Общие основы товарного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

Рынок – это совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров, услуг и работ, как механизм, позволяющий определять соотношение спроса и предложения на различные виды това-ров и услуг.
Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.

Содержание

1. Рынок и механизм его функционирования
2. Теория конкуренции и монополии.
3. Предприятие в системе рыночных отношений.
4. Издержки предприятия и результаты его деятельности.

Работа содержит 1 файл

Tema_3_-_Obschie_osnovy_tovarnogo_khozyaystva.doc

— 643.00 Кб (Скачать)

Явные издержки это затраты связанные с входом на рынок и выходом из него (регистрация для деятельности, лицензирование, ликвидация и др.).

Скрытые, т.е. неявные издержки это издержки, связанные со взаимоотношениями с представителями властных структур, собственниками активов, арендодателями, банками, «крышами» из криминального мира и т.д. Для покрытия этих издержек, малые предприятия должны иметь неконтролируемые официальными органами средства, а необходимость обслуживания теневого оборота и ведет к их росту.

Увеличение  доли теневой экономики обусловлено  и социальным аспектом. Распад наукоемких отраслей и крупного промышленного производства привел к депрофессионализации высококлассных специалистов инженерно-технического профиля. Они вынуждены искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально-профессиональному статусу. Вторичная занятость в большинстве случаев предопределяет работу за «черный нал», которая со временем становится нормой экономической активности.

Значительное  влияние на масштабы теневой деятельности оказывает и структура собственности. Почти 70% предпринимателей отмечают, что в организациях, возникших на базе государственного сектора в результате реорганизации, теневой оборот значительно выше, чем на вновь организованных.

Особую социальную опасность приобретает широкое  распространение укрытия объемов  финансовых оборотов не только от налоговых органов, но и от персонала организации и массы вкладчиков, денежные средства которых используются в обороте юридических лиц.

Это позволяет узкой  группе должностных лиц, допущенных к финансовой информации держать  на низком уровне систему труда наемных  работников и реальные доходы формальных акционеров, не имеющих возможности  осуществлять соответствующий контроль.

Увод части операций в тень предоставляет малому бизнесу временные конкурентные преимущества и может рассматриваться как разновидность адаптационной стратегии, направленной на обеспечение деятельности дополнительными финансовыми средствами. Наряду с этим, дополнительные финансовые результаты, достигнутые в результате теневых операций, дают возможность малому бизнесу диверсифицировать свою деятельность, значительно снижая в процессе величину транзакционных издержек.

Для малого предпринимательства  также характерен высокий уровень расчета наличными деньгами. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

- работой на конечного  потребителя, производящего расчеты  в большей степени наличными;

- требованием поставщиков,  рассматривающих малый бизнес  как особенно рискованного клиента в силу присущих ему черт;

- расчеты наличными  средствами позволяют скрывать  значительную часть оборота и  перекачивать неучтенную денежную  массу в тень.

Наличие теневого капитала необходимо малому бизнесу  в силу недоступности банковских кредитов, либо длительности процедуры их предоставления.

По данным независимых  экспертов, лишь 10% опрошенных предпринимателей отмечают, что банки оказывают им финансовое содействие. Вместе с тем 48% не получают банковской поддержки, а 42% лишь рассчитывают на нее.

Отличительной особенностью малого бизнеса, позволяющей уводить капиталы в тень, является отсутствие четких границ между собственностью организации и личным имуществом собственника. Часть этого имущества оформляется на ее «ключевых» сотрудников, вступающих в качестве учредителей. Такая форма имущественных отношений позволяет избежать в случае банкротства потери фондов и с наименьшими потерями в короткие сроки создать новую организацию.

Исходя из анализа  обстановки, складывающейся в секторе  малого предпринимательства, можно с уверенностью утверждать, что нейтрализация противоправных посягательств в этой области не может быть осуществлена только с использованием традиционно сложившихся методов, без серьезных сдвигов в приоритетных направлениях развития экономики. Только целостная и обоснованная система мер, реализуемая в ходе продуманной экономической политики государства, позволит преодолеть негативные тенденции в экономике.

