Зарождение государственного бюджета в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:55, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение этапов зарождения государственного бюджета в России.
Задачи:
- определение понятия и сущности государственного бюджета
- изучение истории возникновения бюджета в разных странах мира и в России

Содержание

Введение……………………………………………………………..………....3
1 Понятие и сущность государственного бюджета России………….…..…5
2 История возникновения государственного бюджета…………………..…9
2.1 Предпосылки зарождения бюджета……………………….………..….9
2.2 Возникновение и развития государственного бюджета в России…...11
3 Роль бюджета государства в национальной экономике…………….…....15
Заключение………………………………………………………………….….19
Список использованных источников…………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Реферат мой.docx

— 50.24 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет»

 

 

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бюджетная система РФ»

на тему « Зарождение государственного бюджета в России»

 

 

 

 

 

Автор работы: Ширяева А. В.

Специальность: «Финансы и  кредит»

Группы ФК-091

Руководитель работы: Паценко  О.Н.

Оценка: ____________

 

 

 

 

Ставрополь, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………..………....3

1 Понятие и сущность  государственного бюджета России………….…..…5

2 История возникновения  государственного бюджета…………………..…9

   2.1 Предпосылки зарождения бюджета……………………….………..….9

   2.2 Возникновение  и развития государственного  бюджета в России…...11

3 Роль бюджета государства  в национальной экономике…………….…....15

Заключение………………………………………………………………….….19

Список использованных источников…………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним  из  наиболее  важных  механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является  финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством  финансовой системы  государство  образует централизованные и воздействует на формирование  децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Необходимо отметить, что  конечным результатом существования  любого государства, является экономическое  благополучие и процветания его  граждан. Надёжная бюджетная система  является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.

В настоящее время, в странах  с рыночной экономикой составлению, утверждению, анализу исполнения государственных  годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Принципиально важен тот факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям. И даже по отдельным объектам. Тем самым устанавливается жесткий контроль, и правительства лишены возможности растрачивать бюджетные средства.

Для нормального существования  и развития нашего государства необходимо продумано и грамотно регулировать экономические отношения, а вмести с ними и движение денежных средств. Это связано с тем, что бюджет является источником финансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука, культура и т.д. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отрасли экономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять свои функции.

В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закреплённая в Конституции РФ и другими  актами, с применением принципов  финансово – бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной  системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений  бюджетов различных уровней.

Но бюджет государства  существовал не всегда. Чтобы иметь  ту форму и структуру, которые  имеет государственный бюджет на данном этапе, он претерпевал множество  изменений в ходе своего зарождения и развития.  В основном это  связано с появлением государства, совершенствования работы госаппарата  и политической нестабильности нашей  страны.

Целью данной работы является изучение этапов зарождения государственного бюджета в России.

 Задачи:

- определение понятия  и сущности государственного  бюджета

- изучение истории возникновения  бюджета в разных странах мира  и в России

-изучение роли бюджета государства на современном этапе

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность государственного бюджета

 

Центральным элементом  финансовой системы страны является государственный  бюджет.

При рассмотрении термина  «бюджет» чаще всего упоминается  английское происхождение этого  слова, означающего «чемодан, мешок  с деньгами».

В России возникновение бюджета  связано с зарождением и формированием  государства.

Бюджетный Кодекс РФ определяет бюджет как «форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправлении».

Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с  тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений.

Следует рассматривать бюджет как экономическую, политическую, историческую, правовую и социальную категории.

По своей экономической  сущности бюджет представляет собой  денежные отношения, возникающие между  государством и обществом по поводу перераспределения части национального  дохода (частично национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и  государственного управления.

Иначе говоря, по своей природе  бюджет является экономическим базисом  государства, поэтому любые его  изменения приводят к нарушению  экономической, хозяйственной и  социальной жизни общества. 

Возникновение и развитие бюджета связано с зарождением, формированием и развитием политического  строя государства. 

Как социальная категория, бюджет определяет социальные отношения в  обществе и государстве. 

Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и  действенных инструментов, непосредственно  воздействует на социальную сферу и  жизнь общества. 

Обобщая вышесказанное можно  отметить, что с точки зрения финансовой науки понятие бюджета жестко связано с категорией «государство».

