Расходы федерального бюджета, их оптимизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение и анализ состава, структуры и динамики расходов федерального бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики в Российской Федерации. Цель исследования позволяет сформулировать поставленные в работе задачи:
осветить вопросы, касающиеся бюджетных расходов и факторов, влияющих на их состав и структуру;
провести анализ расходной части федерального бюджета за период с 2008 по 2010 годы на основании Федеральных законов «О федеральном бюджете» на очередной соответствующий год и на основании фактических данных;
проанализировать проблемы, связанные с осуществлением расходной части;
выявить и представить пути оптимизации расходов федерального бюджета.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Состав и структура расходов федерального бюджета 6
1.1. Роль федерального бюджета в финансировании расходов страны
6
1.2. Бюджетные расходы и факторы, влияющие на их состав и структуру.
8
1.3.Капитал государственной корпорации как экономическая категория
10
Глава 2. Проблемы, связанные с формированием расходной части федерального бюджета, и направления их оптимизации 21
2.1. Проблемы, связанные с осуществлением расходной части федерального бюджета
21
2.2. Направления оптимизации расходов и контроль за расходованием средств федерального бюджета
26
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Расходы федерального бюджета, их оптимизация.doc

— 6.62 Мб (Скачать)

     Доля  «жилищно-коммунального хозяйства» не значительна, сумма расходов в 2009 году 56,29 млрд. руб., к 2008 году показатель вырос на 1,73 млрд. руб., а к 2010 году снизился на 4,43 млрд. руб. Основные полномочия в сфере жилищно–коммунального хозяйства относятся к сфере ведения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

     Объем расходов раздела «охрана окружающей среды», в динамике нам показывает увеличение к 2010 году на 17%. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на гидрометеорологию и мониторинг окружающей среды.

     Согласно  изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2009 и 2010 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. Эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода.3 Из таблицы мы видим, что эти показатели и рассчитаны с учетом выше сказанного. Но  увеличение этого показателя может произойти при условии о том, что «в случае увеличения общего объема доходов  федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), указанное увеличение относится на сокращение дефицита федерального бюджета… и на  соответствующее увеличение условно утвержденных расходов»4

     Последним разделом расходов федерального бюджета  является секретные статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства, которые не разнесены по статьям, в связи с поправками в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов». Надо не забывать о том, что это данные прогнозируемые, и если произойдут изменения в экономике (высокий уровень инфляции, падение курса доллара и др.), то они повлияют на результативность. Данный показатель имеет не значительную погрешность. Но в целом можно увидеть наращивание средств, как в относительном, так и в абсолютном выражении. 
 
 

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ФОРМИРОВАНИЕМ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ 

2.1. Проблемы, связанные с осуществлением расходной части федерального бюджета

     Динамика  бюджетных показателей свидетельствует  о том, что федеральный бюджет, особенно в последние годы, был  сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства. Следствием этого процесса явился ощутимый бюджетный дефицит, управление которым, особенно после финансового кризиса в России, стало намного труднее. От решения проблемы бюджетного дефицита в настоящее время во многом зависит возможность переходы на устойчивое развитие экономики, решение проблемы обеспечения расширенного воспроизводства и полноценное обеспечение государством своей социально-экономической функции.

     Бюджетных средств для финансирования социальной сферы в полном объеме недостаточно. Чтобы решить данную проблему необходимо, в первую очередь, перейти от всеобщей социальной защиты к адресному социальному обеспечению наиболее нуждающихся слоев населения, также повысить эффективность социальных расходов за счет сокращения непроизводственных затрат; сократить сети бюджетных социальных учреждений финансируемых на основе сметного порядка, но при этом оказывающие платные социальные услуги; осуществлять регулярный контроль за эффективностью и результативностью социальных расходов.

