Управление государственным долгом Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целями исследования являются:
обоснование экономической природы государственного долга;
выявление основных тенденций и специфических особенностей управления государственным долгом в Украине;
обоснование концептуальных принципов относительно совершенствования механизма управления государственным долгом и его обслуживания в условиях экономики Украины.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ……………………………………………………………..5
Теоретические основы управления государственным долгом…………….5
Классификация государственного долга и причины его возникновения..12
Основные проблемы обслуживания государственного долга в Украине..16

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В УКРАИНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………………20
2.1. Управление внешним долгом Украины в 2010-2011 гг.…………………...20
2.2. Управление внутренним долгом Украины в 2010-2011 гг…………………28
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В УКРАИНЕ………………………………………….…34
3.1. Способы и методы управления государственным долгом………………….34
3.2. Повышение эффективности управления государственным долгом
в Украине……………………………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……………………

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 117.36 Кб (Скачать)

     Можно выделить определенный характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в трехзвенном  кредитном цикле, таких как привлечение, использование, погашение, – неблагоприятные  последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга [18, c.26].  
 

     
    1. Основные  проблемы управления государственным  долгом

     в Украине

     Государственный долг напрямую связан с проблемой  экономической безопасности страны. Пути решения проблемы государственного долга косвенным образом имеет влияние на бюджетную дееспособность страны, стабильность гривны, а так же отношения в сотрудничестве с международными финансовыми организациями.

     Темпы роста государственного долга Украины  приобрели угрожающий характер. За последние три года размер государственного долга увеличился в 4, 5 раза и почти  в 2 раза превысил доходы бюджета.  По состоянию на конец 2010 года государственный и гарантированный государством долг Украины составлял 432 235 410,19 тысяч гривен, в том числе внутренний 155 489 849,46 тысяч гривен и внешний долг 276 745 560,73 тысяч гривен. Согласно мировому рейтингу составленному на основе прироста заимствований Украина вошла в 20-ку и заняла 13 место в мире и оказалась на 1 месте среди стран Восточной Европы благодаря объемам финансовой помощи, полученной в период кризиса от МВФ, Мирового банка, Европейского Союза [14].

     Одной из проблем долговой политики Украины  остается отсутствие стратегических ориентиров в сфере управления государственным долгом. Реализация определенных мер происходит в ответ на текущие нужды в сфере государственных финансов, а управление внешним государственным долгом Украины сводится преимущественно к решению краткосрочных задач бюджетной политики. Кроме того, долговая политика для кредиторов и потенциальных инвесторов не прозрачна, с завуалированным характером информации о внешних займах и государственных гарантиях, информация о займах местных органов власти не полная, а система учета, мониторинга и контроля за состоянием задолженности государственного сектора экономики – отсутствует.

     Существенной  проблемой долговой политики Украины  на протяжении последних лет остается чрезмерное использование правительством внешнего ссудного капитала, что порождает  угрозы дестабилизации государственных  финансов. Именно поэтому будущая  стратегия должна предусматривать  уменьшение объемов размещения внешних  государственных займов и достижения оптимальной структуры долгового портфеля государства. Взаимоотношения Украины с иностранными кредиторами и международными финансовыми организациями должны отвечать критерию гармонического объединения процессов глобализации с одновременным соблюдением отделенных национальных интересов и стратегических ориентиров [17].

     Решению проблемы внешней задолженности  будет содействовать создание необходимых правовых и экономических условий для аккумулирования внутренних сбережений страны, восстановление доверия кредиторов, активизации иностранного инвестирования. Для расширения круга инвесторов в государственные ценные бумаги и включение в экономический кругооборот сбережений граждан, существенная часть которых сегодня находится вне финансовых учреждений, важное значение имеет привлечение физических лиц к внутренним долговым операциям правительства. Поэтому необходимо перейти к выпуску сберегательных облигаций, которые буду распространяться среди физических лиц и ввести ОВГЗ с плавающей процентной ставкой, привязанной к темпам инфляции. Введение такого типа долговых обязательств правительства объясняется доверием субъектов рынка к инструментам, защищенным от инфляционного обесценения [23].