Федеральный бюджет является основным планом государства, позволяющим  органам власти осуществлять свои властные полномочия в экономической, социальной, политической и иных областях и сферах деятельности. 

Государственный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства  и определяющих возможности государства  по выполнению возложенных на него функций. 

Бюджет фиксирует конкретные направления расходования денежных средств, распределение части национального  дохода и внутреннего валового продукта (ВВП), что позволяет ему выступать  в качестве эффективного регулятора экономики.

Также под бюджетом может  пониматься «система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд».

Бюджетный фонд – это  основной государственный централизованный денежный фонд.

По своей структуре, с  одной стороны, бюджет — это форма  образования и расходования ресурса  денежных средств, а с другой —  это смета (роспись) доходов и  расходов денежных средств в целях финансового 

обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с  бюджетной классификацией

Сущность бюджета, как  и любой другой экономической  категории, проявляется в его  функциях. Основные функции бюджета  – распределительная, регулирующая и контрольная.

 Распределительная   функция  проявляется непосредственно  через формирование и использование  централизованных фондов денежных  средств по уровням органов  власти государственного и местного  управления. 

Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фон-

дам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

Регулирующая и стимулирующая  функции проявляются непосредственно  через налоговые доходы и расходы  бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают  в качестве инструмента регулирования  и стимулирования экономики и  инвестиций, повышая эффективность  производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного  строительства.

Контрольная функция бюджетов. Действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. 

Контрольная функция бюджета  реализуется по следующим направлениям:

– контроль за правильным и  своевременным перечислением доходов  в бюджеты и внебюджетные фонды;

– контроль за целевым, экономным  и эффективным использованием бюджетных  ресурсов и средств внебюджетных фондов.

Кроме того, бюджеты  выполняют  информационную функцию (бюджет – это  индикатор текущего состояния экономики  страны, социальной сферы, политической ситуации, кроме  того он выступает  как прогноз  будущей экономической  ситуации); социальную (проявляется  в непосредственной поддержке членов общества, учреждений здравоохранения,образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства); функцию планирования, функцию организации и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 История возникновения  государственного бюджета

2.1 Предпосылки зарождения  бюджета

 

История финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству  на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело  бюджета. Во всех европейских государствах, в том числе и России, собирались доходы и проводились расходы, т.е. на юридических нормах существовала система доходов и расходов. Полностью  бюджет сформировался тогда, когда  государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало — стало  составлять систему доходов и  расходов на определённый период.

Когда палата общин в Англии 14-15 вв. утверждала субсидию королям, то перед окончанием заседания канцлер  казначейства (министр финансов) открыл портфель, в котором хранилась  бумага с соответствующим законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета. С конца 17 в. бюджетом стал называться документ, который  содержал, утверждаемый парламентом, план доходов и расходов государства. Этот документ также называли «росписью  денежных доходов и расходов государства», «сметой доходов и расходов государства», «государственной росписью».

Безусловно, бюджет понятие  широкое и его нельзя сводить  только к росписи. Роспись относится  к бюджету, как часть к общему. В этом смысле роспись есть только как приложение бюджетного закона к  данному конкретному случаю. Бюджет определяет общие нормы составления  и утверждения финансового плана, а роспись представляет собой  финансовый план на данный период.

Чтобы дать точное определение  бюджету, следует обратиться к понятию  «финансов», так как бюджет является центральным звеном финансовой системы  государства. Как известно, финансы - это система императивных денежных отношений, в процессе которых аккумулируются, распределяются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Поэтому бюджет — это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

Глубокие перемены, произошедшие в конце 18 - начале 19 в.в. в политике, социальных отношениях и в сфере экономики, повлекли за собой коренные перемены в государственном порядке. Одним из общих признаков новых условий государственной жизни было быстрое увеличение государственных расходов и долгов. В начале этот рост казался явлением исключительным. Финансисты начала 19 века считали, что с наступлением спокойных времён бюджет уменьшится, однако рост бюджетов превзошёл все ожидания. В связи с этим возник вопрос о необходимости планомерной деятельности государства, и средством такой планомерности стал государственный бюджет. Он представлял собой государственную роспись доходов и расходов в цифровом выражении. Бюджет превратился в необходимое условие развития государственного хозяйства.

Информация о работе Зарождение государственного бюджета в России