     Практически все статьи социальных расходов финансируются в меньшем объеме, чем это необходимо для действенной социальной поддержки населения (пенсии и пособия ниже прожиточного минимума, низкая зарплата работников социальной сферы, недофинансирование системы здравоохранения, образования и культуры). Из этого следует, что необходимо осуществлять финансирование социальных расходов в соответствии с приоритетностью целей: необходимые расходы должны финансироваться в полном объеме, в соответствие с социальными стандартами; полезные расходы финансируются исходя из наличия бюджетных средств; избыточные расходы финансируются только при наличии бюджетных средств после 100% финансирования полезных расходов. Для гарантированного полного финансирования необходимых социальных расходов целесообразно перевести их на финансирование из социальных внебюджетных фондов (что позволит использовать преимущества фондовой формы финансирования); полезные расходы финансировать из бюджета (используя мобильность средств внутри бюджета для первоочередного финансирования наиболее важных расходов), а избыточные расходы финансировать посредством утверждения целевых бюджетных программ (что позволить увязать осуществляемое финансирование с ожидаемым эффектом и не будет влиять на финансирование полезных расходов).

     Еще одной проблемой в России является отсутствие равного доступа всех граждан страны (независимо от территории проживания) к гарантированному уровню социальных услуг, вследствие сосредоточения социальных функций на территориальном уровне и неравномерности развития регионов. Необходимо построить межбюджетные отношения в соответствии с реальной ценой выполнения социальных функций, рассчитанной на основе социальных стандартов и законодательно утвердить социальные стандарты, действующие на территории всей страны.  Отсутствие механизма расчета реальной стоимости обеспечения социальных гарантий и отсутствие механизмов обеспечения качества предоставляемых социальных услуг можно решить перемещением акцента в контрольной финансовой работе с контроля за процессом исполнения сметы к контролю за результативностью расходов и разработкой и законодательным утверждением социальных стандартов.

 

2.2. Направления оптимизации  расходов и контроль  за расходованием  средств федерального бюджета

     Чтобы достичь среднемирового уровня социальных расходов, российскому государству их надо увеличить. Не лучше обстоит дело и с финансированием другой фундаментальной функции современного государства – функции развития. Объем расходов на ее реализацию складывается из расходов на научные исследования и расходов на национальную экономику. В совокупности они достигают 2,05% ВВП, в том числе расходы на научные исследования – 0,46% ВВП. Это более чем вдвое ниже среднемирового уровня. С учетом степени износа основных фондов и деградации научно-производственного потенциала российскому государству необходимо поддерживать относительно более высокий уровень расходов на стимулирование НТП, инвестиционной и инновационной активности. По уровню расходов на национальную оборону, безопасность, содержание госаппарата, российское правительство лидирует в мире. Доля этих расходов по отношению к ВВП в России является одной из самых высоких в мире, а по доле этих расходов в общих расходах федерального бюджета, Россия является абсолютным лидером. Таким образом, анализ структуры расходов в проекте федерального бюджета, позволяет следующим образом ранжировать реальные приоритеты бюджетной политики федерального правительства. Первым по значимости приоритетом является вывоз капитала, вкладываемого в государственные обязательства США и ряда стран ЕС. Вторым – обеспечение национальной безопасности, поддержание правопорядка, функционирование бюрократии. Третьим, финансируемым по остаточному принципу – обеспечение социально-экономического развития. Почти по всем направлениям социальных расходов в проекте федерального бюджета планируется существенный прирост. Но, оценивая общее состояние социальной сферы, следует отметить, что основная часть социальных расходов ведется за счет бюджетов территорий, обеспеченность которых доходами оставляет желать лучшего. В проекте федерального бюджета не предусматривается должных мер по преодолению глубокого кризиса жилищно-коммунального хозяйства. Средств, выделяемых в рамках национального проекта «доступное жилье» в размере 50,8 млрд. руб., явно недостаточно. Для одной только модернизации жилищно-коммунального хозяйства требуется в несколько раз больше. В целом, объем расходов федерального бюджета на государственные инвестиции в 2008 году возрос более чем на 1/3.

