Общие основы товарного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

Рынок – это совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров, услуг и работ, как механизм, позволяющий определять соотношение спроса и предложения на различные виды това-ров и услуг.
Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.

Содержание

1. Рынок и механизм его функционирования
2. Теория конкуренции и монополии.
3. Предприятие в системе рыночных отношений.
4. Издержки предприятия и результаты его деятельности.

Работа содержит 1 файл

Tema_3_-_Obschie_osnovy_tovarnogo_khozyaystva.doc

— 643.00 Кб (Скачать)

 

 

4. Внебюджетные  фонды.

Внебюджетные  фонды – это вотчина государства, они находятся в ведении государственных органов власти, порядок их формирования и функционирования регламентируется государством, а источники формирования фондов предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются, а также экономическим и социальным положением страны. В этой связи очевидно, что внебюджетные фонды – это особая форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования различных государственных расходов помимо бюджета. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, а с учетом уровня управления они могут быть федеральными и региональными.

Основными внебюджетными  фондами в современных условиях являются:

1) Фонд социального  страхования;

2) Пенсионный фонд;

3) Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования.

Страховые взносы начисляются  на выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг – индивидуально по каждому работнику.

Базой для начисления страховых взносов в отношении  каждого физического лица устанавливается  в сумме не превышающей 415 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 тыс. руб. – страховые взносы не взимаются. С 01.01.2011 года, согласно постановления Правительства РФ предельная величина базы для исчисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с процентом годовой инфляции.

Тарифы страховых взносов  определяются Правительством РФ и с 2012 года составляют 34% (пенсионный фонд – 26%, фонд социального страхования  – 2,9%, федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%).

Фонд социального  страхования организован для выплаты различных пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, выплата материнского капитала, на погребение, для финансирования санаторно-курортного обслуживания, для материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленной на защиту интересов работников. Основная доля расходов этого фонда – выплата различных пособий. Создается фонд страховым методом при обязательном участии средств предприятий и организаций разных форм собственности, а также лиц, занятых предпринимательской деятельностью. Источниками средств выступают страховые взносы предприятий и организаций, поступления за путевки в санатории и дома отдыха, прочие доходы, а в некоторых случаях – и средства государственного бюджета.

Пенсионный  фонд выступает как финансовая и организационная структура, выделенная специально для обслуживания пенсионеров. Таким образом, этот фонд можно представить как орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Данный фонд занимается формированием, аккумулированием средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также финансирования организаций, помогающих пенсионерам и детям. Он участвует на долговременной основе в осуществлении социальной поддержки населения.

Основными доходными  статьями Пенсионного фонда являются:

1) страховые взносы  предприятий и организаций, выступающих  в качестве работодателей;

2) страховые взносы  граждан, занимающихся индивидуальной  трудовой деятельностью;

3) обязательные страховые  взносы граждан. В Пенсионный фонд привлекаются средства региональных бюджетов, предназначенные для выплаты государственных пенсий, пособий военным и другим гражданам, приравненным к ним, а также выплаты компенсаций в связи с изменением стоимости жизни и ростом заработной платы. В фонд могут поступать добровольные взносы граждан, предприятий и общественных организаций, а также доходы от коммерческих и финансово-кредитных операций, осуществляемых самим фондом.


Фонд обязательного  медицинского страхования образуется с целью гарантирования возможности гражданам получения бесплатной медицинской помощи за счет накопленных в фонде денежных средств. Обязательное медицинское страхование является специальной частью государственного социального страхования, призванной обеспечить всем гражданам равные возможности получения медицинской и лекарственной помощи в объеме и на условиях программ оказания такой помощи.

Средства внебюджетных фондов помогают финансировать природоохранные  мероприятия. В целом, говоря о направлениях расходования средств внебюджетных фондов, необходимо выделить наряду с финансированием основной деятельности учредительскую деятельность, инвестирование в ценные бумаги. Чаще всего внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождаются от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

 

 

5. Доходы населения  и социальная политика государства.

Чем тяжелее экономическая  ситуация в той или иной стране, тем больше и громче звучат в ней  призывы к социальной защите населения. О такой защите настоятельно просят, ее требуют от правительства. Сложность положения заключена в том, что если в стране наблюдается экономический спад, снижается производство, уменьшается создаваемый национальный продукт, то возможности правительства, государства, регионов выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем снижаются доходы предприятий и работников. А это порождает новые социальные напряжения.

