Проблема оптимизации расходов федерального бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание процесса оптимизации расходов бюджета 5
1.1. Формирование расходов федерального бюджета 5
1.2. Содержание оптимизации государственных расходов 6
2. Оценка оптимального использования средств федерального бюджета: проблемы и противоречия 10
2.1. Анализ динамики расходов федерального бюджета 10
2.2. Проблемы и задачи оптимизации расходов федерального бюджета 13
3. Политика повышения эффективности бюджетных расходов 21
Заключение 29
Библиографический список 31

Работа содержит 1 файл

Бюджет_расход_оптимизац33.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

 

Введение

 

      Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

      Как экономическая категория государственный бюджет РФ представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования.

      Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

      Расходы бюджета, будучи компонентом общей  финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

      Актуальность  данной темы работы обусловлена тем, что бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Вопросы формирования и распределения бюджетных средств вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии политиков, экономистов.

      Итак, выбранная тема исследования «Проблема оптимизации расходов федерального бюджета РФ» является актуальной и важной в связи с происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями.

      Объект  исследования: особенности оптимизации расходов бюджета на современном этапе.

      Предмет исследования: финансово-экономические отношения в сфере формирования расходов бюджета

      Цель  работы: анализ направленности и особенностей политики РФ в области оптимизации  бюджетных расходов.

      Задачи работы:

    • дать общую характеристику расходам бюджета;
    • проанализировать современную политику направления расходов бюджета;
    • выявить пути совершенствования оптимизации бюджетных расходов в Российской Федерации.

      Теоретической базой для исследования послужили  действующее законодательство, монографии, учебники и учебные пособия, раскрывающие особенности расходов федерального бюджета.

      Информационно-эмпирической основой курсовой работы являются законы, нормативные акты РФ, обобщенные статистические данные о федеральном бюджете РФ.

 

1. Экономическое содержание процесса оптимизации расходов бюджета

1.1. Формирование расходов  федерального бюджета

      Формирование  расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов [10, с.176].

      Расходные обязательства РФ возникают в  результате:

    • принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • заключения Российской Федерацией или от имени Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе:
    • субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, подлежащих в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета;
    • субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

      Итак, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета.

1.2. Содержание оптимизации государственных расходов

      В соответствии с действующим законодательством  в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов [8]:

  • обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  • официальный статистический учет;
  • прочие расходы.

      Средства  федерального бюджета используются для финансирования мероприятий  регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.

      По  согласованию с региональными и  местными органами власти совместно  за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных  бюджетов финансируются следующие  виды расходов [12, с.265]:

  • государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;
  • обеспечение социальной защиты населения;
  • обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  • обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации;
  • финансовая помощь другим бюджетам;
  • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

      Таким образом, содержание и структура государственных расходов напрямую зависят от общей финансовой политики государства, а конкретно определяются программами российского государства и задачами, которые решаются в каждом финансовом году.

 

2. Оценка  оптимального использования  средств федерального  бюджета: проблемы  и противоречия

2.1. Анализ динамики расходов федерального бюджета

      Расходы федерального бюджета на 2009 год были сформированы исходя из целей и задач, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2009 год и Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2009 году» [2], обеспечивая выполнение расходных обязательств Российской Федерации в условиях и с учетом проведения структурных реформ, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста, сокращения уровня бедности и упрочения национальной безопасности.

      Расходы федерального бюджета на 2009 году были предусмотрены в объеме 3047,9 млрд. рублей, что на 388,5 млрд. рублей (14,6%) превышает плановый уровень текущего года.

      Необходимость обеспечения сбалансированности и  устойчивости федерального бюджета  и бюджетной системы в целом  в условиях сокращения налоговой  нагрузки на экономику требует дальнейшего  сокращения расходов федерального бюджета по отношению к ВВП.

      В то же время с учетом прогнозируемого  уровня инфляции общий объем расходов федерального бюджета в 2009 году в реальном выражении на 6,1 превысил объем расходов, утвержденный федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год» [4].

      При этом дальнейшее сокращение доли расходов, направляемых на обслуживание государственного долга (с 10,8% в 2008 году до 8,3% в 2009 году), позволит опережающими темпами увеличить объем непроцентных расходов федерального бюджета, которые возрастут по сравнению с плановым уровнем 2008 года на 17,8% в номинальном и на 9,1% в реальном выражении.

 

       Таблица 1 - Структура и динамика расходов федерального бюджета в 2008-2009 гг.

Раздел 2008 г. 2009 г. (оценка) Темпы роста, %
  млрд.руб. % к расходам  всего млрд.руб. % к расходам  всего  
Всего расходы 2 659,4 100,0 3048,0 100,0 114,6
Общегосударственные вопросы 458,7 17,3 488,6 16,0 106,5
в т.ч. без учета процентных расходов 171,1 6,4 234,5 7,7 137,5
Национальная  оборона 413,7 15,6 529,1 17,4 127,9
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 316,3 11,9 398,4 13,1 126,0
Национальная  экономика 213,5 8,0 234,0 7,7 109,6
Жилищно-коммунальное хозяйство 16,6 0,6 6,8 0,2 41,0
Охрана  окружающей среды 5,0 0,2 4,6 0,2 92,0
Образование 156,4 5,9 154,5 5,1 98,8
Культура, кинематография, СМИ 32,8 1,2 38,5 1,3 117,4
Здравоохранение и спорт 75,5 2,8 82,5 2,7 109.3
Социальная  политика 154,1 5,8 172,0 5,6 111,6
Межбюджетные  трансферты 816,7 30,7 938,9 30,8 114.9
в т.ч. бюджетам других уровней 317,2 11,9 367,7 12,1 115,9
Справочно:          
Оплата  труда и начисления 506,8 19,1 596,1 19,6 117,6
Капитальные вложения в основные фонды 172,9 6,5 219,7 7,2 127,1

Информация о работе Проблема оптимизации расходов федерального бюджета РФ