Основные направления преодоления дефицита бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры
любого современного общества играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из
наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм -
финансовая система общества, главным звеном которой является государственный
бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует
централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов
денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на
государственные органы функций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
основная часть:
1. Государственный бюджет.
1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и
бюджетного устройства Российской Федерации
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы
2.1. Федеральный бюджет Российской Федерации
2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации
2.3. Местные бюджеты
2.4. Внебюджетные фонды
2.5. Межбюджетные отношения - современная ситуация,
проблемы и пути их решения
3. Дефицит бюджета.
3.1. Основные понятия. Понятие бюджетного дефицита.
3.2. Факторы роста бюджетного дефицита.
3.3. Возможности выхода из создавшейся ситуации.
3.4. Программа сокращения дефицита федерального бюджета
на 1998-2000 годы.
3.5. Мировой опыт дефицита бюджета.
4. Основные направления преодоления дефицита бюджета.
4.1. Бюджетная политика Российской Федерации
и направления ее совершенствования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

госбюджет.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями

бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как

крайне  отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить

многие  экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить

наметившуюся  в последнее время тенденцию  к сокращению бюджетного дефицита

экономически  развитых стран. Так, например, в США  в 1992 году дефицит бюджета

составлял 4.9 % к ВВП. Выступая летом 1995 года в  конгрессе Б. Клинтон

предложил сбалансировать бюджет за предстоящие  десять лет. Президент заявил,

что правительство  и конгресс обязаны сбалансировать бюджет, но лишь на основе

поддержания развития американской экономики и  при сохранении традиционных

американских  ценностей.

     Бюджетная политика Российской Федерации

       и направления  ее совершенствования

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по

определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и

расходов  бюджета, управления государственным долгом является одним из

основных  инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика

на очередной  финансовый год определяется Бюджетным  посланием Президента РФ,

направляемом  Федеральному Собранию в начале (не позднее марта)

предшествующего года.

Так как  наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются сбор

бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным

дефицитом и государственным долгом, то и  эффективность всей бюджетной

политики  может быть оценена по результативности деятельности органов

исполнительной  власти в указанных направлениях. Состояние государственных

финансов  оказывает весьма сильное воздействие  на реальную экономику, поэтому

динамика  основных макроэкономических показателей также может выступать одним

и критериев  успешности варианта осуществляемой бюджетной  политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной  политики можно предложить

следующие:

·      уровень собираемости бюджетных  доходов в целом, налогов в  частности;

·      уровень выполнения бюджетных обязательств;

·      величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

·      объем финансовых ресурсов, отвлекаемых  на обслуживание

государственного  бюджета;

·      уровень монетизации бюджетного дефицита;

·      величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного

дефицита;

·      динамику валового внутреннего продукта;

·      уровень безработицы;

·      степень выполнения законодательных  и приравненных к ним актов  о бюджете.

В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии,

характеризующие специфику современного этапа в  развитии российской экономики:

·      масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);

·      величину просроченной задолженности  по оплате труда из-за отсутствия

бюджетного  финансирования;

·      величину просроченной задолженности  по оплате государственного заказа.

Доходы  федерального бюджета: анализ данных показывает, что наихудшая

финансовая  политика в сфере доходов федерального бюджета проводилась в

сентябре 1996 - марте 1997 г.г. В этом периоде произошел  бурный (почти 4-

кратный в реальном выражении рост выпуска  КНО и проведения денежных зачетов).

В результате доля денежных суррогатов возросла с 1/6 до почти 1/2 налоговых

доходов бюджета. Перелом в тенденции сокращения удельного веса налоговых

доходов в денежной форме в ВВП произошел  в 5-ом периоде. Этот перелом

является  одной и важнейших особенностей бюджетной политики, проводившейся  в

течение апреля-ноября 1997 г., когда наиболее отрицательные последствия

политики  предшествующего периода в основном пришлось преодолеть.

Выполнение  бюджетных обязательств: Динамика расходов федерального бюджета

отличалась  значительными колебаниями. В течение 2-го, 3-го, 5-го периодов

проводилась умеренно жесткая политика по ограничению государственных

расходов, в 4-м периоде произошел существенный рост бюджетных расходов,

однако  это не привело ни к сокращению бюджетных долгов по заработной плате,

ни к  прекращению их роста. Напротив, принципиальной особенностью 5-го периода

стало существенное уменьшение накопленной  в предыдущие периоды просроченной

задолженности по оплате труда.

