Основные направления преодоления дефицита бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры
любого современного общества играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из
наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм -
финансовая система общества, главным звеном которой является государственный
бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует
централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов
денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на
государственные органы функций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
основная часть:
1. Государственный бюджет.
1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и
бюджетного устройства Российской Федерации
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы
2.1. Федеральный бюджет Российской Федерации
2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации
2.3. Местные бюджеты
2.4. Внебюджетные фонды
2.5. Межбюджетные отношения - современная ситуация,
проблемы и пути их решения
3. Дефицит бюджета.
3.1. Основные понятия. Понятие бюджетного дефицита.
3.2. Факторы роста бюджетного дефицита.
3.3. Возможности выхода из создавшейся ситуации.
3.4. Программа сокращения дефицита федерального бюджета
на 1998-2000 годы.
3.5. Мировой опыт дефицита бюджета.
4. Основные направления преодоления дефицита бюджета.
4.1. Бюджетная политика Российской Федерации
и направления ее совершенствования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

госбюджет.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных

внебюджетных  фондов осуществляется Федеральным  казначейством Российской

Федерации.

БК РФ включает в число государственных  внебюджетных фондов РФ:

·      Пенсионный фонд Российской Федерации;

·      Государственный фонд занятости  населения Российской Федерации,

следовательно, целевые федеральные бюджетные  фонды, средства которых

консолидировались в федеральном бюджете - на 1998 год  это:

·      Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;

·      Федеральный экологический фонд Российской Федерации;

·      Государственный фонд борьбы с преступностью;

·      Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

·      Фонд развития Федеральной пограничной  службы Российской Федерации;

·      Фонд Министерства Российской Федерации  по атомной энергии;

·      Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;

·      Федеральный фонд Государственной  налоговой службы и Федеральной

службы  налоговой полиции Российской Федерации,

новым законодательством не включаются в  состав государственных внебюджетных

фондов. Причина состоит в том, что в настоящее время средства большинства

целевых фондов консолидируются в бюджет и сами фонды утрачивают

самостоятельность.

Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух

направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их

средства  включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав

финансовых  органов, вторая часть фондов сохраняет  юридическую

самостоятельность, но включается в состав бюджетной  системы Российской

Федерации. Таким образом, происходит процесс централизации финансовых средств

в руках  государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой

системы.

Межбюджетные  отношения - современная ситуация, проблемы и пути их решения

В послании Президента РФ Правительству РФ «О бюджетной политике на 1999 год»

поставлена  задача, чтобы уже в 1999 году в новую  фазу вступила реформа

межбюджетных  отношений на базе создания сбалансированной системы прав и

ответственности органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов

местного  самоуправления. Программа стабилизации экономики и финансов,

одобренная  на расширенном заседании Правительства  РФ 23.06.98, среди мер по

преодолению бюджетного кризиса также особо  выделяет упорядочение межбюджетных

отношений, что свидетельствует о большой важности этой проблемы.

Российская  модель бюджетного федерализма опирается  на конституционно

декларированное распределение предметов ведения  между Федерацией, ее

субъектами  и муниципальными образованиями  и исходит из законодательно

установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в

государстве налогов. В ее рамках используется механизм бюджетного

выравнивания  с помощью федеральных трансфертов  субъектам Федерации. Однако

заимствованные  из мирового опыта методы выравнивания региональных различий по

критерию  «бюджетной обеспеченности», предполагающие сближение уровней

социального развития регионов за счет федеральных  трансфертов на практике

столкнулись с рядом проблем, основная из которых - проблема сравнительной

оценки  уровней социально-экономического развития регионов и определения

объемов финансовой помощи региону. Если в 1991-1993 г.г. осуществлялось

индивидуальное  согласование объемов финансовой поддержки  тех или иных

регионов, то с 1994 г. была предпринята попытка  перейти к единым правилам

распределения финансовой помощи на основе формализованных  критериев и

расчетов. Данные о масштабах финансовой поддержки  приведены в таблице.

