Основные направления преодоления дефицита бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры
любого современного общества играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из
наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм -
финансовая система общества, главным звеном которой является государственный
бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует
централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов
денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на
государственные органы функций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
основная часть:
1. Государственный бюджет.
1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и
бюджетного устройства Российской Федерации
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы
2.1. Федеральный бюджет Российской Федерации
2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации
2.3. Местные бюджеты
2.4. Внебюджетные фонды
2.5. Межбюджетные отношения - современная ситуация,
проблемы и пути их решения
3. Дефицит бюджета.
3.1. Основные понятия. Понятие бюджетного дефицита.
3.2. Факторы роста бюджетного дефицита.
3.3. Возможности выхода из создавшейся ситуации.
3.4. Программа сокращения дефицита федерального бюджета
на 1998-2000 годы.
3.5. Мировой опыт дефицита бюджета.
4. Основные направления преодоления дефицита бюджета.
4.1. Бюджетная политика Российской Федерации
и направления ее совершенствования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

госбюджет.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные

заимствования - займы, привлекаемые от физических и  юридических лиц,

иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым

возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов

другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте

(внутренние  заимствования).

     Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации 

Федеральный бюджет Российской Федерации

 

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной

системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства,

утверждаемый  Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно

федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального

дохода  и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для

регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики

на территории всей России. При составлении проекта  бюджета учитываются не

только  данные о прогнозируемых размерах доходов  бюджета и необходимых

государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости

осуществления избранной экономической политики. Например, основными целями

экономической политики на 1998 год были названы:

·      рост валового внутреннего продукта и продукции  промышленного

производства  не менее чем на 2 процента;

·      прекращение спада сельскохозяйственного  производства;

·      создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный

сектор  экономики;

·      формирование условий справедливой конкуренции на внутреннем рынке, в

том числе  за счет снижения средневзвешенной ставки таможенного тарифа по

сравнению с фактическим уровнем 1997 года не более чем на 1 процент;

·      снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня

собираемости  налогов;

·      выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед

субъектами  хозяйственной деятельности и населением;

·      рост реальных денежных доходов населения не менее чем на 3 процента;

·      завершение перехода на казначейскую систему исполнения федерального

бюджета;

·      поддержание уровня занятости населения  Российской Федерации и снижение

числа безработных не менее чем на 500 тысяч человек;

·      повышение инвестиционной активности, формирование источников реального

наполнения  Бюджета развития РФ и на этой основе увеличение по сравнению с

уровнем 1997 г. объемов капитальных вложений.

Конкретное  представление об источниках формирования федерального бюджета и

направлениях  расходования его средств можно  получить из анализа основных

положений федерального бюджета на 1998 г. Федеральный  бюджет на 1998 г. был

утвержден по расходам в сумме 499 945,2 млн. рублей и по доходам в сумме 367

548,0 млн.  рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП 2 840 млрд. рублей и

уровня  инфляции 5,7 % (расходы составили  около 17,6 % ВВП). Предельный размер

дефицита  федерального бюджета на 1998 год был  установлен в сумме 132 397,2

млн. рублей (4,7 % ВВП). На покрытие дефицита бюджета было решено направить

поступления из источников внутреннего финансирования в общей сумме 105 830,2

млн. рублей, включая доходы от эмиссии государственных  ценных бумаг, и

внешнего  финансирования в общей сумме 26 567,0 млн. рублей. Бюджет развития

РФ был  утвержден в сумме 16 380,4 млн. рублей. (Федеральный закон Российской

Федерации «О бюджете развития Российской Федерации» от 26 ноября 1998 года

№181-ФЗ, принят Государственной Думой 5 ноября 1998 года).

Данные  свидетельствуют, что почти 84 % всех доходов бюджета составляют

налоговые доходы, а около 46 % налоговых доходов  бюджета составляет налог на

добавленную стоимость (налоговые доходы - это  обязательные, безвозмездные,

безвозвратные платежи в пользу бюджета). Необходимо отметить, что ряд

федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в

бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от

уплаты  НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые,

оказываемые) на территории РФ, лишь 75 %  поступает  в федеральный бюджет; из

акцизов на спирт этиловый из всех видов  сырья, водку и ликероводочные

изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской

Федерации, - 50 % и т.п. (ст. 20 ФЗ «О федеральном  бюджете на 1998 год).

Полностью в федеральный бюджет поступают  такие налоги, как, например, акцизы

на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и

иных  таможенные платежи.

В доходы федерального бюджета на 1998 год были включены  средства следующих

целевых федеральных бюджетных фондов: Федерального дорожного фонда,

Федерального  экологического фонда, Государственного фонда борьбы с

преступностью, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонда развития

Федеральной пограничной службы, Фонда Министерства по атомной энергии, Фонда

развития  таможенной системы, Федерального фонда  Государственной налоговой

службы  и Федеральной службы налоговой  полиции Российской Федерации.

Анализ  данных показывает, что среди расходов федерального бюджета все большее

место занимают затраты по обслуживанию государственного долга, возникающего

при использовании  государственного кредита для покрытия дефицита бюджета, -

почти 25 % всех расходов.

Об особенностях исполнения федерального бюджета подробнее будет сказано в гл.

3 настоящей  работы.

    

Бюджеты субъектов Российской Федерации

 

Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной

системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и

расходования  денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и

функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и

свод  бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории,

составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Федеральный закон о федеральном бюджете  на каждый год содержит перечень

регулирующих  и закрепленных федеральных налогов  и платежей субъектов РФ.

Например, ст. 21 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» установлено, что в

бюджеты субъектов РФ в 1998 году зачисляются  поступления от следующих

федеральных налогов:

·      налога на прибыль (доход) предприятий  и организаций - по установленным

ставкам в соответствии с действующим  законодательством (реально - 22 %);

·      НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые,

оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость

на драгоценные  металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного

фонда драгоценных металлов и драгоценных  камней РФ, - в размере 25 процентов

доходов;

·      акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные

изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской

Федерации, - в размере 50 процентов доходов;

·      акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за

исключением акцизов на нефть (включая газовый  конденсат), акцизов на услуги

по ее перекачке и акцизов на природный  газ, бензин автомобильный и легковые

автомобили, - в размере 100 процентов доходов;

·      лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим

законодательством;

·      подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;

·      налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,

выраженных  в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;

·      платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам,

установленным действующим законодательством;

·      платы за пользование объектами  животного мира и водными биологическими

ресурсами - в размере 60 процентов доходов;

·      лесного налога - в размере 100 процентов  доходов;

·      платы за пользование водными  объектами - в размере 60 процентов  доходов;

·      налога с розничных продаж - в  размере 100 процентов доходов;

·      прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих

зачислению  в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.

·      Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской

Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако,

существуют  определенные отличия, связанные с  различным правовым

регулированием  бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет

свое  бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Например, в

Алтайском крае основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс,

являлся Закон Алтайского края «О бюджетном  устройстве и бюджетном процессе в

Информация о работе Основные направления преодоления дефицита бюджета