Общие основы товарного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

Рынок – это совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров, услуг и работ, как механизм, позволяющий определять соотношение спроса и предложения на различные виды това-ров и услуг.
Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.

Содержание

1. Рынок и механизм его функционирования
2. Теория конкуренции и монополии.
3. Предприятие в системе рыночных отношений.
4. Издержки предприятия и результаты его деятельности.

Работа содержит 1 файл

Tema_3_-_Obschie_osnovy_tovarnogo_khozyaystva.doc

— 643.00 Кб (Скачать)

В третьих, неодинакова  и динамика коммерческого и банковского  кредитов. Что касается коммерческого  кредита, то его движение идет параллельно  движению промышленного капитала: с  ростом промышленного производства и товарооборота увеличиваются как предложение коммерческого кредита, так и спрос на него. Иначе обстоит дело с банковским кредитом. Рост предложения ссудных капиталов, передаваемых посредством банковского кредита, не всегда отражает рост производства.

Банковский кредит преодолевает границы коммерческого кредита. При помощи банковского кредита  через посредничество происходит не только передача одними предпринимателями другим во временное пользование части своих резервных капиталов, но и получение всеми предпринимателями, вместе взятыми, добавочных капиталов за счет средств, привлеченных банками от различных классов и слоев общества.

Банковский кредит не ограничен и по своему направлению: посредством его денежные капиталы, высвободившиеся в одной отрасли, могут быть направлены в любую другую отрасль производства.

Деньги, полученные предприятием в ссуду, расходуются в периоды  промышленного подъема, как правило, на покупку дополнительных средств производства и рабочей силы, а в периоды экономических кризисов - на погашение ранее выданных долговых обязательств в целях предотвращения банкротства. В первом случае ссуда обслуживает увеличение действительного капитала, т.е. расширение производства, во втором - она вызывает лишь движение денег как платежных средств, без всякого роста действительного капитала.

Исходя из этого двойственного  назначения банковского кредита можно разграничить ссуду капитала и ссуду денег.

Ссуда капитала - это ссуда, в результате использования которой совершается рост действительного капитала. И наоборот, ссуда денег - это ссуда, на основе которой происходит только движение денег как платежных средств, не сопровождающееся расширением производства.

Различают две  формы банковских ссуд:

1) ссуды под залог  определенных ценностей (векселей, товаров и т.д.);

2) бланковые ссуды,  не обеспеченные специальным  залогом.

Потребительский кредит выражается главным образом в  предоставлении отсрочки платежа за товары лицам, купившим эти товары для потребления. Продажа в рассрочку с предоставлением потребительского кредита практикуется большей частью в отношении так называемых товаров длительного пользования - мебели, легковых автомобилей, холодильников, телевизоров и т.п.

Большой рост потребительского кредита вызван ограниченностью  платежеспособного спроса трудящихся. Потребительский кредит переплетается с банковским, поскольку торговые компании используют долговые обязательства потребителей для получения взамен ссуд от банков.

Особое место занимает государственный кредит, получаемый государствами путем выпуска займов. Поскольку государственные займы размещаются через банки, государственный кредит переплетается с банковским. Причина роста государственного кредита - дефицитность бюджетов государств. Для покрытия бюджетных дефицитов государства прибегают к выпуску займов.

Характерная черта государственного кредита - непроизводительное использование  государством мобилизованных путем займов средств. Эти средства расходуются в основном на содержание чиновничьего аппарата, армии, а также на экономические и социальные цели.

Временно давая государству  дополнительные доходы, займы в конечном счете влекут за собой рост государственных  расходов, так как по ним выплачиваются  проценты и погашения. Для выплат по займам государство повышает налоги с населения.

Государственный кредит подразделяется на долгосрочный и краткосрочный. Первый выражается в выпуске государственных займов, подлежащих погашению по истечении многих лет, второй - в выпуске казначейских векселей, подлежащих погашению через один или несколько месяцев.

Международный кредит представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением товарных и валютных ресурсов.

Увеличение масштабов  международного кредита было связано  с интернационализацией мирохозяйственных связей, международным разделением труда и достижениями научно-технического прогресса.

Международный кредит как  разновидность категории кредита  связан с такими экономическими категориями, как деньги, цена, прибыль, платежный баланс, валютный курс и др. Важную роль он играет в реализации требований закона стоимости и других экономических законов.

Функционирует международный  кредит на принципах возвратности, срочности, платности, обеспеченности, целевого характера за счет внешних  и внутренних источников.

 

Международный кредит в сфере международных  экономических отношений выполняет следующие функции.

Перераспределения ссудных капиталов между странами, когда при его помощи происходит перелив капиталов в страны с низкой нормой прибыли, способствуя ее выравниванию и превращению в среднюю норму прибыли.

Экономии  издержек обращения в сфере международных  экономических отношений путем замены золота как мировых денег такими орудиями обращения, как вексель, чек, банковские переводы, депозитные сертификаты, электронные деньги, а также евро и твердые национальные валюты.

Ускорения концентрации и централизации капитала: во-первых, в результате ускорения процесса капитализации прибыли и получения дополнительной прибыли в связи с привлечением иностранного капитала, во-вторых, с созданием транснациональных корпораций и транснациональных банков и, в-третьих, путем предоставления льготных международных кредитов крупным предприятиям.

Регулирования экономики страны - привлечения иностранных инвестиций, и в первую очередь капиталов международных валютно-кредитных и региональных, организаций, что способствует росту ВНП и его распределению.

 

6. Денежно-кредитная  политика государства.

