Общие основы товарного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

Рынок – это совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров, услуг и работ, как механизм, позволяющий определять соотношение спроса и предложения на различные виды това-ров и услуг.
Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.

Содержание

1. Рынок и механизм его функционирования
2. Теория конкуренции и монополии.
3. Предприятие в системе рыночных отношений.
4. Издержки предприятия и результаты его деятельности.

Работа содержит 1 файл

Tema_3_-_Obschie_osnovy_tovarnogo_khozyaystva.doc

— 643.00 Кб (Скачать)

- возможность осуществления  международных расчетов в национальных  деньгах;

- возможность наиболее  целесообразной специализации национального  хозяйства с учетом относительных  преимуществ (материальных, финансовых, трудовых).

В современном мире лишь ограниченное число стран и территорий имеют полностью конвертируемые валюты. Полностью свободно конвертируемой валютой являются доллар США, евро, канадский доллар, японская иена, а также валюты Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Гонконга, Бахрейна, Сингапура и некоторых других стран. Из этого перечня видно, что к ним относятся либо крупнейшие индустриальные страны, либо основные нефтеэкспортеры, либо страны с развитой и очень открытой экономикой.

Частично конвертируемой называют национальную валюту страны, к которой применяются отдельные ограничения на некоторые виды валютных операций. Как правило, частично конвертируемая валюта обменивается только на отдельные иностранные валюты, но не на все.

Неконвертируемой (замкнутой) называют валюту, которая функционирует только в пределах одной страны и не обменивается свободно и без ограничений на иностранные валюты.

 

 

5. Балансы международных  расчетов.

 

Международные экономические, политические и культурные отношения  страны находят обобщенное выражение в балансах международных расчетов, которые занимают в системе агрегатных экономических показателей важное место, т.к. отражают перераспределение национального дохода между странами. Поэтому, при распределении ВНП и национального дохода учитывается чистое сальдо международных требований и обязательств.

Балансы международных  расчетов – это соотношение денежных требований и обязательств, поступлений и платежей одной страны по отношению к другим странам.

Основными видами балансов международных расчетов являются:

- расчетный баланс;

- баланс международной  задолженности;

- платежный баланс.

Расчетный баланс – это соотношение требований и обязательств данной страны по отношению к другим странам на какую-либо дату не зависимо от сроков поступления платежей. Такие требования и обязательства возникают в результате экспорта и импорта товаров и услуг, а также предоставления и получения займов и кредитов. Данный баланс составляется на определенную дату или за определенный период.

Баланс международной  задолженности – отличается от расчетного баланса набором статей и в отдельных странах имеет свои особенности.

Центральное место в балансах международных расчетов занимает платежный баланс.

Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень  возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платежеспособность.

Платежный баланс – это документ, таблица соответствия внешних доходов и расходов, в которой зафиксированы все средства, валютные поступления, полученные данной страной от других государств, а также все средства, выплаченные страной другим странам в течение определенного периода. Таким образом, платежный баланс можно характеризовать как внешнеэкономический или валютный бюджет страны, исчисленный в соответствии с ее реальными доходами и расходами, обусловленными внешнеэкономическими связями. Платежный баланс составляется за определенный период, при этом чаще всего используется годовой или полугодовой баланс.

В платежный баланс включаются все статьи, характеризующие поступление  и расходование денежных средств по линии внешнеэкономических связей, имеющие место в течение года, а именно экспорт и импорт товаров и услуг; займы, предоставленные другим странам или полученные от них; движение золота, расходы туристов, проценты и дивиденды, полученные из-за границы или переведенные в другие страны, доходы от фрахта.

Платежный баланс состоит из двух разделов: текущие операции и движение капиталов. Эти два раздела (два счета) балансируются между собой. Балансирование достигается за счет резервов. Платежный баланс может быть представлен в следующем виде:

Баланс текущих  операций:

- экспорт товаров;

- импорт товаров;

- экспорт услуг;

- импорт услуг;

- чистые доходы от  инвестиций;

- чистые денежные переводы;

Баланс движения капитала:

- приток капитала

- отток капитала

Составной частью раздела  «Текущие операции» является торговый баланс, определяемый в виде разницы между стоимостью экспорта и импорта товаров.

Экспортируя товары, страна получает путем их продажи валютную выручку, а импортируя, затрачивает  денежные средства на закупку.

Торговля услугами включает оплату заграничных перевозок, туризм, куплю и продажу патентов и лицензий, международное страхование. По каждой из данных позиций страна может иметь доходы и расходы в зависимости от того, продает она или покупает услуги.

Помимо торгового баланса  и услуг в раздел текущих операций включаются денежные переводы, движение доходов на собственность за границей, т.е. проценты, прибыль, дивиденды.

Еще одна важная статья баланса  текущих операций – оплата процентов по иностранным займам и кредитам. Если страна берет валюту в долг от других государств, она обязана платить проценты, тогда как страна, предоставляющая кредит, получает эти проценты в виде доходов.