     На  рост суммарного государственного долга  влияет также неконтролируемое предоставление государственных гарантий и как результат трансформация условных обязательств правительства в прямой государственный долг. Сегодня уровень условных обязательств государства, связанных со стабильностью банковской системы, эксперты оценивают на уровне 40% ВВП. Кроме того, обязательство государственных предприятий по не гарантированным кредитам в кризисных условиях могут стоить бюджету до 3% ВВП.

     Управление  государственным долгом в нашем  государстве усложняется из-за значительной доли в нем иностранной валюты. Долговые обязательства развитых стран  мира почти полностью выпускаются  в национальной валюте. Так, доля долговых обязательств в иностранной валюте таких лидеров мировой экономики, как Великобритания, Германия, Франция, США составляет менее чем 2% от объема государственного долга. Именно это  направление работы в рамках осуществления  стратегического и текущего управлением  государственным долгом, принимая во внимание текущую валютную структуру взятых Украиной долговых обязательств, является наиболее приоритетным. Ведь то, что львиная доля правительственных долговых обязательств погашается  в иностранной валюте, ставит управление государственным долгом нашего государства в тесную зависимость от валютной политики, состояния платежного баланса и ситуации на внешних рынках капитала [10, c.25].

     Важно также разработать общепризнанную методику расчетов долговой нагрузки  и комплексную систему показателей, которые, кроме общей платежеспособности, включали бы также индикаторы предельно безопасной долговой нагрузки на бюджет. Необходимость расчетов таких индикаторов обусловлена тем, что уровень государственной задолженности значительно влияет на бюджетно-налоговую политику государства, ограничивая возможность управления расходами бюджета для достижения целей макроэкономической стабилизации в будущем.

     При решении вопросов государственного долга важную роль играет здоровая макроэкономическая политика. Развитая система управления государственным долгом не может предотвратить возникновение кризиса при слабой бюджетно-налоговой, денежно-кредитной или валютно-курсовой политике. Правительство должно стараться достичь экономической приемлемости и обоснованности уровня и темпов роста государственного долга и возможности его обслуживания, не отступая от целевых ориентиров в пределах своей макроэкономической политики [16, c.17].

     Так, в процессе формирования долговой стратегии  государства, нужно обеспечить реализацию таких мер:

     -   обеспечить эффективное использование государственных займов на инвестиционные цели, а не на потребление;

     -   усилить роль внутренних рыночных займов в процессе финансирования дефицита бюджета в относительно внешних;

     -   уменьшить долю  иностранной валюты в государственном долге;

     -   усовершенствовать систему прогнозирования всего блока взаимосвязанных показателей, которые оказывают непосредственное влияние на формирование государственного долга Украины;

     -   повысить уровень информационно-аналитического обеспечения долговой политики [30, c.48]. 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. Управление государственным  долгом в Украине  на современном этапе 
 

     2.1. Управление внешним  долгом Украины

     На  сегодня экономика Украины нуждается  в осуществлении эффективных экономических реформ и стабильного экономического роста. Обеспечение реализации соответствующей экономической политики не возможно без значительных капиталовложений, мобилизация которых осуществляется за счет внутренних и внешних заимствований. Поэтому государственные заимствования являются объективно необходимым инструментом современной финансовой политики государства. В современных финансовых системах стран, которые столкнулись с проблемой дефицита государственного бюджета, часто вынуждены обращаться к государственным заимствованиям. В случае ограничения внутренних ресурсов страны привлекают внешние займы. Привлечение внешних государственных займов, как правило, влияет на экономический рост, экономическую активность в стране, поскольку оно стимулирует потребление, или инвестиции в производство [18, c.26].

     Проблема  урегулирования внешнего долга Украины, формирования и управления его оптимальной  структуры, а также поиск эффективных  методов его погашения является главным заданием нынешнего времени.

     Политика  внешних заимствований в Украине  характеризуется отсутствием системности и «размытостью» целей. Следствием этого является невысокая эффективность привлечения заимствованных заграницей средств и их использования.