Совокупность государственных  мероприятий в области денежного  обращения и кредита получила название денежно-кредитной (монетарной) политики. Основными ее целями являются:

1) обеспечение экономического  роста;

2) сдерживание инфляции;

3) поддержание стабильности  национальной валюты.

Денежно-кредитную политику обычно проводят центральные банки. А именно:

1) в условиях падения  производства и увеличения безработицы  центральные банки оживляют экономику  путем роста денежной массы  или снижения ставки банковского  процента.

2) Т.к. экономический  подъем очень часто сопровождается  «биржевой горячкой», ростом цен  и нарастанием диспропорций в экономике, то центральный банк стремясь предотвратить «перегрев» экономики повышает банковский процент и сдерживает рост денежной массы.

Основные инструменты  денежно-кредитной политики заключаются  в следующем:

1) Учетная  (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования и активно применяется с середины XIX в. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в основного и главного кредитора коммерческих банков. Коммерческие банки продают ЦБ России векселя, полученные ими от своих заемщиков, в обмен на банковские кредиты, или же получают кредиты у центрального банка под собственные векселя. Чтобы сократить кредитные операции по России, ЦБ РФ повышает ставку дисконта (т.е. скидку, с которой ЦБ РФ покупает векселя у коммерческих банков) и ставку рефинансирования (% под который ЦБ РФ выдает кредит коммерческому банку). В условиях же кредитной экспансии, центральный банк проводит противоположные мероприятия, т.е. понижает ставку дисконта и ставку рефинансирования.

2) Установление  норм обязательных резервов коммерческих банков. Это способствует улучшению банковской ликвидности. Вместе с тем эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя кредитных возможностей коммерческих банков, соответственно ограничителя роста денежной массы.

Впервые данный метод  применили в США в 1933 г. Как  свидетельствует мировой опыт, этот механизм денежно-кредитного регулирования  затрагивает основы банковской системы  и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом. В России ввиду сложного положения в банковской системе нормы обязательных резервов значительно выше, чем во всём мире.

3) Операции  на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг. В результате увеличивается (при покупке центральным банком ценных бумаг) либо уменьшается (при их продаже) объем денежных активов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение денежной массы и соответственно стоимости кредита.

4) Контроль  по отдельным видам кредитов. Он практикуется в отношении кредитов под залог ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку и ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынках капитала, когда государство стремится перераспределить ссудный капитал в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

5) Регулирование  риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Конечной целью денежно-кредитной  политики остается снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. Банк России пытается проводить денежно-кредитную политику прежде всего через регулирование денежной массы, хотя Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» за ним закреплен широкий набор инструментов, а именно:

1) процентная ставка  по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных  резервов для коммерческих банков;

3) рефинансирование кредитных  организаций;

4) валютные интервенции;

5) прямые количественные  ограничения;

6) эмиссия собственных облигаций.

 

 

 

Тема № 7. Бюджет и налоги. Бюджетно-налоговая политика

государства.

 

3. Налогово-бюджетная  политика государства.

Налогово-бюджетная политика – одно из главных направлений  экономической политики. Часто вместо термина «налогово-бюджетный» используют его синоним - «фискальный».

Фискальная политика может быть двух видов – дискреционная, т.е. действующая по своему усмотрению и недискреционная.

1) Дискреционная  фискальная политика

Эта политика называется гибкой фискальной политикой. Она является результатом сознательного изменения государственных доходов и расходов с целью воздействовать на уровень экономической активности.

Дискреционная фискальная политика может быть экспансионистской (рост государственных расходов и/или  снижение налогов) или ре-стрикционной (снижение государственных расходов и/или рост налогов) При рестрикционной политике за счет снижения государственных расходов и роста налогов часто образуется профицит госбюджета.

Данная фискальная политика, как правило, действует в переходный период.

В России, в переходный период (90-е годы ХХ века) были нарушены каноны дискреционной и недискреционной  фискальной политики. Государство не только сокращало государственные расходы, но и не проводило снижения налогов. Это и привело к катастрофическим последствиям, т.е. кризис растянулся. Более того, не была достигнута и первоначальная цель – быстрая ликвидация дефицита госбюджета, так как в условиях резкого падения доходов сбор налогов уменьшался, а ослабление государственных институтов не позволило остановить процесс все большего уклонения от налогов.

С 2000 г. в России начался  экономический рост, и дефицит  бюджета сменился профицитом. Однако это произошло не в результате усилий правительства, сколько из-за повышения мировых цен на главные товары российского экспорта – энергоносители, сырье и материалы.

Воспользовавшись благоприятной  ситуацией, правительство начало налоговую  реформу, нацеленную якобы на снижение налогового бремени предприятий  в целом.

2) Недискреционная  фискальная политика

Эта политика также называется автоматической фискальной политикой  из-за встроенных стабилизаторов фискальной политики, которые автоматически ослабляют воздействие на бюджет колебаний экономической активности. Главными автоматическими стабилизаторами являются социальные трансферты и прогрессивные налоги на прибыль и доходы. В современном мире налоги и социальные трансферты высокие и поэтому их воздействие на экономику велико.

Параллельно с государственным  и местным бюджетами применяются  и другие формы использования денежных ресурсов. Один из таких путей – создание внебюджетных фондов. Государственный бюджет во многом способствует мобильности средств, при необходимости их можно перераспределять на различные виды расходов. Для того чтобы при таком перераспределении средств меньше страдали социальные потребности, т.е. не происходило уменьшение расходов на жизненно важные нужды государства, образуются специальные внебюджетные фонды конкретного назначения.

Информация о работе Общие основы товарного хозяйства