Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:14, курсовая работа
Целью работы является изучение и анализ состава, структуры и динамики расходов федерального бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики в Российской Федерации. Цель исследования позволяет сформулировать поставленные в работе задачи:
осветить вопросы, касающиеся бюджетных расходов и факторов, влияющих на их состав и структуру;
провести анализ расходной части федерального бюджета за период с 2008 по 2010 годы на основании Федеральных законов «О федеральном бюджете» на очередной соответствующий год и на основании фактических данных;
проанализировать проблемы, связанные с осуществлением расходной части;
выявить и представить пути оптимизации расходов федерального бюджета.
Введение 4
Глава 1. Состав и структура расходов федерального бюджета 6
1.1. Роль федерального бюджета в финансировании расходов страны
6
1.2. Бюджетные расходы и факторы, влияющие на их состав и структуру.
8
1.3.Капитал государственной корпорации как экономическая категория
10
Глава 2. Проблемы, связанные с формированием расходной части федерального бюджета, и направления их оптимизации 21
2.1. Проблемы, связанные с осуществлением расходной части федерального бюджета
21
2.2. Направления оптимизации расходов и контроль за расходованием средств федерального бюджета
26
Заключение 29
Список использованной литературы 31
ПЛАН РАБОТЫ
Введение | 4 |
Глава 1. Состав и структура расходов федерального бюджета | 6 |
|
6 |
|
8 |
|
10 |
Глава 2. Проблемы, связанные с формированием расходной части федерального бюджета, и направления их оптимизации | 21 |
|
21 |
|
26 |
Заключение | 29 |
Список использованной литературы | 31 |
ВВЕДЕНИЕ
Центральное
место в системе
Регулирующая роль бюджета проявляется через соответствующие группы отношений – доходы и расходы бюджета
Основным назначением расходов является обеспечение выполнения органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач. Помимо того, расходы бюджета могут выступают важным фактором, оказывающим влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. Через субсидирование и кредитование из бюджета субъектов хозяйствования и через размещение государственных (муниципальных) заказов на поставку товаров, работ и услуг для государственных нужд осуществляется стимулирование совокупного предложения. Финансовая политика, направленная на стимулирование совокупного предложения и производство валового внутреннего продукта, создает предпосылки для дальнейшего увеличения бюджетных расходов. Влияние расходов бюджета на совокупный спрос обеспечивается путем прямых бюджетных инвестиций, социальных выплат нуждающимся категориям населения, а также финансирования производства общественных благ. Бюджетные расходы влияют на социально-экономические процессы также посредством использования адекватных форм бюджетного финансирования, нацеленных на повышение эффективности использования бюджетных средств. Таким образом, уровень бюджетных расходов свидетельствует о степени участия государства в экономической деятельности общества и в обеспечении общеэкономического равновесия. Исследование динамики расходов бюджета государства может дать важную информацию о степени социально-экономического развития страны, о приоритетах государственной политики, о дисбалансах, которые складываются в результате неравномерного распределения финансовых ресурсов, и о направлениях дальнейшего совершенствования распределения финансовых ресурсов при реализации государством возложенных на него функций и задач. Не стоит забывать и о том, что на современном этапе развития в условиях экономической глобализации социально-экономическое развитие страны должно происходить под влиянием тех же приоритетов, которыми определяется развитие ведущих зарубежных стран, а государственная финансовая политика должна быть направлена на реализацию этих приоритетов.
Сегодня в России созданы огромные резервы, прежде всего в виде, средств, аккумулируемых в Стабилизационном фонде. Федеральный бюджет исполняется с профицитом. Превышение доходов над расходами бюджета есть особый вид неравновесности государственных финансовых потоков, при наличии которой нельзя однозначно говорить о высокой эффективности государственной финансовой политики. В условиях сильного отставания размеров финансирования социальной сферы от развитых зарубежных стран в качестве косвенного эффекта выступает ущерб для социально-экономического развития страны от низкого уровня жизни населения и недофинансирования социальных затрат.
Все это обуславливает актуальность выбранной темы.
Целью работы является изучение и анализ состава, структуры и динамики расходов федерального бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики в Российской Федерации. Цель исследования позволяет сформулировать поставленные в работе задачи:
Изучение
темы моей курсовой работы актуально тем,
что именно эффективное расходование
бюджетных средств является гарантом
стабильного и динамичного роста экономики
страны в целом.