Борьба с  теневым предпринимательством предполагает комплекс взаимосвязанных мер в  рамках программы борьбы с экономической преступностью. В качестве наиболее важных, можно отметить следующие направления:

1) в  области процесса организации  и хода производства:

- реформирование законодательства  с целью обеспечения равноправия  всех субъектов хозяйствования, а также формирование условий и возможностей;

- создание условий  для законного проведения завершающего  этапа приватизации;

- противодействие отмыванию  незаконно нажитых средств путем  инвестирования их в предпринимательскую  деятельность, а также осуществление жесткого контроля над игровым бизнесом.

2) в  области финансовых отношений:

- создание нормативной  базы под процесс легализации  теневых доходов и репатриации  капиталов, вывезенных за рубеж;

- создание на уровне  мировых единых стандартов правовых, финансовых и бухгалтерских документов;

- объединение усилий  правоохранительных органов с  финансовыми, налоговыми, контрольно-ревизионными  и другими органами по согласованию  деятельности в области предупреждения, выявления и предотвращения криминализации финансовой сферы и борьбы с теневыми явлениями;

- создание специальных  оперативных служб с полномочиями  экономико-правового анализа и  непрерывного мониторинга финансовой  деятельности.

В настоящее время степень криминализации отечественной экономики делает достаточно сложной целенаправленную деятельность по преодолению теневых явлений в сфере предпринимательства, как в силу сопротивления этому процессу властных структур, так и по причине отсутствия должных гарантий безопасности бизнеса, которую предпринимателям приходится обеспечивать самостоятельно, затрачивая при этом немалые средства, большую часть которых составляют теневые.

«Теневая» составляющая экономики – это система экономических отношений, которая складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам и формальным правилам хозяйственной жизни, находясь при этом вне рамок правового поля.

«Теневики»  делятся на 2 категории:

1) кто участвует в  производстве товаров и услуг;

2) кто осуществляет  перераспределение созданного продукта.

Мировое сообщество относит  Россию к числу коррумпированных государств. По предварительным экспертным оценкам, суммарные потери от коррупции  в России составляют 20-40 млрд. дол. в год.

Коррупция – в переводе с латинского означает «взятка» или «подкуп», т.е. это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения.

Рассмотрим  основные последствия воздействия  коррупции на различные стороны  жизни:

1. Экономические  последствия:

а) растут масштабы теневой экономики, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. В связи с этим, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за повышения бюджетных обязательств;

б) нарушаются конкурентные механизмы рынка, т.к. часто в выигрыше оказывается не тот, что конкурентоспособен, а тот – кто смог получить преимущества за взятку. Это приводит к снижению эффективности рынка и дискриминации идей рыночной конкуренции.

2. Социальные последствия:

а) отвлекаются колоссальные средства, предназначенные на общественное развитие. Тем самым обостряется  бюджетный кризис и снижается  способность власти решить социальные проблемы;

б) растет имущественное  неравенство. Коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев общества.

3. Политические  последствия:

а) происходит смещение целей  политики от общенационального развития к обеспечению властвования  олигархических группировок;

б) снижается доверие  к власти и растете ее отчуждение от общества;

в) падает престиж страны на международной арене, а также  растет угроза экономической и политической изоляции.

При рассмотрении масштабной и многогабаритной проблемы российской коррупции, специалисты различают два вида – это:

- верхушечная коррупция, которая включает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену;

- низовая коррупция, которая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным взаимодействием чиновников и граждан.

Все виды коррупции существуют постольку, поскольку государство  вмешивается в частную и общественную жизнь. Проблема заключается в том, что государство, реализуя  свое предназначение, обязано осуществлять это вмешательство эффективно и в достаточном, а не чрезмерном объеме.