     За 5 месяцев 2011 года государственный и  гарантированный государством внешний долг увеличился на 11,6 млрд. дол. США (45,9%) по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и составил 36,9 млрд.дол.США (табл. 2.1). 
 

     Таблица 2.1

     Состояние внешнего долга Украины

     за  5 месяцев 2010-2011 гг. (млн. дол. США)

Показатели 31.05.

2010

31.05.

2011

Абсолютное  изменение Относительное изменение
Государственный долг 30 106,00 43 296,51 13190,51 143,81%
Внешний долг: 16 196,81 24 123,41 7 926,60 148,94%
1. Задолженность по займам, предоставленным международными организациями экономического развития 8 056,28 10 691,22 2 634,94 132,71%
2. Задолженность по займам, предоставленным заграничными органами управления 1 402,49 1 310,06 -92,43 93,41%
3.Задолженность  по займам, предоставленными иностранными коммерческими банками 0,06 2 000,07 2 000,01 3333450,00%
4.Задолженность, не отнесенная к другим категориям 6 737,98 10 122,06 3 384,08 150,22%
Гарантированный государством долг 10 877,44 14 487,80 3 610,36 133,19%
Внешний долг: 9 099,50 12 773,73 3 674,23 140,38%
1.Задолженность по займам, предоставленным международными организациями экономического развития 6 076,88 8 027,06 1 950,18 132,09%
2.Задолженность по займам, предоставленным заграничными органами управления   190,59 190,59  
3.Задолженность по займам, предоставленным иностранными коммерческими банками 558,67 956,87 398,20 171,28%
4.Задолженность, не отнесенная к другим категориям 2 463,96 3 599,22 1 135,26 146,07%
Государственный и гарантированный государством внешний долг 25 296,31 36 897,14 11 600,83 145,86%

     Источник: составлено автором [22].

     Государственный внешний долг за 5 месяцев в 2011 года увеличился на 7,9 млрд. дол. США (48,94%), в  основном, за счет роста курсов иностранных  валют к гривне, довыпуску облигаций  внешнего государственного займа в 2010 году в объеме 100 млн.дол.США, выпуску  облигаций внешнего государственного займа в 2011 году в объеме 1,5 млрд.дол.США.

     Рис. 2.1. Структура государственного внешнего долга за 5 месяцев 2010-2011 гг. (млн.дол.США)

     Источник: составлено автором [22].

     Проанализировав структуру государственного внешнего долга (рис. 2.1), видим, что практически по всем видам внешних займов их объем значительно вырос в 2011 году в сравнении со значениями 2010 года. Только задолженность по займам, предоставленным заграничными органами управления, в 2011 году снизилась на 6,6% и составила 1310,06 млн.дол.США. Наиболее резкое увеличение суммы внешней задолженности за 2010-2011 гг. произошло по займам, предоставленным иностранными коммерческими банками, а именно с 0,06 млн.дол.США в 2010 году до 2000,07 млн.дол.США в 2011 году.

     Динамику  валового объема внешних обязательств Украины в первом полугодии 2011 года характеризовали:

     - размещение Правительством облигаций  внешнего государственного займа  на 2,8 млрд. дол. США;

     - выпуск под гарантии Правительства  еврооблигаций других секторов  экономики (на 0,7 млрд. дол. США);

     - накопление краткосрочного долга  других секторов по торговым  кредитам и просроченной задолженности (2,9 млрд. дол. США);

     - дальнейшее сокращение внешней  задолженности банковского сектора  (0,6 млрд. дол. США) [21].

     В течение первого полугодия 2011 года Правительство разместило облигации внешнего государственного займа на 2,8 млрд. дол. США. Одновременно состоялось плановое погашение облигаций внешнего государственного займа в 2004 году на 600 млн. дол. США. Инвестиции нерезидентов в облигации внутреннего государственного займа сократились на 0,3 млрд. дол. США.

     Рис. 2.2. Структура гарантированного государственного внешнего долга за 5 месяцев 2010-2011 гг. (млн.дол.США)

     Источник: составлено автором [22].

Информация о работе Управление государственным долгом Украины