поступления следующих налогов:

·                   налога на прибыль (доход) предприятий  и организаций по

ставке 22%, кроме городов Барнаула – 17% с  предоставлением льготы средствам

массовой  информации и книгоиздания, Белокурихи – 4%, Заринска – 12%,

Новоалтайска  – 20%;

·                   налога на доходы от предприятий развлекательного бизнеса,

включая доходы видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет

и записей  на них по ставке 70%;

·                   5,17% от валовой выручки по предприятиям, переведенным на

упрощенную  систему налогообложения, учета  и отчетности;

·                   25% налога на добавленную стоимость на товары (работы,

услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Алтайского

края. В  бюджеты городов Барнаула, Белокурихи, Заринска и Новоалтайска налог

на добавленную  стоимость зачисляется по ставке 2%;

·                   5% акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и

ликероводочные  изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории

края;

·                   100% акцизов на товары, кроме акцизов  на спирт, водку и

ликероводочные изделия;

·                   100% подоходного налога с физических лиц;

·                   100% подоходного налога, взимаемого налоговыми органами с

физических  лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без

образования юридического лица, а также стоимости патента на занятия

предпринимательской деятельностью;

·                   налога на пользование недрами по нормативам,

установленным законодательством Российской Федерации;

·                   60% налога на пользование объектами  животного мира;

·                   60% водного налога;

·                   средств земельного налога и арендной платы за земли

городов и поселков и земли сельскохозяйственного  назначения, аккумулируемых в

бюджете районов, городов для финансирования централизованных мероприятий;

·                   100% налогов с розничных продаж;

·                   100% налога на имущество предприятий;

·                   100% налога на имущество физических лиц».

Статья 11 того же закона устанавливает размер финансовой помощи районам и

городам (дотации), производимой из бюджета  Алтайского края: 841 878 тыс. руб.

(почти  21 % всех расходов бюджета АК).

Содержание  этих статей является следствием общероссийской политики в области

финансирования  местных бюджетов: финансирование производится за счет

перераспределения бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы, а не

путем разграничения между уровнями самих  доходов.

Очевидно, что в том случае, если бы органы местного самоуправления собирали

платежи не в вышестоящий, а в свой, местный  бюджет, проблем со

стимулированием их работы и необходимости их дотирования  было бы гораздо

меньше. Только в том случае, если будет  проведено разграничение доходов, если

за местными бюджетами будут закреплены реальные размеры доходов, можно

говорить  о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.

     Дефицит бюджета

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета  над его доходами - это

финансовое  явление, с которым в те или  иные периоды своей истории неизбежно

сталкивались  все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит -

нежелательное для государства явление: его  финансирование на основе денежной

эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к

росту государственного долга. Тем не менее  бюджетный дефицит нельзя

однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как

различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с

необходимостью  осуществления крупных государственных  вложений в развитие

экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения

общественных  процессов, а скорее становится следствием стремления государства

обеспечить  прогрессивные сдвиги в структуре  общественного воспроизводства.

До 1991 г. бюджетная система станы была единой.

В последние  годы в условиях создания Российского государства, развития

рыночных  отношений, многообразие форм собственности, усиления

самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном

устройстве. В соответствии с действующим  законодательством стали

самостоятельными:  республиканский бюджет РФ (он получил название

федерального  бюджета), республиканские бюджеты  республик в составе РФ,

бюджеты национально-государственных и административно-территориальных

образований.

Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21

республиканского  бюджета республик в составе  РФ , 56 краевых и областных

бюджетов  Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и

около 29 тыс. местных бюджетов, к которым  относятся городские, районные,

поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях

реализуется через единую социально-экономическую  политику и правовую базу,

использование единых бюджетных классификаций  и форм бюджетной документации,

Информация о работе Основные направления преодоления дефицита бюджета