Общие основы товарного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

Рынок – это совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров, услуг и работ, как механизм, позволяющий определять соотношение спроса и предложения на различные виды това-ров и услуг.
Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.

Содержание

1. Рынок и механизм его функционирования
2. Теория конкуренции и монополии.
3. Предприятие в системе рыночных отношений.
4. Издержки предприятия и результаты его деятельности.

Работа содержит 1 файл

Tema_3_-_Obschie_osnovy_tovarnogo_khozyaystva.doc

— 643.00 Кб (Скачать)

1) путем предоставления  экспортных кредитов на более  благоприятных условиях по сравнению  с действующими на внутреннем или международном рынке;

2) страхования экспортных операций.

Активная роль государства  в предоставлении долгосрочных и  среднесрочных кредитов объясняется  тем, что коммерческие банки неохотно идут на финансирование, связанное  с длительным вложением средств  и большим риском.

В основе расширения государственной системы страхования экспорта лежит политическая и экономическая неустойчивость.

Поэтому, назначение государственного страхования экспорта заключается  в том, чтобы максимально обезопасить и удешевить вывоз товаров, а следовательно, стимулировать внешнеэкономическую деятельность компаний.

Важными финансовыми инструментами форсирования экспорта являются налоговые льготы и субсидии. Получаемая экспортерами помощь в такой форме существенно повышает конкурентоспособность товаров и стимулирует коммерческую, а иногда и производственную деятельность.

Продажа товаров на рынках других стран по более низким ценам, чем на внутреннем рынке, называется демпингом, при этом товары часто реализуются по цене ниже издержек производства. Прибегая к демпингу, экспортеры пытаются внедриться на рынок, увеличить объем продаж, вытеснить конкурентов. Для борьбы с этим явлением во многих странах разработано антидемпинговое законодательство. Нормы этого законодательства применяются в тех случаях, когда демпинг угрожает причинить ущерб торговле на внутреннем рынке.

Основными формами налоговых льгот для предприятий-экспортеров являются:

- установление различного  рода компенсаций;

- расширение круга  товаров, на которые распространяется  льготный режим налогообложения;

- отсрочка уплаты налогов.

Компаниям, экспортирующим продукцию, государство разрешает  создавать не облагаемые налогом денежные фонды.

Субсидирование  экспорта осуществляется в основном в определенных секторах международной торговли. Оно используется, в первую очередь, для форсирования сбыта сельскохозяйственных товаров и промышленных товаров, требующих при изготовлении крупных финансовых ресурсов.

Государство вносит существенный вклад в повышение конкурентоспособности  компаний, способствуя мероприятиям по совершенствованию технологии производства и созданию рациональной структуры производственных мощностей. Для снижения неблагоприятного влияния высоких издержек производства на уровень цен правительство использует субсидирование. В отличие от мероприятий по совершенствованию производства, эффективность субсидирования ограничивается периодами его применения. В конечном счете, эта форма государственной поддержки иногда оборачивается против пользующихся ею компаний. Фирмы-экспортеры заранее рассчитывают свои издержки с учетом предоставляемых им правительственных льгот. Уменьшение масштабов субсидирования приводит к снижению конкурентоспособности компаний. Компании становятся зависимыми от поддержки правительства и неспособными к ведению конкурентной борьбы без этой опоры, а невозможность получить в нужный момент субсидию становится равносильной банкротству.

Тема № 9. Становление  российского предпринимательства  в

переходной экономике

 

ПЛАН:

 

1. Концепции  переходной экономики в России.

2. Особенности  становления предпринимательства в переходный период.

3. Теневая экономика.

 

 

1. Концепции  переходной экономики в России.

 

Россия и другие страны Европы и Азии в ходе экономических  реформ переходят от административно-командной  системы к системе современной  рыночной экономики. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход, по крайней мере в странах СНГ, растянется на десятилетия. В строящих современную рыночную экономику странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономика, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этой смеси добавляются также элементы традиционной хозяйственной системы.

К настоящему времени  сформировались основные черты этого  периода. Это своеобразное сочетание  экономических институтов административно-командной и рыночной систем. Переходная система означает постепенное усиление в ней элементов современного рыночного хозяйства и ослабление элементов административно-командной системы.

Экономические развитие общества неизбежно связано с  переходом экономики из одного состояния в другое.

Переходная  экономика – это экономическая система, в которой сочетаются экономические отношения и механизмы, присущие как отмирающей, так и нарождающейся системам; взаимодействие старой и новой систем приводит к вытеснению первой и утверждению последней в качестве господствующей.

Основные черты переходной экономики включают в себя:

  1. формирование новой экономической системы;
  2. многоукладность экономики;
  3. неустойчивость развития;

4) относительная длительность  преобразования в переходной экономике.

Переход от административно-командной  к рыночной экономической системе в разных странах имеет общие закономерности. Этот процесс включает:

1) либерализацию экономики;

2) глубокие изменения  в отношениях собственности;

3) структурные преобразования;

4) финансовую стабилизацию.

Главные направления  формирования рыночной экономики:

1) либерализация экономики. Это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни;

  1. демократизация экономики и создание конкурентной среды. Предполагает создание равных условий для деловой активности всех экономических агентов, а также доступ на рынок иностранных конкурентов и поощрение малого бизнеса;
  2. институциональные преобразования. Включают в себя:

а) изменения отношений собственности;

б) формирование рыночной инфраструктуры;

в) создание новой системы  государственного регулирования экономики.