Движение капиталов  представляет собой отдельный раздел платежного баланса, состоящий из переводов  финансовых средств для инвестирования в предприятия, покупки акций за границей.

Платежный баланс страны называют активным, когда сумма полученных средств от других стран меньше, чем сумма выплат. В противном случае платежный баланс будет пассивным. Россия в последние годы имела положительный платежный баланс благодаря поступлениям от экспорта нефти, газа, металлов.

Внешнеэкономические связи  нуждаются в регулировании со стороны государства. В централизованной экономике внешнеэкономическая деятельность подвержена жесткому воздействию и контролю государственных органов, существует государственная монополия внешней торговли, нарушение которой рассматривается как уголовное преступление. В странах с рыночной экономикой государственное регулирование внешнеэкономических связей тоже проявляется ощутимым образом. Внешнеэкономическая функция государства является продолжением его внутрихозяйственной функции, но реализуется в несколько отличной форме.

Основной целью вмешательства  государства во внешнеэкономическую  деятельность является в основном обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы и требующих государственного участия.

В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей. Государственное регулирование распространяется на:

- внешнюю торговлю;

- международное движение  капитала;

- валютные и кредитные отношения;

- научно-технический  обмен;

- международное перемещение рабочей силы.

 

 

6. Государственное  регулирование внешнеэкономических  связей.

 

Государственное регулирование внешнеэкономических  связей – это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

Применительно к международной  торговле как главному объекту регулирования  правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как:

- таможенные тарифы;

- налоги;

- ограничительные условия;

- межгосударственные  договоры и соглашения;

- мероприятия по стимулированию  экспорта и импорта.

Известны два основных направления внешнеэкономической  политики правительства – протекционизм и фритредерство.

Фритредерство – это политика свободной торговли, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот. Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в XIX в., а в его основу легла упоминавшаяся выше теория сравнительных издержек Д. Рикардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным национальным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию и активно внедряться на мировой рынок.

Протекционизм – направлен на защиту собственной экономики, предпринимательства, товаропроизводителей от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционизма характерны высокие таможенные тарифы, ограничение импорта.

Таможенный  тариф – это систематизированный перечень пошлин, которыми правительства облагают некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Таможенные тарифы дают представление о том, каким образом государство влияет на экспорт и импорт, способствуя или затрудняя ввоз и вывоз товаров.

Таможенные  пошлины – это налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей.

По объекту  взимания таможенные пошлины бывают:

- экспортные;

- импортные;

- транзитные (за транзитный  провоз товаров).

По способу  взимания они делятся на:

- адвалорные (с цены  товара);

- специфические (с  веса, объема, количества товаров);

- смешанные.

Пошлины увеличивают  цену товара и тем самым снижают его конкурентоспособность на том рынке, куда поставляется товар. Если государство не желает, чтобы товар из другой страны конкурировал, вытеснял аналогичный собственный товар, оно устанавливает высокие пошлины на ввоз такого товара в страну. В этом случае пошлина носит характер защиты внутреннего рынка от импорта заграничных товаров.

Количественные или  так называемые нетарифные ограничения представляют устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу. Наряду с видом и количеством иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены. Количественные ограничения снижают конкуренцию на внутреннем рынке со стороны иностранных товаров. Количественные ограничения могут использоваться также с целью устранения торговых дисбалансов с отдельными странами или применяются в качестве ответных мер на дискриминационные действия других стран. Государственные ограничения на экспорт вводятся на товары, в которых остро нуждается сама страна.

Существует несколько  видов количественных ограничений:

1) Контингентирование представляет ограничение экспорта и импорта товаров определенным количеством или суммой (контингентом) на установленный период времени.

2) Квотирование – это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенного наименования.

3) Лицензирование – это когда государственные власти запрещают свободный ввоз или вывоз без наличия лицензии. Лицензия выдается на определенное количество товара и действует в течение периода, указанного в ней.

Помимо количественных ограничений существуют другие средства нетарифного ограничения. К ним  относятся:

- таможенные и консульские  формальности;

- внутренние налоги;

- акцизные сборы;

- определенные стандарты качества;

- нормы упаковки, маркировки.

Одной из форм торговых барьеров служат государственные переговоры с экспортером о «добровольном» ограничении им поставок в данную страну. Компании, экспортирующие продукцию, фактически вынуждены учитывать такие просьбы и идти на добровольные ограничения.

В связи с ростом заинтересованности компаний в проникновении на зарубежные рынки наблюдается активизация деятельности государства в области формирования экспорта.

Современная комплексная  система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает в себя:

- экономическое стимулирование  экспорта;

- административные меры  по воздействию на вывоз;

- использование средств  морального поощрения экспортеров.

Основную роль в этой системе играют экономические инструменты  – кредитные и финансовые.

Кредитные средства в целях форсирования экспорта используются в основном в двух формах:

Информация о работе Общие основы товарного хозяйства