Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:17, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры
любого современного общества играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из
наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм -
финансовая система общества, главным звеном которой является государственный
бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует
централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов
денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на
государственные органы функций.
ВВЕДЕНИЕ.
основная часть:
1. Государственный бюджет.
1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и
бюджетного устройства Российской Федерации
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы
2.1. Федеральный бюджет Российской Федерации
2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации
2.3. Местные бюджеты
2.4. Внебюджетные фонды
2.5. Межбюджетные отношения - современная ситуация,
проблемы и пути их решения
3. Дефицит бюджета.
3.1. Основные понятия. Понятие бюджетного дефицита.
3.2. Факторы роста бюджетного дефицита.
3.3. Возможности выхода из создавшейся ситуации.
3.4. Программа сокращения дефицита федерального бюджета
на 1998-2000 годы.
3.5. Мировой опыт дефицита бюджета.
4. Основные направления преодоления дефицита бюджета.
4.1. Бюджетная политика Российской Федерации
и направления ее совершенствования
Заключение
Список литературы
края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансировании в Алтайском
крае» от 13.01.99 №1-3С. Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией
договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения. Так,
например, 29.11.96 был подписан Договор Российской Федерации и Алтайского
края «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти
Алтайского края».
Данное соглашение давало возможность оставлять в бюджете АК акцизы на спирт,
водку и ликероводочные изделия, плату за землю, доходы от приватизации, налог
на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в
иностранной валюте.
Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год
ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств,
полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих
расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов
Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя
менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 %
плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона,
особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ (в
том числе и Алтайскому краю) осуществляется помощь из федерального бюджета
путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований (подробнее
об этом - в разделе 2.5 настоящей работы).
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской
Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный
бюджет)
как форму образования и
предназначенных
для обеспечения задач и
ведения местного самоуправления.
За последние годы на местные бюджеты были переложены, дополнительны расходы
по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их
доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 %
от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в
региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда
лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики Марий Эл, в Удмуртии, в
Камчатской, Липецкой и др. областях) превращает органы местного
самоуправления в постоянных просителей. В конце 1994 г. собственные доходы
бюджетов городов составляли 23,9 %, поселков - 11,9 %, сельских районов -
11,8 %, сельских поселений - 5,8 %. Очевидно, что для создания
работоспособного местного самоуправления необходимо решить задачу финансового
обеспечения этого уровня власти. На практике же за последние 5 лет доля
местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с
28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до 31 %.
Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42 % всех
расходов на социальную политику, 57 % - на здравоохранение и физкультуру, 42
% - на культуру и искусство, 66 % - на жилищно-коммунальное хозяйство, 67 % -
на образование. Таким образом, важнейшие направления государственной политики
финансируются не с федерального, а с местного уровня. В качестве одной из мер
для решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят закон
«О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»,
установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех
субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров
доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему
решить невозможно (в настоящее время БК РФ - ст. 60 -закрепил за местными
бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и
сборы). В качестве иллюстрации приведем выдержку из Закона АК «О краевом
бюджете на 1998 год» (ст. 5):
«Установить, что в бюджеты районов и городов края в 1998 году зачисляются
поступления следующих налогов:
· налога на прибыль (доход) предприятий и организаций по
ставке 22%, кроме городов Барнаула – 17% с предоставлением льготы средствам
массовой информации и книгоиздания, Белокурихи – 4%, Заринска – 12%,
Новоалтайска – 20%;
· налога на доходы от предприятий развлекательного бизнеса,
включая доходы видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет
и записей на них по ставке 70%;
· 5,17% от валовой выручки по предприятиям, переведенным на
упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
· 25% налога на добавленную стоимость на товары (работы,
услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Алтайского
края. В бюджеты городов Барнаула, Белокурихи, Заринска и Новоалтайска налог
на добавленную стоимость зачисляется по ставке 2%;
· 5% акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и
ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории
края;
· 100% акцизов на товары, кроме акцизов на спирт, водку и
ликероводочные изделия;
· 100% подоходного налога с физических лиц;
· 100% подоходного налога, взимаемого налоговыми органами с
физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица, а также стоимости патента на занятия
предпринимательской деятельностью;
· налога на пользование недрами по нормативам,
установленным законодательством Российской Федерации;
· 60% налога на пользование объектами животного мира;
· 60% водного налога;
· средств земельного налога и арендной платы за земли
городов и поселков и земли сельскохозяйственного назначения, аккумулируемых в
бюджете районов, городов для финансирования централизованных мероприятий;
· 100% налогов с розничных продаж;
· 100% налога на имущество предприятий;
· 100% налога на имущество физических лиц».
Статья 11 того же закона устанавливает размер финансовой помощи районам и
городам (дотации), производимой из бюджета Алтайского края: 841 878 тыс. руб.
(почти 21 % всех расходов бюджета АК).
Содержание этих статей является следствием общероссийской политики в области
финансирования местных бюджетов: финансирование производится за счет
перераспределения
бюджетных доходов между
путем разграничения между уровнями самих доходов.
Очевидно, что в том случае, если бы органы местного самоуправления собирали
платежи не в вышестоящий, а в свой, местный бюджет, проблем со
стимулированием их работы и необходимости их дотирования было бы гораздо
меньше.
Только в том случае, если будет
проведено разграничение
за местными бюджетами будут закреплены реальные размеры доходов, можно
говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.
Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных
средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации
конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное
страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и
медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы и доходы
(бюджет)
государственных внебюджетных
(представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону
(решению)
об утверждении
государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных
отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства
государственных внебюджетных фондов находятся в государственной
собственности.
Ранее, до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации, внебюджетные
фонды
не включались в бюджетную систему
РФ, являясь самостоятельным
российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК
РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной
системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы
формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются
БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных
фондов,
составления и утверждения
Информация о работе Основные направления преодоления дефицита бюджета