ГЛАВА 1. СОСТАВ И СТРУКТУРА
РАСХОДОВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1.1. Роль федерального бюджета в финансировании расходов страны
Прежде чем начать рассматривать расходы федерального бюджета необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет. Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления1. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.2
Государственный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной - которые тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, а является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Общепринято
финансовые отношения, складывающиеся
у государства и субъектов
экономики, называть бюджетными. Эти
отношения чрезвычайно
1.2. Бюджетные расходы и факторы, влияющие на их состав и структуру.
Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.
При переходе к рыночной экономике федеральный бюджет в целом и его составляющая часть – расходы, не могут и не должны утратить своей роли; должно произойти лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство.
Этому
изменению призвана служить радикальная
перестройка бюджетных
Огромную роль расходы федерального бюджета играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Общепринятым является факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Это объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения. Важную роль расходы федерального бюджета играют в нивелировании социальных последствий расслоения граждан по их материальному достатку, что было вызвано переходом к рыночной экономике.
Таким образом, расходы федерального бюджета, направленные на социальные нужды, представляют собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране.
Государственное
устройство, внешняя и внутренняя
политика государства, этап общественного
развития, общий уровень развития экономики,
уровень благосостояния граждан, разветвленность
связей бюджета с народным хозяйством,
формы предоставления бюджетных средств
– вот только несколько факторов, которые
влияют на величину и структуру расходов
федерального бюджета. Структура расходов
государства и их доля в валовом общественном
продукте зависят также от размеров государственного
сектора в экономике, традиции, наконец.
В совокупности вышеперечисленные факторы
на каждом из этапов развития государства
порождает такую систему расходов, которая
соответствует экономике, типу и уровню
управления ею. Все эти факторы влияют
на проявление категории расходов бюджета,
которая проявляется через конкретные
виды расходов на какие-то нужды, причем
такие расходы могут быть охарактеризованы
как с качественной, так и с количественной
стороны. (Качественная характеристика
каждого вида расходов бюджета позволяет
определить экономическую природу и общественное
назначение каждого элемента расходов,
количественная – их величину).
1.3. Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета
за 2008 – 2010 годы.
Федеральный бюджет на 2008-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в размере 6 570,30 млрд. руб., на 2009 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 74, 15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд. руб. Профицит вообще не планируется. Фактические данные незначительно отличаются от предусмотренных по плану, поэтому анализ будет проведен относительно запланированных данных.
В
соответствии со статьей 21 Бюджетного
Кодекса РФ классификация расходов
бюджета состоит из 11 разделов. Они
являются едиными для бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации разделами
и подразделами классификации расходов
бюджетов, рассмотрим их подробнее в таблице
№2.
Таблица 1.3.1. Расходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
Расходы федерального бюджета | 2008г | 2009г | Отклонение | 2010г | ||||
Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | По сумме, млрд.руб. | По удел.
весу,% |
Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ | 828,78 | 12,61% | 899,84 | 12,08% | 71,06 | -0,54% | 963,10 | 11,90% |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА | 509,10 | 7,75% | 566,74 | 7,61% | 57,64 | -0,14% | 596,19 | 7,37% |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | 521,84 | 7,94% | 642,61 | 8,62% | 120,77 | 0,68% | 693,51 | 8,57% |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА | 702,32 | 10,69% | 789,62 | 10,60% | 87,30 | -0,09% | 528,55 | 6,53% |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО | 54,56 | 0,83% | 56,29 | 0,76% | 1,73 | -0,07% | 51,86 | 0,64% |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 9,33 | 0,14% | 10,21 | 0,14% | 0,88 | 0,00% | 10,96 | 0,14% |
ОБРАЗОВАНИЕ | 307,20 | 4,68% | 313,64 | 4,21% | 6,44 | -0,47% | 339,85 | 4,20% |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | 83,81 | 1,28% | 73,01 | 0,98% | -10,80 | -0,30% | 67,58 | 0,84% |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ | 211,69 | 3,22% | 245,22 | 3,29% | 33,53 | 0,07% | 295,36 | 3,65% |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | 270,86 | 4,12% | 342,67 | 4,60% | 71,81 | 0,48% | 396,54 | 4,90% |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ | 2281,56 | 34,73% | 2423,12 | 32,52% | 141,56 | -2,21% | 2720,97 | 33,63% |
УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ | 0,00 | 0,00% | 186,30 | 2,50% | 186,30 | 2,50% | 404,50 | 5,00% |
СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ | 789,25 | 12,01% | 901,88 | 12,10% | 112,63 | 0,09% | 1021,00 | 12,62% |
ВСЕГО | 6570,30 | 100% | 7451,15 | 100 % | 880,85 | 100,00% | 8089,97 | 100 % |
Информация о работе Расходы федерального бюджета, их оптимизация