Расходы федерального бюджета России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать динамику расходов федерального бюджета за период 2008-2010 годов и исследовать причины изменения его состава и структуры.
Исходя из поставленной цели в работе, ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие и классификацию расходов бюджета Российской Федерации;
определить состав и структуру расходов субъектов Российской Федерации;

Содержание

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая сущность расходов федерального бюджета………5
1.1.Понятие и классификация расходов федерального бюджета……5
1.2 Формы расходов и этапы их санкционирования Федерального бюджета РФ……………………………………………………………..10
1.3. Факторы определяющие величину бюджетных расходов……….15
Глава 2. Анализ расходной части федерального бюджета РФ………………19
2.1.Анализ расходов федерального бюджета по плану за период с 2007 по 2009 годы……………………………………………………….……19
2.2.Анализ исполнения расходов за период с 2007 по 2009 годы…26
2.3.Пути повышения эффективности расходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………40

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 83.03 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Экономическая сущность расходов федерального бюджета………5

    1.1.Понятие  и классификация расходов федерального бюджета……5

    1.2 Формы  расходов и этапы их санкционирования Федерального бюджета РФ……………………………………………………………..10

    1.3. Факторы определяющие величину бюджетных расходов……….15

Глава 2. Анализ расходной части федерального бюджета РФ………………19

    2.1.Анализ  расходов федерального бюджета  по плану за период с 2007 по 2009 годы……………………………………………………….……19

    2.2.Анализ  исполнения расходов за период с 2007 по 2009 годы…26

    2.3.Пути  повышения эффективности расходов  федерального бюджета РФ……………………………………………………………..33

Заключение………………………………………………………………………37

Список  использованной литературы…………………………………………40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Центральное место в финансовой системе любого государства занимает федеральный бюджет.

     Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства.

     В условиях ограниченности финансовых ресурсов важно правильно выбрать приоритетные направления использования бюджетных  ресурсов. Экономически оправданный  выбор направлений использования  позволит повысить эффективность принимаемых  Правительством мер по оперативному регулированию экономических процессов. Необходим  поиск новых методологических решений по макроэкономической оценке расходов федерального бюджета и  связанных с этим макроэкономических рисков.

     Решение проблем, связанных с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, во многом обеспечивает  и снятиесоциальной напряженности в стране.

     Управление  расходами во все времена считалось  одной из важнейших проблем в  каждом государстве независимо от уровня развития экономики и поступлений  в казну правительства. Как правило, это было связано с тем, что  средства, выделенные из государственной  казны для финансирования отдельных  отраслей экономики или социальной жизни страны, оказывались недостаточными. Этим обуславливается актуальность избранной темы, поскольку от объёмов и направлений финансирования зависит развитие страны в целом.

     Цель работы – проанализировать динамику расходов федерального бюджета за период 2008-2010 годов и исследовать причины изменения его состава и структуры.

     Исходя  из поставленной цели в работе, ставятся следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и классификацию расходов бюджета Российской Федерации;
  • определить состав и структуру расходов субъектов Российской Федерации;
  • исследовать этапы санкционирования расходов Федерального бюджета РФ;
  • проанализировать изменение динамики и структуры расходов федерального бюджета РФ;
  • исследовать причины, повлиявшие на изменение динамики и структуры расходов федерального бюджета РФ.

      Поставленная  цель и задачи предопределяют структуру  работы, которая включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

      Объектом  исследования является Федеральный  бюджет РФ.

     При написании работы использованы российские законодательные акты: Бюджетный  кодекс РФ;ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год» от 28.12.2009 г., ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» от 31.10.2008 г, «Основные характеристики федерального бюджета на 2008-2010годы» от 24.07.2007 г.

     Учебники  и учебно-методическая литература по курсу «Финансы», «Государственные и муниципальные финансы», «Бюджетная система РФ» таких отечественных  авторов, как Грязнова А.Г., Романовский  М.В., Ковалев и других.

     Также использовались ресурсы сети Интернет (Официальный сайт Министерства финансов РФ - Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ -Официальный сайт Центрального банка РФ - Официальный сайт Службы Государственной Статистики). 
 
 
 

Глава 1 Экономическая сущность расходов федерального бюджета 

     1.1 Понятие и классификация расходов  федерального бюджета 

     Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач и функций государства  и местного самоуправления. Эти затраты  выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс  использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям [13, c.42].

     Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели – организации  производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или  распорядителями бюджетных средств. Значит, расходы бюджета носят  транзитный характер. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств  по уровням бюджетной системы  через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета  носят в основном безвозвратный  характер. На возвратной основе могут  предоставляться бюджетные кредиты и ссуды [5, c.36].

     Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу  явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных  расходов ежегодно устанавливается  непосредственно в бюджетном  плане и зависит от экономической  ситуации и общественных приоритетах.

     Для выяснения роли и значения бюджетных  расходов в экономической жизни  общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков  классификации расходов бюджета.

     В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.

       Текущие расходы бюджетов –  это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование  органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание  государственной поддержки другим  бюджетам и отдельным отраслям  экономики в форме дотаций,  субсидий и субвенций на текущее  функционирование, а также другие  расходы бюджетов, не включенные  в капитальные расходы. Эти  расходы является преобладающей  частью расходов во всех звеньях  бюджета. 

     Капитальные расходы бюджета – это денежные затраты, связанные с финансированием  инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые  юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, расходы, предоставляемые  в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществлении  которых создается или увеличивается  государственное имущество. Большинство  этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.[11, c220]

     Во  всех звеньях бюджетной системы  текущие расходы являются преобладающей  частью.

     Система бюджетных расходов формируется  в зависимости от характера функций, возложенных на органы власти, согласно функциональной классификации. Расходы  делятся на следующие блоки [5, c.57]:

  • государственное и муниципальное управление;
  • национальная оборона;
  • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
  • осуществление международной деятельности;
  • поддержка отраслей сферы материального производства;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения;
  • охрана окружающей природной среды и природных ресурсов;
  • обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти.

     Каждый  из этих блоков включает конкретные направления  использования бюджетных средств. Второй уровень классификации –  подразделы, конкретизирующие направление  бюджетных ассигнований на осуществление  деятельности государственных и  местных органов власти в определенной области.

     Ведомственная классификация показывает конкретных получателей бюджетных расходов. Ведомственный признак позволяет  выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или  юридическое лицо, получающее бюджетные  ассигнования. Этот признак классификации  расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре  расходов, связанные с изменением системы управления. В Федеральном  законе “О бюджетной классификации  Российской Федерации” в перечне  прямых получателей средств из Федерального бюджета более 160 получателей. Среди  них: Правительство РФ, Счетная палата РФ, Министерство внутренних дел и  другие.

     В зависимости от того, из какого уровня бюджетной системы осуществляется финансирование, бюджетные расходы  делятся на федеральные, региональные и местные [5, c.59].

     Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных  средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

     Перечень  главных распорядителей средств  федерального бюджета утверждается федеральным законом.

     Расходы федерального бюджета по главным  распорядителям средств федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым  статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам  расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

     В соответствии с действующим законодательством  в Российской Федерации исключительно  из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов [5, c.61]:

  • обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  • официальный статистический учет;
  • прочие расходы.[5,c 62]

Информация о работе Расходы федерального бюджета России