Основные направления преодоления дефицита бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры
любого современного общества играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из
наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм -
финансовая система общества, главным звеном которой является государственный
бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует
централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов
денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на
государственные органы функций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
основная часть:
1. Государственный бюджет.
1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и
бюджетного устройства Российской Федерации
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы
2.1. Федеральный бюджет Российской Федерации
2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации
2.3. Местные бюджеты
2.4. Внебюджетные фонды
2.5. Межбюджетные отношения - современная ситуация,
проблемы и пути их решения
3. Дефицит бюджета.
3.1. Основные понятия. Понятие бюджетного дефицита.
3.2. Факторы роста бюджетного дефицита.
3.3. Возможности выхода из создавшейся ситуации.
3.4. Программа сокращения дефицита федерального бюджета
на 1998-2000 годы.
3.5. Мировой опыт дефицита бюджета.
4. Основные направления преодоления дефицита бюджета.
4.1. Бюджетная политика Российской Федерации
и направления ее совершенствования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

госбюджет.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

причины; определять дополнительные доходы или  возникающий дефицит в бюджете.

Правовые  начала лежат в основе всех стадий бюджетного планирования,

соблюдения  бюджетной дисциплины по поступлению доходов в бюджет и

расходованию  средств из бюджета. Это обеспечивается бюджетной классификацией,

юридическое значение которой состоит в том, что в ее границах осуществляется

компетенция представительных и исполнительных органов всех уровней в области

бюджетного  финансирования и исполнения.

Финансирование  государственных расходов - это плановый, целевой,

безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств, обеспечивающий процесс

расширенного  воспроизводства, содержание социальной сферы, обороноспособности

и управления государством, с соблюдением режима экономии, при постоянном

осуществлении контроля.

Бюджет. Основные черты бюджетной системы  и бюджетного устройства Российской

Федерации

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает

государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства

(роспись  доходов и расходов) на текущий  (финансовый) год. Новый Бюджетный

кодекс  Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования

и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового

обеспечения задач и функций государства  и местного самоуправления». Таким

образом, государственный бюджет, являясь  для государства средством

аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной  власти возможность

содержания  государственного аппарата, армии, выполнения социальных

мероприятий, реализации приоритетных экономических  задач, т.е. выполнения

государством  присущих ему функций.

Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся  формы управления и

взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой

системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем

СССР, в  силу монополии государственной  собственности на средства производства

и наличия  мощного государственного аппарата основной ее задачей было

обслуживание  государственных потребностей. Государственные  финансы подчиняли

себе  и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения

населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались  как доходы

государства.

Кардинальные  изменения в экономике России, в ее политическом статусе,

произошедшие  на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную  трансформацию

бюджетного  механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно,

новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами,

повлекло  изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало

возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое

перераспределение денежных средств значительно сократило  сферу своего

применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла

проблема  разделения полномочий между законодательной  и исполнительной

властями  в отношении распоряжения финансовыми  ресурсами общества и

соответствующей  регламентации бюджетного процесса. Другим важным

направлением  модернизации государственных финансов стало расчленение единого

государственного  бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные

части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов  Федерации и местные бюджеты, что

явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же

направлении действовали переход к налогам  как главному способу обеспечения

доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю  торговлю и валютные отношения,

разгосударствление  промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным

изменениям  и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение бюджетной  системы: «основанная на

экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации,

регулируемая  нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов

субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных

внебюджетных  фондов». Под бюджетным устройством  принято понимать организацию

бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

·      первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты

государственных внебюджетных фондов;

·      второй уровень - бюджеты субъектов  РФ (89 бюджетов - 21

республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов

автономных  округов, бюджет автономной Еврейской  области, городские бюджеты

Москвы  и Санкт-Петербурга) и бюджеты  территориальных государственных

внебюджетных  фондов;

·      третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных,

поселковых  и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным

устройством - в унитарных государствах бюджетная  система имеет два уровня -

государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в

федеративных  государствах бюджеты нижестоящих  уровней (нижестоящих

государственных и административно-территориальных  единиц) не входят в бюджеты

вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ

внебюджетные  фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные

финансы) не включались в бюджетную систему.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие  «консолидированный бюджет» -

свод  бюджетов всех уровней бюджетной  системы на соответствующей территории

(ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого

субъекта  и свод бюджетов находящихся на его  территории муниципальных

образований. Консолидированный бюджет РФ - это  федеральный бюджет и

консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют

получить  полное представление обо всех доходах  и расходах региона или

Федерации в целом, они не утверждаются и  служат для аналитических и

статистических  целей.

    

Принципы  бюджетной системы

 

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы

бюджетной системы Российской Федерации:

·      единства бюджетной системы Российской Федерации;

·      разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

·      самостоятельности бюджетов;

·      полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов;

·      сбалансированности бюджета;

·      эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

·      общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

·      гласности;

·      достоверности бюджета;

·      адресности и целевого характера  бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной

системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса,

санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок

финансирования  расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов

бюджетов  всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств

федерального  бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

означает  закрепление соответствующих видов  доходов (полностью или частично) и

полномочий  по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ,

ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право законодательных органов государственной  власти и органов местного

самоуправления  на каждом уровне бюджетной системы  самостоятельно осуществлять

бюджетный процесс;

наличие собственных источников доходов  бюджета каждого уровня;

законодательное закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по

формированию  доходов соответствующих бюджетов;

право органов государственной власти  и органов местного самоуправления

самостоятельно  в соответствии с законодательством  определять направления

расходования  средств соответствующих бюджетов и источники финансирования

дефицитов соответствующих бюджетов;

недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных при исполнении

законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и

сумм  экономии по расходам бюджетов;

недопустимость  компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и

дополнительных  расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о

бюджете, за исключением установленных законом  случаев.

Принцип полноты учета бюджетных доходов  и расходов бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы

Информация о работе Основные направления преодоления дефицита бюджета