Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:10, курсовая работа
Целями исследования являются:
обоснование экономической природы государственного долга;
выявление основных тенденций и специфических особенностей управления государственным долгом в Украине;
обоснование концептуальных принципов относительно совершенствования механизма управления государственным долгом и его обслуживания в условиях экономики Украины.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ……………………………………………………………..5
Теоретические основы управления государственным долгом…………….5
Классификация государственного долга и причины его возникновения..12
Основные проблемы обслуживания государственного долга в Украине..16
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В УКРАИНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………………20
2.1. Управление внешним долгом Украины в 2010-2011 гг.…………………...20
2.2. Управление внутренним долгом Украины в 2010-2011 гг…………………28
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В УКРАИНЕ………………………………………….…34
3.1. Способы и методы управления государственным долгом………………….34
3.2. Повышение эффективности управления государственным долгом
в Украине……………………………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……………………
• обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;
• контроль за состоянием государственного долга [25, c. 239].
Система управления государственным долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование его размера, стоимости и структуры.
Для эффективного управления государственным долгом нужно соблюдать следующие принципы:
- безусловности - обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство, как заемщик, приняло на себя при заключении договора займа.
- снижение рисков - размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств.
- оптимальности структуры - оптимизации структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения.
-хранение финансовой независимости -поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами- нерезидентами.
- прозрачности - соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечения доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом состоянии в государстве для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга государства – заемщика [15, c.264].
В процессе управления государственным долгом необходимо учитывать экономическую и политическую ситуацию в стране, уровень инфляции; деловой активности субъектов предпринимательской деятельности; степень риска страны относительно невозвращения долга.
Процесс управления государственным долгом включает несколько этапов:
• привлечение средств;
• использование средств;
• возврат долга и выплата процентов [24, c.301].
Государственное управление привлечением средств, как правило, осуществляется в контексте бюджетного процесса, где законом «О государственном бюджете» на соответствующий год устанавливаются предельные размеры долга и государственных гарантиях его возврата. Объем привлеченных внешних займов для любой страны определяется двумя факторами: во-первых, сколько капитала страна может поглотить, во-вторых, какой объем долга она может обслуживать без риска вызвать кризис платежей. При вычислении этих факторов должны учитываться как краткосрочные, так и долгосрочные характеристики государственного долга.
Цель политики управления долгом - получить наивысший эффект от финансирования за счет заемных средств и избежать макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем [29, c. 321].
Управление размещением
Ключевой целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.
Несмотря на то, что управление государственным долгом фактически направлено на регулирование двух ключевых параметров, характерных для любых финансовых инструментов, – риска и доходности (то есть в случае долга – издержек обслуживания), конкретные его цели достаточно сложно четко разграничить. С одной стороны, если поставить в качестве целевой установки минимизацию стоимости обслуживания, очень велик риск того, что в погоне за этой целью власти начнут выпускать не те обязательства, которые действительно необходимы, а те, которые в данный момент лучше воспринимаются рынком [13, c. 21].
Однако если в качестве другой крайности установить минимизацию рисков со стороны государственного долга, то в пределе это будет означать полный отказ от использования заимствований. Вопреки достаточно распространенному мнению, полное его отсутствие – это не самое лучшее положение вещей в государственных финансах, особенно если речь идет о развивающейся стране.
Управление государственным долгом является составной частью бюджетной политики. В свою очередь, последняя является составной частью социально-экономической политики государства.
Система
управления государственным долгом
непосредственно связана с
Упомянутая выше взаимосвязь определяет необходимость совершенствования и реформирования системы управления государственным долгом как одного из основных элементов формирования и проведения бюджетной политики.
В целом долговая политика при умелом использовании представляет собой достаточно мощный инструмент макроэкономической политики. Для эффективного применения этого инструмента необходимо создать стройную систему долгового управления, важными элементами которой являются надлежащий учет и оценка собственных обязательств.
Необходимо выделить вопросы, которые не могут быть решены исключительно за счет надежного управления государственным долгом. Управление не заменяет взвешенную макроэкономическую и налогово-бюджетную политику, и его одного недостаточно, чтобы гарантировать надежную защиту страны от экономических и финансовых потрясений. Следует подчеркнуть необходимость следующих моментов: надежная основа макроэкономической политики, характеризующейся адекватным режимом валютного курса; основа денежно-кредитной политики, надежно ориентированной на достижение стабильности цен; экономически приемлемые уровни государственного долга; устойчивая внешняя позиция; финансовая система, за которой осуществляется надлежащий надзор [12, c. 293].
Такая финансовая основа представляет собой важный фактор, способствующий появлению у участников финансового рынка уверенности в том, что они могут вкладывать средства в государственные ценные бумаги с минимальным уровнем неопределенности.
