Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:48, реферат
Лоббирование (от английского lobby — кулуары), то есть продвижение собственных законодательных инициатив через имеющиеся политико-правовые институты, не чуждо как крупным предприятиям, так и субъектам среднего бизнеса. Однако такая процедура, свойственная демократическому обществу, у нас приняла дикий коррупционный образ: для принятия нужных законов представители бизнеса начинают искать «подходы» к видным политическим фигурам и пытаются вручить им вознаграждение в той или иной форме.
Что может способствовать
налаживанию диалога между
Лоббирование (от английского
lobby — кулуары), то есть продвижение собственных
законодательных инициатив через имеющиеся
политико-правовые институты, не чуждо
как крупным предприятиям, так и субъектам
среднего бизнеса. Однако такая процедура,
свойственная демократическому обществу,
у нас приняла дикий коррупционный образ:
для принятия нужных законов представители
бизнеса начинают искать «подходы» к видным
политическим фигурам и пытаются вручить
им вознаграждение в той или иной форме.
Не стоит понимать
лоббирование как взятку, передаваемую
чиновнику для принятия нужного
решения. Исторически лоббизм зарождался
и развивался как ведение диалога
между властью и обществом
в лице отдельных его социальных
групп. Общество давало сигнал государству,
а государство уже
Одна из наиболее
развитых форм лоббизма действует в
США, где эту сферу общественных
отношений регулирует специальный
закон, впервые принятый еще в 1946
году. В соответствии с положениями
Конституции США и Акта (закона)
о лоббизме и регулировании лоббистской
деятельности, право обратиться в
госорган, в том числе в законодательный
орган, есть у каждого гражданина.
При этом лоббизм, в отличие от
взяточничества, это прозрачное явление,
поэтому для передачи денег и
соответствующих письменных обращений
существует специальная процедура
регистрации таких операций.
Также закреплен
статус представителя, который, в связи
с такой регламентацией лоббистской
деятельности, «решает вопросы». Проще
говоря, для поддержания того или
иного закона коммерсанту нужно
обратиться к профессиональному
посреднику, который при наличии
других идентичных обращений собирает
капитал и продвигает проплаченные
идеи в Конгрессе. Такие посредники именуются
лоббистами. Рассмотрим на примере одной
из самых распространенных услуг лоббистов
всего мира — поддержки интересов заказчика
в области законотворчества. Только в
Америке это приносит лоббистам порядка
миллиарда долларов в год. Заказчик платит
за разработку законопроекта, согласование
документа с ответственными органами
власти, поиск релевантного субъекта законодательной
инициативы, нейтрализацию потенциальных
противников законопроекта, создание
коалиций в поддержку законопроекта и
множество других сопроводительных услуг.
Такая деятельность основана на знании
особенностей принятия решений в том или
ином органе власти. Ее можно сравнить
с работой адвоката. Несмотря на то что
все законы имеются в открытом доступе,
нужен специальный посредник, который
приведет судье убедительные аргументы
в пользу позиции клиента. Лоббист — в
каком-то смысле тоже адвокат общества
в системе законодательной и исполнительной
власти. Он ускоряет принятие важных государственных
решений и способствует реализации потребностей
различных групп, снимая социальные противоречия.
За последние десятилетия
лоббизм в США подвергается сильному
изменению. В соответствии с подписанным
в 1995 году Биллом Клинтоном Актом
о раскрытии лоббистской
Отчеты лоббистов
постоянно отслеживаются и
В России лоббизма формально нет. В России нет специального закона, регламентирующего лоббистскую деятельность. Лоббист действует в соответствии с конституцией, гарантирующей гражданам право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей. Основной закон позволяет «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию», а также «распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Реализуя это конституционное право, гражданин может начать самостоятельную лоббистскую деятельность или пойти работать в специализированную фирму, которая оказывает подобные услуги. Он вправе использовать все виды и способы защиты своих прав: обращение в органы власти или в суд, обжалование решений должностных лиц, участие в общественной и политической деятельности, выступление в СМИ.
Регламентированы
пожертвования, которые передаются
политическим партиям. Статья 30 ФЗ «О политических
партиях» запрещает партиям получать
пожертвования от иностранных лиц,
любых органов власти, анонимных
лиц, а также зарегистрированных
менее чем за год до внесения пожертвования.
Сама сумма пожертвований от одного
юридического лица не может превышать
43,3 млн рублей в год, а общая сумма пожертвований
не должна превышать 4,33 млрд рублей. Сумма
довольно приличная. Однако при этом учитываются
не только деньги, но и иное имущество,
которое при необходимости можно оценить
неадекватно. Также в эту сумму не включаются
неограниченные бюджетные дотации, вступительные
и членские взносы, поступления от хозяйственной
деятельности. Например, партия может
осуществлять «информационную деятельность»,
получая за это деньги, или сдавать в аренду
принадлежащее ей недвижимое имущество.
Таким образом, реальные возможности получения
денег политическими партиями почти не
ограничены.
При этом, в отличие от системы, созданной в США, никто не обязан указывать, кем и на лоббирование каких именно законов были направлены переданные партии средства.