Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:14, курсовая работа
Целью работы является изучение и анализ состава, структуры и динамики расходов федерального бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики в Российской Федерации. Цель исследования позволяет сформулировать поставленные в работе задачи:
осветить вопросы, касающиеся бюджетных расходов и факторов, влияющих на их состав и структуру;
провести анализ расходной части федерального бюджета за период с 2008 по 2010 годы на основании Федеральных законов «О федеральном бюджете» на очередной соответствующий год и на основании фактических данных;
проанализировать проблемы, связанные с осуществлением расходной части;
выявить и представить пути оптимизации расходов федерального бюджета.
Введение 4
Глава 1. Состав и структура расходов федерального бюджета 6
1.1. Роль федерального бюджета в финансировании расходов страны
6
1.2. Бюджетные расходы и факторы, влияющие на их состав и структуру.
8
1.3.Капитал государственной корпорации как экономическая категория
10
Глава 2. Проблемы, связанные с формированием расходной части федерального бюджета, и направления их оптимизации 21
2.1. Проблемы, связанные с осуществлением расходной части федерального бюджета
21
2.2. Направления оптимизации расходов и контроль за расходованием средств федерального бюджета
26
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Наибольший
удельный вес в классификации расходов
занимают межбюджетные
трансферты. В 2008 году доля расходования
этих средств составляет 34,73%. Если говорить
о динамике этого показателя, то уже в
следующем году (2009) он снижается на 2,21
%. В среднесрочной перспективе предусмотрено
абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов
к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет
на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к
2008 году. В диаграммах 1.3.1. и 1.3.2., можно
наглядно увидеть, как происходит изменение
этого показателя.
Диаграмма 1.3.1. Межбюджетные трансферты в абсолютном выражении
Диаграмма 1.3.2. Межбюджетные трансферты в относительном выражении
Это
свидетельствует о
Таблица 1.3.2. Состав и структура межбюджетных трансфертов
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ | 2008 г | 2009 г | 2010 г | |||
Сумма, млрд. руб. | Удельный вес, % | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес, % | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес, % | |
Всего: | 2281,56 | 100 | 2 423,12 | 100 | 2 720,97 | 100 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 375,54 | 16,46% | 392,67 | 16,21% | 411,07 | 15,11% |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) | 317,19 | 13,90% | 300,74 | 12,41% | 234,25 | 8,61% |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 163,74 | 7,18% | 175,97 | 7,26% | 191,01 | 7,02% |
Иные межбюджетные трансферты | 69,75 | 3,06% | 37,83 | 1,56% | 43,86 | 1,61% |
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов | 1 355,34 | 59,40% | 1 515,90 | 62,56% | 1 840,79 | 67,65% |
Основную долю в этом разделе занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела.
Что характерно следующих 4-х подразделов, то они уменьшаются. Это говорит о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым сокращая долю участия в финансировании.
Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2010 году сумма расходов значительно увеличился по отношению к запланированному в 2008 году на 134,32 млрд. руб. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.
Национальная экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. Прогнозируется, что к 2010 году показатель снизится на 4,16%.
К
этому разделу относятся
Основное
место в их структуре занимают
бюджетные ассигнования на транспорт,
воспроизводство минерально-
Планируется, что данный показатель уже к 2010 он займет пятое место.
В 2010 году произойдут изменения доли расходов в процентном соотношении от общего объема расходов. Неизменными лидерами остаются межбюджетные трансферты и общегосударственные вопросы на 3 месте будет национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 4 месте национальная оборона.
Оба эти раздела наращивают финансирование. Рассмотрим ниже диаграммы 1.3.3. и 1.3.4. Мы видим, что такой показатель, как национальная оборона имеет динамику роста, с 2008 года по 2010 год прогнозируется увеличение в сумме 87,09 млрд. руб.. А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 171,61 млрд.руб. в 1,5 раза к 2008 году. В процентном соотношении происходят колебания, сначала он возрастает, потом падает. Это связано, как суммой всего расходов, так и с распределением средств по разделам.
Диаграмма 1.3.3. Доля расходов федерального бюджета на 2008 год
Диаграмма 1.3.4. Доля расходов федерального бюджета на 2010 год
Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2008 году составит 4,68 %. В динамике этот показатель падает, к 2009 году он снизится на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.
Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице 1.3.3. этот показатель наращивает свой потенциал, спрогнозировано, что в 2008 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 270,86 млрд. руб., к 2010 году эта сумма увеличится на 125,68 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций. Рассмотрим ниже структуру этого раздела, основное место занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение.
Таблица 1.3.3. Состав и структура статьи «социальная политика»
Подразделы | Проект бюджета | ||
2008 | 2009 | 2010 | |
Пенсионное обеспечение | 80,3 | 81,7 | 80,6 |
Социальное обслуживание населения | 1,5 | 1,3 | 1,3 |
Социальное обеспечение населения | 17,8 | 16,7 | 17,8 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики | 0,1 |
0,0 |
0,0 |
Другие вопросы в области социальной политики | 0,4 | 0,3 | 0,3 |
Итого по разделу | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Доля
пенсионного обеспечения
Согласно выше сказанному, доля социального обеспечения занимает 17%. Ассигнования данного подраздела направляются на выплату пособий по уходу за ребенком, выплату компенсации безработным гражданам, обеспечение инвалидов транспортными средствами и другие. Также в составе данного подраздела предусматриваются ассигнования на реализацию основных мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.
Прогнозируется, что в 2008 году объем расходов по данному разделу составит 211,69 млрд. руб., в 2009 году произойдет увеличение на 15,8%, а в 2010 году на 39,5% .
В соответствии с бюджетной устройством РФ, за каждым уровнем бюджетной системы закреплены полномочия за федеральными органами – оказание специализированной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях, а также содержанию сборных команд Российской Федерации и их подготовке к спортивным соревнования, олимпиадам.
За органами государственной власти субъектов РФ – оказание специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях, организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта.
К полномочиям органов местного самоуправления отнесены вопросы организации оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, а также обеспечения условий для развития на территории районов, поселений и городских округов физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Основные направления финансирования «Здравоохранения»: повышение заработной платы медицинским работникам, оснащение поликлиник, больниц - мед. учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». «Спорт и физкультура» -проведение спортивных мероприятий и соревнований, содержание центров спортивной подготовки, реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы».
Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,3% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и средства массовой информацмм; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.
В 2008 году объем расходов по подразделу «культура, кинематография и средства массовой информации» составит 83,81 млрд. руб., к 2010 году это показатель снизится на 22%, и в относительном выражении уменьшится от 1,28 до 0,84%. Сокращение объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации, обусловлены уменьшением ассигнований, направляемых на проведении разовых мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, а также сокращением в 2009-2010 годах бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.
Информация о работе Расходы федерального бюджета, их оптимизация