Управление  бюджетным дефицитом и государственным  долгом: Сохранение огромного

дефицита  бюджета в 1-м периоде привело  к инфляционной волне осенью-зимой

1994-1995 г.г.  и валютному кризису в «черный  вторник» 11 октября 1994 .

Поэтому во 2-м периоде бюджетная политика была ужесточена, в результате чего

произошло существенное сокращение дефицита федерального бюджета.

Избирательная кампания 1996 г. сопровождалась заметным увеличением бюджетного

дефицита  и рекордно быстрыми темпами прироста государственного долга,

оформленного  ценными бумагами (ГКО и ОФЗ). После  завершения избирательной

кампании  возврата к сокращению бюджетного дефицита не произошло, напротив,

его размеры  возросли. В течение 5-о периода  дефицит бюджета был вновь

сокращен. Хотя государственный долг продолжал  увеличиваться, темпы его

прироста  были значительно снижены - по сравнению  с 3-м периодом более чем в 4

раза, с 4-м - почти в 3,5 раза.

Особенности макроэкономической динамики: Мягкая бюджетная политика 1-го

периода (расходы бюджета - 23,2 % ВВП), способствовала сохранению высоких

темпов  экономического спада - 12,8 % в годовом  выражении. Сокращение

бюджетных расходов о 17,4 - 21,1 % ВВП во 2-м - 4-м периодах заметно

уменьшило темпы экономического спада, однако не смогло прекратить его

полностью. Лишь существенное сокращение бремени  государственных расходов,

снижение  бюджетного дефицита, уменьшение правительственных  заимствований на

финансовом  рынке, сопровождавшееся падением реальных процентных ставок,

обеспечили  необходимые условия для кредитования частного сектора

коммерческими банками и начала экономического подъема. В апреле-ноябре 1997

г. российский ВВП стал увеличиваться со скоростью 0,4 % в расчете на год.

Степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете:

Степень исполнения законов о бюджете  в 1994-1997 г.г. трудно назвать слишком

высокой, что свидетельствует, прежде всего, об их малореалистичности. В

наибольшей  степени были исполнены секвестированный бюджет 1997 г. и бюджет

1994 г.  При этом следует иметь в  виду, что в 1994 г. высокая степень

исполнения  «мягкого» бюджета привела к  валютному кризису, инфляционной волне

и дополнительному  падению реального производства. Исполнение более жесткого

бюджета в апреле-ноябре 1997 г. способствовало началу макроэкономического

подъема.

Однако, несмотря на внешне обнадеживающие показатели конца 1997 г., огромный

государственный долг, нарастающим итогом

Таким образом, до ноября 1997 г. в экономике России отмечались определенные

позитивные  тенденции - снижение инфляции, прекращение  спада и небольшой рост

производства. Происходил рост денежной массы и  кредитных вложений в реальную

сферу (на 38 % за год), процентные ставки для конечных заемщиков снизились

примерно  с 70 до 30 % в ноябре, существенно возросли иностранные инвестиции.

Однако  эти позитивные тенденции развивались  на фоне ряда застарелых слабостей

нашей экономики, прежде всего бюджетного кризиса, связанного с плохим сбором

налогов, высокими обязательствами государства  по расходам и неэффективной

системой  контроля за использованием государственных  средств и, как следствие,

со значительным дефицитом федерального бюджета. Покрывать  его приходилось за

счет  растущих заимствований и расходов по обслуживанию государственного долга

(процентных  расходов). За 1997 г. эти расходы  значительно возросли, составив

28 % всех  расходов бюджета против 16 % год  назад. Структура государственного

долга, особенно внутреннего, неблагоприятна в силу преобладания коротких и

дорогих расходов по ГКО, вызывающих рост процентных расходов. Несмотря на

сокращение  бюджетного дефицита (4,4 % против 6,6 % ВВП  в 1997 г.) и

превышение  доходов над расходами без  процентных расходов (на 17,4 млрд. руб.

за 5 месяцев) все больше средств Правительству пришлось использовать на

погашение долговых обязательств, чтобы не перефинансировать  их по чрезмерно

высоким ставкам доходности. Политическая нестабильность вызвала ряд резких

падений котировок российских государственных и корпоративных ценных бумаг. В

результате  к середине 1998 г. в стране разразился новый финансовый кризис,

для преодоления  которого Правительством был предпринят ряд экстренных мер:

изменение границ «валютного коридора», реструктуризация задолженности по

государственным ценным бумагам (выплата денежных средств  по ГКО будет

производится  поэтапно в течение 3 лет), введение временного моратория на

Информация о работе Основные направления преодоления дефицита бюджета