Доходы и расходы федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности темы.
Целью представленной работы выступает комплексный анализ бюджетной системы Российской Федерации, проведенный по следующим направлениям:
- анализ бюджетного устройства в Российской Федерации;
- исследование принципов построения бюджетной системы;
- рассмотрение образования бюджетного дефицита и государственного долга.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;

Содержание

Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы
Глава 2. Доходы государственного бюджета
Глава 3. Расходы государственного бюджета
Глава 4. Бюджетный дефицит
Глава 5. Федеральный бюджет 2008 - 2010
5.1 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
5.2 Оценка исполнения федерального бюджета РФ в 2008 году
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Доходы и расходы федерального бюджета.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     Оглавление 

Введение

Глава 1. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы

Глава 2. Доходы государственного бюджета

Глава 3. Расходы государственного бюджета

Глава 4. Бюджетный дефицит

Глава 5. Федеральный бюджет 2008 - 2010

5.1 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"

5.2 Оценка  исполнения федерального бюджета  РФ в 2008 году

Заключение

Список  используемой литературы

 

      Введение 

     Бюджет  играет важную роль в жизни каждого  государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

     В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей. Так же достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования. Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня, поскольку бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

     Цель  и задачи исследования вытекают из актуальности темы.

     Целью представленной работы выступает комплексный анализ бюджетной системы Российской Федерации, проведенный по следующим направлениям:

     - анализ бюджетного устройства в Российской Федерации;

     - исследование принципов построения бюджетной системы;

     - рассмотрение образования бюджетного дефицита и государственного долга.

     В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:

     - исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;

     - рассмотреть принципы построения бюджетной системы;

     - изучить источники формирования  налоговых и неналоговых поступлений  доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;

     - рассмотреть понятие бюджетного дефицита;

     - охарактеризовать суть государственного долга.

     Объектом курсовой работы является бюджет Российской Федерации и бюджетное устройство как теоретическая категория и как явление социальной действительности.

     Методологическую  основу при написании курсовой работы составили:

     Бюджетный Кодекс РФ, труды отечественных специалистов М.В. Романовский, В.М. Радионова, В.К. Сенчагова и других, а также аналитические данные из СМИ и печати.

 

      Глава 1. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы 

     Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный  бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1].

     Термин  «бюджет» происходит от старинного нормандского слова bougette (возможно, от латинского bulga), означавшего карман, сумку, кожаный мешок. От него произошло budget, которым англичане называли кожаный мешок (затем портфель) для документов (счетов), касавшихся государственных доходов и расходов. Отсюда выражение «открыть бюджет», т.е. представить эти документы на утверждение парламента. Позднее словом «бюджет» стали обозначать речь канцлера казначейства, посвященную финансовым делам государства, с конца XVIII в. - уже сам документ, содержавший роспись доходов и расходов государства, впоследствии и как централизованный фонд денежных средств, и систему экономических отношений.[1]

     В целом, современное определение  государственного бюджета является дискуссионным вопросом, так Романовский М.В. и Врублевская О.В. предполагают, что «Бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд» [5, с. 12]. По мнению Родионовой В.М. «Бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления» [13, с. 234], Сенчагова В.К. и Архипова А.И. «Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства» [14, с.168], Юткиной Т.Ф. «Бюджет – это счетный план государства, позволяющий контролировать процесс зачисления средств в доходы казны и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов» [15, с. 51], Федуловой С.Ф. «Бюджет – система денежных отношений по поводу распределения и перераспределения общественного продукта с целью образования и расходования централизованного фонда денежных средств, используемого на выполнение общегосударственных задач и утверждаемого законодательно в форме финансового плана, состоящего из доходной и расходной частей» [12, с. 158].

     Исходя  из вышеперечисленного, можно сделать  вывод, что Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

     Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

     Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих  друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть  показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики.

     Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

     Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

     Перемены  в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х  годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме.

     Появление новых форм собственности, новых  субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в  основном косвенными методами. Одним  из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и её бюджетном устройстве.

     Организационное построение бюджетной системы всецело  зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных  государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные  бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

     Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства  состоит из трёх уровней:

     . первый уровень - федеральный  бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

     . второй уровень - бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

     . третий уровень - местные бюджеты  (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

     Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет.

     Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

     Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

     Бюджетным кодексом РФ [1, гл.5] законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

     1. Единства бюджетной системы Российской  Федерации;

     2. Разграничения доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы;

     3. Самостоятельности бюджетов;

     4.Равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

     5. Полноты отражения доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

     6. Сбалансированности бюджета;

     7. Эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

     8. Общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов;

     9. Гласности;

     10. Достоверности бюджета;

     11. Адресности и целевого характера  бюджетных средств.

     Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Информация о работе Доходы и расходы федерального бюджета