Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:17, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры
любого современного общества играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из
наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм -
финансовая система общества, главным звеном которой является государственный
бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует
централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов
денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на
государственные органы функций.
ВВЕДЕНИЕ.
основная часть:
1. Государственный бюджет.
1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и
бюджетного устройства Российской Федерации
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы
2.1. Федеральный бюджет Российской Федерации
2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации
2.3. Местные бюджеты
2.4. Внебюджетные фонды
2.5. Межбюджетные отношения - современная ситуация,
проблемы и пути их решения
3. Дефицит бюджета.
3.1. Основные понятия. Понятие бюджетного дефицита.
3.2. Факторы роста бюджетного дефицита.
3.3. Возможности выхода из создавшейся ситуации.
3.4. Программа сокращения дефицита федерального бюджета
на 1998-2000 годы.
3.5. Мировой опыт дефицита бюджета.
4. Основные направления преодоления дефицита бюджета.
4.1. Бюджетная политика Российской Федерации
и направления ее совершенствования
Заключение
Список литературы
взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного
процесса.
В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части бюджета
приобрело в основном налоговый характер.
Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в
пользу бюджета.
Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета (свыше 1/3)
занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и
налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.
Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган
исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление
финансами и разработку финансовой политики государства.
Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет контроль
за поступлением и целевым использованием средств , выделяемых из федерального
бюджета предприятиям, учреждениям и организациям . По истечении года отчет об
исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет
их в Правительство РФ.
Факторы роста бюджетного дефицита
Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и
субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу
формирования
централизованного фонда
выполнение общегосударственных задач и функций.
Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо,
возможен только теоретически. Но, как я уже упомянула, не всегда бюджетный
дефицит является негативным явлением.
Еще Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения
полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования.
Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств -
войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится
недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких
случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление.
Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного
дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее
развала,
неспособности правительства
ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и
действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.
Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню
инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными
или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты
предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Такой или
больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии
государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя
доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличии от других видов доходов,
доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же
интересов государства наиболее эффективным источником финансирования
внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают
финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.
Что же происходит в России? Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение
неналоговых доходов, бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко
дефицитным. На 1996 предельный размер дефицита федерального бюджета был
установлен в сумме 88,5 трлн. руб., или 3,85 % к ВВП. Этот дефицит должен был
быть профинансирован за счет внутренних источников финансирования в общей
сумме 56,1 трлн. руб., включая доходы от эмиссии государственных ценных
бумаг, и через привлечение источников внешнего финансирования в общей сумме
32,5 трлн. руб
Возможности выхода из создавшейся ситуации
Проблема бюджетного дефицита и вытекающая из нее проблема государственного
долга
чрезвычайно важны для
ли вообще как-то изменить такое положение?
В настоящее время сложилось две основные теории по преодолению бюджетного
кризиса
и кризиса государственной
на нехватке в экономике наличных денежных средств. Она была высказана недавно
в газете
“Московский Комсомолец”
автором нашумевшей в свое время статьи “Авансы и долги” десятилетней
давности. В интервью, озаглавленном “Опять авансы, опять долги” в качестве
действенного метода преодоления кризиса называется эмиссия, печать новых
денег. На вопрос о том, где взять не хватающие средства, Шмелев отвечает так:
“Поменять всю налоговую систему - нужны годы. А их нет. ... Все деньги с
внутреннего
рынка государство уже
соберешь. Остается неестественный метод: напечатать деньги. ... Да, это
немного инфляция, но это замкнутый круг, из которого иначе не выбраться. ...
При том искусственно созданном денежном голоде, в котором живет страна,
какие-то точечные контролируемые инъекции достаточно безопасны. Другого
способа я не вижу”
Такой подход аргументируется недостатком в Российской экономики наличных
денег. По словам Шмелева, “в экономике должно быть наличных и безналичных
денег примерно 80 % стоимости ВВП. У американцев - более 100 %. У нас же -
всего лишь около 10 %”.
Другая
же точка зрения, напрочь отрицает
возможность эмиссии как
преодоления бюджетного дефицита. “Работа печатного станка, приводящая к
эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться
как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая.
Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на
финансовом рынке государственных ценных бумаг”. Политика устранения
бюджетного дефицита не должна быть направлена на скорейшее уравнивание
доходов и расходов государства, это процесс постепенный, требующий конкретных
мер в самых разных областях государственной экономической политики. Это и
стимулирование бюджетных поступлений, и сокращение государственных расходов
(в разумных, конечно, пределах и не за счет наиболее социально и экономически
значимых статей). Это, несомненно, и привлечение в страну иностранного
капитала.
Программа сокращения дефицита федерального бюджета на 1998-2000 годы
Итак, каковы же планы нашего правительства касательно регулирования дефицита
бюджета на ближайшее будущее? Ниже я приведу основные направления действий,
планируемых правительством для сокращения федерального бюджета на 1998-2000
годы.
Программа нацелена на ограничение негативного влияния на экономический рост
бремени обслуживания государственного долга и на воздействие государства на
финансовый рынок.
Основными задачами Программы на 1998-2000 годы являются:
повышение уровня поступления доходов федерального бюджета с 12,7 процента
валового внутреннего продукта в 1998 году до 13 процентов валового
внутреннего продукта в 2000 году за счет совершенствования налоговой политики
с учетом введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации;
внесение
структурных изменений в
приоритетов в расходовании средств на проведение реформ в социальной, военной
и жилищной сферах, не допуская при этом снижения расходов бюджета (без учета
расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации) в
условиях сокращения дефицита федерального бюджета.
Программа составлена исходя из полного обеспечения к 1999 году доходами
федерального бюджета расходов, за исключением выплаты процентов по
государственному долгу (первичный дефицит).
Реализация Программы позволит:
оптимизировать
объем государственных
ограничить расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного
долга Российской Федерации до 4 процентов валового внутреннего продукта в
2000 году
(против 5 процентов валового
сократить долю участия государства на финансовом рынке и обеспечить уже в
1998 году
снижение доходности по
процентов, что приведет к дальнейшему сокращению учетной ставки Центрального
банка Российской Федерации. В среднесрочной перспективе номинальные
процентные ставки составят в 1999 году 12-13 процентов, в 2000 году - 10-11
процентов;
обеспечить достижение реального роста валового внутреннего продукта к 2000
году в размере 5 процентов за счет стимулирования инвестирования финансовых
ресурсов в реальный сектор экономики;
сократить объем связанных иностранных кредитов. Привлечение внешних
заимствований будет базироваться в основном на использовании кредитов
Информация о работе Основные направления преодоления дефицита бюджета