Коррупция – это сигнал, указывающий на неэффективные действия государств, дающие возможность нечистым чиновникам извлекать прибыль, пользуясь своим служебным положением.

В настоящее  время определены основные сферы, в  которых широко распространилась верхушечная или государственная коррупция. А именно:

1) приватизация. По официальным данным – 30%. всех постановлений содержали нарушения норм действующего законодательства. К этому можно добавить оценку приватизируемых объектов по заниженным суммам, манипуляцию условиями конкурсов, а также скупку предприятий за бесценок чиновниками через доверенных лиц.

2) выдача  государственных кредитов и распределение  бюджетных средств. По экспертным оценкам, взяткой  сопровождается почти половина  Актов по выдаче и распределению государственных денег. Этому благоприятствует несовершенная налоговая система, по которой деньги, собираемые в регионах, попадают в федеральный бюджет, а затем возвращаются в регион в виде трансферта.

3) внешнеэкономическая  деятельность. Российские участники внешнеэкономической деятельности при проведении внешнеторговых операций нередко прибегают к методу существенного занижения цен главным образом на вывозимые энергоносители и цветные металлы и, наоборот – завышают цены на ввозимые товары. Получаемая в результате неучтенная валютная выручка в сумме разницы между фактическими и контрактными ценами, как правило, остается на счетах в зарубежных банках иностранных партнеров. Широкие масштабы приобретают так называемые «топлинговые» операции, когда  заключается экспортный контракт на поставку сырья, которое фактически за границу не вывозится и перерабатывается на месте – но уже как зарубежное давальческое сырье, и в итоге чистый конечный продукт вывозится за пределы РФ без уплаты соответствующих налогов и пошлин.

4) рынок  ценных бумаг. Одним из каналов теневой экономики является практически бесконтактное приобретение  за иностранную валюту по явно заниженным ценам на фондовом рынке резидентами и нерезидентами ценных бумаг российских предприятий, как правило через подставные фирмы-посредники (однодневки) с использованием депозитных расписок, что чревато переходом целых, в том числе и стратегически важных отраслей экономики под контроль мафиозных и зарубежных компаний.

В современной экономике  отмывание денег представляет собой  достаточно сложный и продолжительный  процесс, включающий множество разнообразных операций. В большинстве развитых стран мира в 90-е годы 20 века было принято специальное законодательство, направленное на борьбу с легализацией преступных доходов и их проникновением в легальную экономику. В России особую актуальность проблема  противодействия  отмыванию денег приобрела после вступления в силу с января 2000 г. ФЗ « О контроле за соответствием расходов значительных денежных средств фактически получаемым физическими лицами». В целях развития международного сотрудничества в борьбе с отмыванием денег Россией заключен ряд межправительственных и межведомственных соглашений.

На  сегодняшний день в государственных  властных структурах и научных учреждениях  существуют разные подходы к решению проблем теневой экономики:

- первый подход – радикально-либеральный. В его основе лежит идея легализации всей теневой экономики в легальную.

- второй подход – репрессивный. Предполагает расширение и усиление соответствующих силовых подразделений для тотального контроля за расходами граждан.

Но ученые-экономисты все более склонны к разработке третьего подхода к решению проблем, т.е. либерально-репрессивного.

Теневая экономика – это комплекс социально-экономических явлений, происходящих вследствие уголовно и административно наказуемых действий, осуществляемых через различные организационно-правовые формы юридических лиц и без них по получению доходов путем совершения противоречащих законодательству и нормативным актам финансовых, торговых, производственных и иных операций от легальной и нелегальной деятельности.

Теневая экономика  обладает следующими системными свойствами:

1) всеобщность;

2) целостность;

3) связь  с внешней средой. Она проявляется в процессе взаимодействия с официальной экономикой посредством легальных хозяйствующих структур, а также с институтами государства и общества;

4) структурность. Заключается в наличие устойчивых связей и отношений внутри теневой экономики, обеспечивающих ее целостность, тождественность и иерархичность;

Информация о работе Общие основы товарного хозяйства