Таким
образом, наличие этих основ является
важным предварительным условием в
создании такой структуры долга,
которая отражает предпочтения органов
государственного управления, касающиеся
желаемого соотношения между
риском и затратами, и в целом
помогает стране свести к минимуму
ее уязвимость по отношению к экономическим
и финансовым потрясениям.
возникновения
Государственный долг – это сумма задолженности по всем долговым обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики [20, c. 249].
Сама система долгов государства зародилась еще в средние века и сейчас значительно распространилась. Особенно выделяется стремительными темпами роста задолженности развивающихся стран. В большинстве трудов XVIII и XIX вв. государственный долг рассматривался как явление негативное. Так, А.Смит отмечал в своих трудах, что рост государственного долга может повлечь банкротство государства как заемщика. Довольно категорично о государственных заимствований высказывался другой известный ученый Т. Р. Мальтус. Он отмечал, что большой государственный долг - это раковая опухоль, которая раздирает жизни народа и его благосостояние. Этого же мнения придерживался Ж. Б. Сэй, который сравнивал государственный долг с новым оружием, страшнее пороха, оружием, которым государство должно пользоваться только в крайнем случае. Вместе с тем опыт развития мировой экономики подтвердил, что государственные заимствования не всегда ведут к банкротству государства или к ее обнищанию. Сама по себе наличие государственного долга не дает представления о реальном финансового состояния государства. Государственный долг - это сложное явление, обусловленное рядом факторов, которое в условиях любого государства может иметь свою специфику. Подтверждением тому является опыт Англии, которая считается родиной государственного кредита и которая, несмотря на рост государственного долга, достигла расцвета экономики [20, c. 263].
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, экономические спады в стране, кризисы различных сферах деятельности и т.д. Еще один источник государственного долга – политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
Существует
несколько классификаций
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил [28, c.16].
Рис.1.1. Виды государственного долга
Источник: составлено автором.
Государственный долг делится также на внутренний и внешний. В некоторых источниках внутренний долг определяется как задолженность кредиторам государства в данной стране, а внешний – задолженность кредиторам за пределами данной страны. То есть разделение государственного долга на внутренний и внешний осуществляется в зависимости от того, в какой валюте номинированы обязательства - в иностранной или в национальной. Однако с усилением интеграционных процессов в экономике и выпуском внутренних займов, номинированных в свободно конвертируемой валюте, разделение государственного долга на внутренний и внешний по этому признаку стал некорректным. Поэтому внутренний долг - это совокупность обязательств государства перед резидентами, а внешний долг - совокупность обязательств государства перед нерезидентом (независимо от того, в чьей национальной валюте номинированы обязательства).
Следует отметить, что внутренний долг имеет определенные преимущества над внешним. Возврат долга и выплаты процентов по ним не уменьшают финансового потенциала государства, тогда как внешний долг имеет в своей основе отток капитала из страны [26, c. 24].
Государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, которое находится в собственности государства. Платежеспособность по внутренним займам обеспечивается, как правило, за счет внутренних источников. Платежеспособность государства по внешним займам зависит прежде от валютных поступлений. Возможности в по-гашении внешнего долга определяются сальдо торгового баланса. Его положительное сальдо характеризует те ресурсы, которые обеспечивают платежеспособность государства и позволяют тем самым урегулировать платежный баланс.
В качестве основных компонентов внутреннего долга можно выделить:
Обобщив выше сказанное внутренний государственный долг можно определить как сумму долговых обязательств перед резидентами данной страны.
Внешний государственный долг – это финансовые долги правительства данной страны перед иностранными государствами, зарубежными банками, международными финансовыми организациями и т.п. [241830). Этот долг состоит из долговых обязательств перед международными финансовыми организациями — МВФ, Мировым банком, ЕС, ЕБРР, иностранными странами-кредиторами. Следовательно, государственный внешний долг — это задолженность по займам, привлеченными из иностранных источников. При этом государство играет роль заемщика или гаранта погашения этих ссуд другими заёмщиками [31].
Основной причиной широкого привлечения иностранных ресурсов для финансирования инвестиционного процесса, а тем самым и образования внешнего долга, является недостаток внутренних накоплений и сбережений для проведения экономических реформ и соответствующих им преобразований. Страны также прибегают к внешним заимствованиям при дефиците государственного бюджета, при пассивном платёжном балансе.
Использование средств внешнего заимствования в качестве дополнительного источника финансирования расширенного воспроизводства (или, другими словами, экономического роста) неизбежно влечёт за собой изъятие из оборота ресурсов для возврата заёмных средств, необходимость делиться частью прибавочного продукта для выплаты процентов по международным кредитам [27, c.15].
Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
Информация о работе Управление государственным долгом Украины