     Сопоставление динамики структуры государственных расходов развитых стран, доказало, что увеличение государственных расходов на цели социально-экономического развития является необходимой составляющей современного экономического роста, основанного на НТП. Согласно введенного им разделения функций государства на традиционные (оборона и правопорядок) и современные (развитие интеллектуально-человеческого потенциала), можно видеть, что сегодня в мире через государственные бюджеты тратится, в среднем, на современные функции 17,8% ВВП, а на традиционные - только 5,3%. Соотношение между этими статьями расходов - 3,4:1. В развитых странах эти показатели составляют 25,0% и 3,9% (соотношение - 6,4:1), в странах с переходной экономикой -22,1 % и 3,8% (соотношение - 5,8:1).

     В России государство большую часть расходов тратит на выполнение традиционных функций. В будущем году на эти цели из федерального бюджета будет потрачено 7,4% ВВП, что почти на 25% превышает среднемировой показатель. При этом в три раза меньше (4,7% ВВП) тратит на современные функции. То есть у нас соотношение расходов на традиционные и современные функции составляет 2:1.

     Структура расходов российского бюджета разительно отличается от развитых стран.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В своей курсовой работе я рассмотрела  общие положения расходов федерального бюджета, и их классификацию, проанализировала расходы федерального бюджета за последние годы, сравнила их с проектом расходов федерального бюджета на 2008 год.

     Можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

     Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.

       Важнейшая задача - обеспечить его  прозрачность для всех членов  общества. Необходимо добиться, чтобы  федеральный бюджет стал средством  стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств. Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и палат Федерального Собрания. Это крайне важно с учетом особенности подготовки проекта федерального бюджета на 2008-2010 год - необходимости его принятия. Правительство РФ должно стать организующим центром этой работы.

     Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.

     Необходимость реформирования бюджетной системы  в современных условиях определяется объективными требованиями экономической  действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

     Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетных доходах и расходах, а также бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

     Важные  шаги в направлении совершенствования  бюджетного устройства Российской Федерации уже были сделаны как в законодательной, так и в институциональной и финансово - кредитной сферах. Была создана качественно новая система - Федеральное казначейство РФ - которая позволила на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечит учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета. Необходимо завершить ее формирование с последующим переходом к казначейской системе исполнения консолидированного бюджета Российский Федерации. Новый Налоговый кодекс четко разграничит полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов и приравненных к ним платежей и в целом станет серьезным шагом в направлении либерализации налоговой системы страны с обеспечением в то же время стабильных налоговых доходов по всем уровням бюджетной системы.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред.от 29ноября 2010)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в ред.от 29 ноября 2010 г.)
  3. Бюджетное послание Президента Российской федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах.
  4. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации.
  5. Федеральный закон от 28.12.2009 N 382-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год»
  6. Федеральный закон от 03.10.2010 N 255-ФЗ " Об исполнении федерального бюджета за 2009 год"
  7. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и К., 2007.
  8. Афанасьев, Мст. П. Бюджет и бюджетная система: учебник / Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Криворогов; под ред. Мст. П. Афанасьева (предисловие А. Л. Кудрина). – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2010.
  9. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. - М.: Прогресс-Академия, 2007.
  10. Денисова И. П. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / И. П. Денисова, С. Н. Рукина. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  11. Ковалева А.М. Финансы: Учебник / А.М. Ковалева – М.: Ф и С, 2010
  12. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред.проф.Н.Ф.Самсонова. – М.: Инфра-М, 2006.
  13. Официальный сайт Министерства Финансов РФ: http://www. minfin.ru
  14. Официальный сайт Федерального казначейства РФ: http://www.roskazna.ru
  15. Официальный сайт Службы Государственной Статистики: http://www.gks.ru

Информация о работе Расходы федерального бюджета, их оптимизация