Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:17, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры
любого современного общества играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из
наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм -
финансовая система общества, главным звеном которой является государственный
бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует
централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов
денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на
государственные органы функций.
ВВЕДЕНИЕ.
основная часть:
1. Государственный бюджет.
1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и
бюджетного устройства Российской Федерации
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы
2.1. Федеральный бюджет Российской Федерации
2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации
2.3. Местные бюджеты
2.4. Внебюджетные фонды
2.5. Межбюджетные отношения - современная ситуация,
проблемы и пути их решения
3. Дефицит бюджета.
3.1. Основные понятия. Понятие бюджетного дефицита.
3.2. Факторы роста бюджетного дефицита.
3.3. Возможности выхода из создавшейся ситуации.
3.4. Программа сокращения дефицита федерального бюджета
на 1998-2000 годы.
3.5. Мировой опыт дефицита бюджета.
4. Основные направления преодоления дефицита бюджета.
4.1. Бюджетная политика Российской Федерации
и направления ее совершенствования
Заключение
Список литературы
выплату российскими заемщиками денежных средств по иностранным займам и др. В
результате роста курса доллара по отношению к российскому рублю произошла
фактическая девальвация рубля, рост цен на импортные товары, резко ухудшилась
ситуация на рынке инвестиций. Финансовый кризис дополнился политическим,
Правительство России было отправлено в отставку. Очевидно, что именно
непоследовательность, ошибки в проведении бюджетной политики явились одними
из наиболее значительных, если не главенствующих причин сегодняшнего кризиса.
Основные направления бюджетной политики до 2001 г., разработанные
Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной
политики называют следующие:
·
осуществление налоговой
и повышение на этой основе собираемости налогов;
·
осуществление бюджетной
и упорядочения бюджетного процесса в Российской Федерации;
· полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее
субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
· сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных
обязательств;
· сокращение дефицита федерального бюджета до 2% ВВП;
· снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения
при уменьшении доходности государственных ценных бумаг процентных ставок до
уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор
экономики;
· совершенствование межбюджетных отношений.
Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить
действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной
бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это -
базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика
жесткого
ограничения государственных
(или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на
кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного
сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов
экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению
уровня народного благосостояния.
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства,
главным
средством аккумулирования
власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает
государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны,
бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной
ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию -
фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной.
Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является
производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития
общества и самостоятельной роли не играет.
Однако
именно бюджет, показывая размеры
необходимых государству
ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны,
именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств,
процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является
конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет
происходит
перераспределение
продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования
экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства,
именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории
(налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим
звеном финансовой системы любого государства и играет как важную
экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
На протяжении всего времени проведения реформ были предприняты определенные
попытки проведения целенаправленной экономической политики, однако под
давлением политических факторов ни одна из них не имела того эффекта, на
который можно было бы рассчитывать.
Если в области формирования более-менее рыночного бюджета были достигнуты
значительные успехи, то финансирование бюджетного дефицита продолжает желать
лучшего. До сих пор проводится кредитование ЦБ и Сбербанком расходов
правительства (в некоторые периоды Сбербанк с ЦБ были главными держателями
ГКО).
Хотя по принятой в России системе бюджетной классификации бюджетный дефицит в
1997 году не превысит 5% от ВВП, по международной классификации он
существенно
выше (здесь учитывается
Принят экономически обоснованный курс на снижение расходов правительства на
дотационные отрасли, проводятся мероприятия по улучшению исполняемости
бюджета, в частности на подходе принятие нового налогового кодекса.
За последние три года было много сделано на пути внедрения здравого
бюджетного федерализма.
Существует немало ресурсов для уменьшения дефицита бюджета, как за счет
снижения и реструктуризации расходов, так и за счет улучшения собираемости
налогов.
Список литературы.
Ø Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика,
1995
Ø Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики, № 1, 1997
Ø Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под
ред. проф. Л. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997
Ø Опять авансы, опять долги (интервью с Н.П. Шмелевым) //
Московский Комсомолец, 26 марта 1997
Ø
Социально-экономическое
Ø Федеральный закон “О Федеральном Бюджете на 1997 год” //
Официальное издание Собрания Законодательства РФ, № 9, 3 марта 1997
Ø Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук
- Минск, Высшая школа, 1995
Ø Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен
СФ РФ 17.07.98.
Ø Экономическое обозрение: Макроэкономика. - 1998, № 9 - М.,
ДиалогБанк.
Ø Арешонков В.Г «Экономика» М.: Инфра-М, 1996
Ø Финансовая стабилизация в России. М.: «Прогресс- Академия»,
1995 год
Ø «Кризис федерального бюджета как зеркало российской экономики»,
«Банковское дело» №6, 1997
Ø «Прогнозные ориентиры на 1999 год и на период до 2001 года»,
«Экономист» №3, 1998
Ø Илларионов А. «Эффективность бюджетной политики в России в
1994-1997 гг.», «Вопросы экономики» №2, 1998
Ø Курьеров А. «Общие тенденции», «ЭКО» №10, 1997
Ø Ляско А. «Бюджет на куриных ногах», «Экономика и Жизнь» №10, 1998
Ø Павлова Л. «Источники финансирования бюджетного дефицита»,
«Экономист» №1, 1998
Информация о работе Основные направления преодоления дефицита бюджета