Поэтому и правительство, и народ должны осознать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях отсутствия экономического подъема невозможна. Правильнее, обоснованнее говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения, наиболее в ней нуждающихся. Такие категории населения принято называть социально уязвимыми слоями. К социально уязвимым относят, прежде всего, лиц, лишенных возможности самостоятельно, собственными усилиями улучшить свое благосостояние, поддерживать минимально необходимые условия жизни, существования.

В широком смысле слова  социально уязвимыми считаются  люди, обладающие доходами ниже прожиточного минимума. При отнесении тех  или иных групп людей к категории социально уязвимых следовало бы учитывать не только их текущие доходы, но и денежные сбережения, накопленное богатство, так называемый имущественный ценз. Однако поскольку получить достоверные сведения об имущественном состоянии людей трудно, приходится использовать в качестве критерия, характеризующего материальное положение человека, его официальные денежные доходы.


В сложившейся практике социально уязвимыми считаются  семьи:

- с низким денежным  доходом на члена семьи (чаще  всего это многодетные семьи);

- семьи, потерявшие кормильца;

- матери, воспитывающие  детей в одиночку;

- инвалиды, престарелые,  пенсионеры, получающие недостаточное  пособие;

- студенты, живущие на стипендию;

- безработные;

- лица, пострадавшие от  стихийных бедствий, политических  и социальных конфликтов, а также от незаконного преследования.

Все эти люди нуждаются  в социальной поддержке со стороны  общества, властей, правительства.

В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется  проблема социальной защиты населения  от роста цен (инфляции) и безработицы. Для того чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен.

К сожалению, при вяло растущей, ниспадающей экономике, низком уровне производства ни правительство, ни предприятия не имеют возможности повысить доходы, зарплату, пенсии в степени, достаточной, чтобы угнаться за ценами. Если количество создаваемых, производимых, закупаемых за рубежом товаров не увеличивается, то выплата чрезмерного количества денег приведет к наводнению рынка денежной массой и, как следствие, к росту цен, что потребует увеличения доходов, и т.д. Возникнет инфляционная спираль. Поэтому приходится повышать доходы в несколько меньшей степени, чем растут цены.

Доходы населения – это совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период. Виды доходов подразделяются на денежные, натуральные, располагаемые и реальные.

Денежные доходы населения включают доходы предпринимателей и так называемых самозанятых (фермеров, адвокатов и т.д.), заработную плату наемных работников, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.

Натуральные доходы населения – все поступления продуктов сельского хозяйства: продуктов земледелия, животноводства, различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, получаемых с приусадебных, садово-огородных участков, домашнего хозяйства, самозаготовки даров природы, предназначенных для личного, семейного потребления.

Под располагаемыми доходами домашних хозяйств понимаются доходы населения за вычетом налогов. Именно располагаемый доход является источником для конечного потребления товаров и услуг и сбережения.

Из этих доходов выделяют их главную часть – реальные располагаемые денежные доходы, которые определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.

На сегодняшний день все развитые страны мира создали  системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты – это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. Примерами социальных трансфертов являются пенсии (например, по инвалидности или в связи с потерей кормильца), стипендии, пособия (на детей, на погребение и др.).

Государство, организуя  через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д.

В России индексация денежных доходов установлена законом  от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.

Важным направлением в социальной политике при решении  вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения.

Бедность – это экономическое состояние части общества, при котором отсутствуют минимальные, по нормам данного общества, средства существования. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу  имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

Абсолютная  черта бедности – это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора («корзины») товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

Прожиточный минимум (ПМ) представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет)

Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 35% среднего дохода в данном регионе, в странах – членах ЕС – ниже 70% средних суммарных расходов хозяйств по стране.

Критерием абсолютной бедности в странах ЕС считается среднедушевой доход на каждого члена семьи ниже 7 евро в день.

Социальная  политика государства, в России на сегодняшний  день, направлена на решение следующих задач:

1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

  1. поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;
  2. поддержание в нормальном состоянии и развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

 

Тема № 8. Международные экономические отношения.

 

ПЛАН:

 

3. Свободная  экономическая зона, как новая  форма внешнеэкономических отношений.

4. Международные  валютные отношения и валютная  система России.

Информация о работе Общие основы товарного хозяйства