  1. структурные преобразования. Направлены на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства. Главная цель перестройки структуры экономики – это производство продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках;
  2. формирование новой системы социальной защиты населения. Это система мер, направленная на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

Становление рыночной экономики в России сопровождается с такими негативными тенденциями, как:

  1. высокие социальные издержки;
  2. высокий уровень безработицы;
  3. криминализация экономики;
  4. технологическая деградация.

В переходной экономике возникают новые функции государственного регулирования:

  1. обеспечение институционально-правовой основы деятельности всех экономических субъектов;
  2. ликвидация негативных эффектов рыночного поведения;
  3. разработка нового хозяйственного законодательства;
  4. демонополизация и поощрение конкуренции;
  5. приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.

Государственное регулирование – одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.

Необходимость государственного регулирования экономики  в переходный период обусловлена:

  1. требованием устранения внешних факторов;
  2. производством общественных благ;
  3. обеспечением экономики необходимым количеством денег;
  4. осуществлением целенаправленного процесса реформирования административно-командной экономики.

Перечисленные выше проблемы определяют цели государственного регулирования  в переходной экономике.

В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования:

  1. административное регулирование (за счет использования лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, а также других форм);
  2. правовое регулирование (на основе гражданского и хозяйственного законодательства, путем установления системы норм и правил).
  3. прямое экономическое регулирование (через различные формы безвозмездного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий);
  4. косвенное экономическое регулирование (использует в основном рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики и др.).

 

На микроуровне  регулирующее воздействие государства  осуществляется посредством:

  1. налогов (НДС, налогов на доходы, акцизов и др.);
  2. дотаций (выплат производителям или потребителям, обеспечивающих доведение цены продаж до равновесной);
  3. фиксированных цен, устанавливаемых государством (выше или ниже равновесных) на отдельные товары или их группы.

 

 

2. Особенности  становления предпринимательства в переходный период.

 

Термин «бизнес» имеет  английское происхождение и в  языке оригинала символизирует  дело, деятельность, занятие. В период господства директивной системы хозяйствования в России термин этот был не просто чуждым, буржуазным, а толковался как нечестная деятельность, основанная на обмане и присвоении чужого труда, носил бранный оттенок.

В результате перехода к  рыночным методам хозяйствования через  многотрудные экономические реформы  в России удается утвердить в  сознании людей понимание того, что бизнес – это дело, а бизнесмены – деловые люди.

Таким образом, бизнес – это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск, на собственные средства и под имущественную ответственность деятельность отдельных граждан и объединений граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.

Бизнес в России постсоветского периода не зарождается, а возрождается. Предпринимательство зародилось еще  в Киевской Руси в своей торговой форме и в виде бортничества. Русские  купцы были первыми массовыми представителями российского предпринимательства, прославившими его в международном масштабе. Лесной промысел, развитие сельских и городских ремесел, обработка дерева и металла в сочетании с торговлей становились значительными зонами российского предпринимательства. К XI в. появился на Руси первый документ, регулирующий предпринимательскую деятельность и отношения между предпринимателями и обществом. Это был кодекс «Русская правда», составленный Ярославом Мудрым и дополненный затем его преемниками. Именно в нем были впервые зафиксированы принцип и право неприкосновенности собственности, предусмотрена возможность банкротства, а купец, виновный в невозврате долга, мог быть продан в рабство.

К началу XX в. предпринимательством в России занималось примерно 5 млн. человек, действовало более 1,5 тыс. акционерных  компаний. Процветал и частный  бизнес, семейный капитал. Развитию торгового  бизнеса способствовало появление биржевого дела, а становлению финансового предпринимательства – банковское дело, которые в полной мере были представлены в России начала XX в. Действовали кооперативы, артели, товарищества.

В сельском хозяйстве  благодаря столыпинским реформам были созданы предпосылки крестьянского  предпринимательства, которое, однако, не достигло уровня фермерства.

Многие факторы, к которым  следует отнести и царизм, и  помещичий уклад в деревне, а также бюрократическая чиновническая система сдерживали расцвет предпринимательства в России. И все-таки самый жестокий удар российскому предпринимательству нанесла Октябрьская революция 1917 г. На несколько лет предпринимательство возродилось в Советской России в период НЭПа, с 1921 по 1926 г. А затем только в 1965 г. в ходе первой советской экономической реформы произошло минимальное раскрепощение товарно-денежных отношений. Но понадобилось ждать еще четверть века, чтобы российский бизнес приобрел официальные права гражданства.

Для предпринимательства  необходимы:

1) основные средства: земельные участки, здания, помещения, машины, оборудование.

2) оборотные средства, материальные ресурсы: сырье, материалы, энергия.

3) денежный капитал.

4) «информационные ресурсы» - это знания о предмете и способах ведения дела, данные о продуктах-аналогах, о конкурентах, проекты, технологии.

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства:

- производственное;

- коммерческое;

- финансовое;

- страховое;

- посредническое.

Производственное  предпринимательство – это производство любой направленности: материальное, интеллектуальное, творческое. Производственное предпринимательство относится к числу самых общественно необходимых, но и одновременно самых сложных видов бизнеса. Оно не приносит быстрой прибыли, как другие виды бизнеса, и поэтому не так распространено в постсоветском предпринимательстве.

Коммерческое  предпринимательство – торговля готовыми товарами приобретенными у других лиц.

Коммерческое предпринимательство охватывает также бартерные и товарообменные операции. Данный вид предпринимательства привлекает возможностью продать товар дороже, чем он был куплен, и получить высокую прибыль. Такого рода спекуляция, если она проводится без нарушения правил перепродажи и других норм является законной.

Информация о работе Общие основы товарного хозяйства