить набор средств подготовки и анализа бизнес-плана предприятия сферы сервиса.
Методологической основой курса лекций является классическая финансовая теория, принятая во всем мире, и международная и отечественная практика разработки бизнес-планов.
Особый интерес представляют рекомендации для разработки разделов, связанных с исследованиями рынка, комплексом маркетинга, финансовой части бизнес-плана. Предлагается большое количество табличных форм представления материала, обеспечивающих простоту и лаконичность изложения и облегчающих восприятие информации.
Данный
материал дает возможность студентам
в процессе обучения овладеть методикой
разработки бизнес-плана предприятия
с тем, чтобы в будущей профессиональной
деятельности применить навыки искусства
составления бизнес-планов на практике.
ТЕМА
1. ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
НА ПРЕДПРИЯТИИ
предпринимательстве
Экономические реформы неразрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. Современная экономическая ситуация в Российской Федерации, связанная с рыночными отношениями, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию.
Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:
• делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
•
проясняет возникающие
• стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
• улучшает координацию действий в организации;
•
создает предпосылки для
•
увеличивает возможности в
• способствует более рациональному распределению ресурсов;
• улучшает контроль в организации.
Оптимальным вариантом достижения этих преимуществ является бизнес-план.
Бизнес-план – документ, представляющий собой объективную оценку собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. В нем раскрываются основные аспекты будущего коммерческого предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Именно на основании данного документа партнеры и инвесторы предоставляют денежные средства. В условиях рыночной экономики бизнес-план – необходимый инструмент технического, экономического, финансового и управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками, инвестиционными, страховыми, сбытовыми и другими организациями, посредниками, потребителями.
Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная (предпроектная) работа.
Процесс
бизнес-планирования от возникновения
экономического замысла до получения
и распределения прибыли между его участниками
показан на рис. 1.