Государственный долг Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:21, доклад

Описание работы

До недавнего времени, государственный долг Украины был незначителен, следовательно, не привлекал особого внимания. Центром внимания общественности и экономистов эта экономическая категория стала после первой волны кризиса 2008г., так как государственный долг начал резко увеличиваться благодаря кредитам Международного валютного фонда и другим организациям.
Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков. Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени.

Работа содержит 1 файл

ГРЭ. Доклад.doc

— 57.00 Кб (Скачать)

Министерство  науки, образования,

молодежи и  спорта Украины

Донецкий национальный университет

Экономический факультет

 

 

 

 

 

 

Доклад

По ГРЭ

На тему: «Государственный долг Украины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

Студент 3 курса

Группы 0601 «Б»

Страшко Владимир

 

 

 

 

 

 

Донецк 2011г

Введение

 

До недавнего времени, государственный  долг Украины был незначителен, следовательно, не привлекал особого внимания. Центром  внимания общественности и экономистов  эта экономическая категория  стала после первой волны кризиса 2008г., так как государственный долг начал резко увеличиваться благодаря кредитам Международного валютного фонда и другим организациям.

Государственный долг представляет собой  сумму накопленных бюджетных  дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков. Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени.

Чтобы избежать негативных последствий государственного долга, возникает необходимость управления им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение государственного долга

 

Государственный долг -  обязательства, возникающие из государственных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц и другие обязательства, принятые на себя страной.

Государственный долг является составляющим компонентом понятия «государственный кредит» и возникает в результате финансовых заимствований страны. Такая процедура вызвана необходимостью покрыть дефицит бюджета. Государственный долг состоит из суммы дефицитов прошлых лет, учитывая вычет излишков бюджета, и из задолженности предприятий, государственных организаций, региональных и местных органов власти, центрального правительства.

В том случае, если валюта страны конвертируема, госдолг может быть внутренним и внешним. Под внутренним госдолгом понимается задолженность государства перед владельцами государственных ценных бумаг, которая выраженная в национальной валюте. Внешний долг характеризует задолженность страны перед другими странами, международным экономическим организациям, другими лицами. Внешний долг погашается посредством новых заимствований, экспорта товаров. Следует отметить, что увеличение внутреннего долга не так опасно для национальной экономики сравнительно с нарастанием ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.  

Государственный долг можно классифицировать по нескольким признакам:

– месту размещения долга;

– уровням государственной власти;

– сроку привлечения средств;

– характеру выплачиваемого дохода;

– объему расходов на выплату государственного долга;

– методу определения дохода и др.

Важен не абсолютный показатель государственного долга, а относительная  величина, которая показывает отношение  гос. долга и бюджета.

Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство   для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги. 

Последствия большого государственного долга:

  1. Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
  2. Перераспределяется доход от частного сектора к государственному сектору;
  3. Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала  и сокращению производственного потенциала страны;
  4. Усиливается неравенство в доходах;
  5. Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;
  6. Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;
  7. Может появиться угроза долгового и валютного кризиса;
  8. Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж;

9.  Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния.

 

2. Методы управления  государственным долгом.

Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства (правительства, центрального банка, министерства финансов и других государственных органов) по погашению внешних и внутренних займов, организации выплаты доходов (процентов) по ним, изменению условии и сроков ранее выпушенных займов, размещению новых долговых обязательств.

Управление государственным долгом является одним из элементов макроэкономической политики. Эффективное использование долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические флуктуации, дающим дополнительные финансовые ресурсы. Управление государственным долгом заключается в реализации системы мероприятий, осуществляемых государством, связанных с определением объемов заимствований, состава кредиторов, форм и условий предоставления кредитов и их погашения.

Основные методы управления государственным долгом:

    1. Рефинансирование;
    2. Конверсия займов;
    3. Консолидация;
    4. Аннулирование займов;
    5. Унифицирование займов.

Кратко рассмотрим содержание каждого метода.

Рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.

Конверсия займов -  изменение доходности займа путем снижения или повышения процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. При всем разнообразии конверсионных операций главный финансовый механизм конверсионной схемы заключается в ликвидации части внешних долговых требований путем их обмена свопа в национальные активы - национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы. Возможны различные формы конверсионных операций: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, собственность, облигации и другое.

Консолидация - продление срока действия ранее выпущенных займов (краткосрочных и среднесрочных) и превращение их в долгосрочные или бессрочные. Осуществляется путем добавления процентных купонов к облигациям старых займов, срок действия которых продлен, или путем замены облигаций старых займов на облигации нового займа.

Аннулирование займов -  полный отказ государства от своих долговых обязательств внутри страны. Такой метод применяется крайне редко.

Унифицирование займов - обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый.

 

3. Управление  государственным долгом в Украине.

Обслуживание государственного внутреннего  долга Украины осуществляется Министерством  финансов Украины через банковскую систему Украины путем проведения операций по размещению облигаций внутреннего государственного займа, других ценных бумаг, их гашения и уплаты доходов по ним в виде процентов и в другой форме.

При финансировании затрат по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств Украины в составе государственного бюджета Украины образуется фонд обслуживания государственного внутреннего долга Украины. В него зачисляются средства в размере 50%, полученные от приватизации имущества государственных предприятий.

Министерство финансов Украины  ежегодно публикует в общедоступном  издательстве ведомости про государственный  внутренний долг Украины.

Управление государственным внутренним долгом Украины осуществляется Министерством  финансов Украины в порядке, согласованном с Национальным банком Украины.

Размещение долговых обязательств Правительства Украины и предоставление гарантий от его имени проводит по его поручению Министерство финансов Украины. Предельные размеры государственного внутреннего долга Украины, его структуру, источники и сроки погашения устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением государственного бюджета Украины на следующий год.

Согласно данным Минфина, по состоянию  на 5 сентября 2011 государственный долг Украины составляет 360,5 миллиарда гривен.

По словам представителя управления по работе с государственным долгом Константина Кузнецова, на конец 2011 года совокупный государственный и  гарантированный государством долг Украины ожидается на уровне 42,5% ВВП, на конец 2012 года - 41,9%, на конец 2013 года - 37,9%, 2014 году - 35,3%.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Рассмотрены наиболее важные методы управления государственным долгом. Они необходимы для защиты экономики государства от проблем и негативных последствий, которые могут возникнуть из-за высокого государственного долга.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия: выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-вторых, государство может перенести реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений, то есть оставить будущим поколения меньшие по размерам основные производственные фонды. В-третьих, выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж. И прежде всего рост государственного долга снижает международный авторитет страны и вызывает психологический эффект, усиливая неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бедь В.В., Когут Ю.М. Фінанси: Навч.-метод. посіб. Для самостійного вивчення дисципліни. – К.: МАУП; Ужгород: ЗІ ім. А. Волошина, 2004.
  2. Близнюк О.П., Лачкова Л.І., Оспіщев В.І. та ін.; За ред.. Оспіщев В.І. Фінанси: Навч. посіб. – К: Знання, 2006.
  3. Опарін В.М. Фінанси(загальна теорія): Навч. посібник. – К.: КНЕУ, 1999.
  4. Фінанси(теоретичні основи); Підручник / М.В. Грідчіна, В.Б. Захожай, Л.Л. Осіпчук та ін.; Під. кер-вом і за наук. ред. М.В. Грідчіної, Б.В. Захожая. – 2-ге вид., випр. і допов. – К.: МАУП, 2004.

 


Информация о работе Государственный долг Украины