Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:47, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что российско-белорусские отношения играют значительную роль в интеграционных связях в рамках как СНГ, так и мирового сообщества в целом, а бюджет Союза Беларуси и России фактически является формой увязки социально-экономических интересов двух государств, базирующихся на реальных финансовых ресурсах, и играет роль организационно-финансового инструмента.
К
исключительному ведению
Беларусь заинтересована в объединении постольку, поскольку ее экономика, составляющая всего 3% от российской, крепко привязана к последней. Ей как воздух необходимо единое экономическое пространство, и в особенности нужны льготные цены на энергоносители – поставляемые Россией нефть и газ. Это нужно для того, чтобы продукция, производимая в Белоруссии, могла обладать хоть какой-то конкурентоспособностью на рынках, в том числе и западных.
Как показали недавно прошедшие переговоры - стороны до сих пор не договорились на каких принципах произойдет интеграция денежных систем. Минск продолжает отстаивать свое право на экономическую независимость, в то время как и Россия не собирается создавать с Белоруссией эмиссионный центр, отдав свой контрольный пакет.[6]
Даже самые отъявленные националисты не оспаривают необходимость сотрудничества с Россией, а лишь хотят уравновесить его достаточной мерой сотрудничества с другими европейскими соседями.
В
недалеком будущем гражданам
России и Белоруссии предстоит сделать
свой исторический выбор на референдуме
об образовании союзного государства
России и Белоруссии. Именно от их выбора
будет зависеть, как сложится дальнейшая
историческая судьба двух этих государств.
И перед принятием этого решения необходимо
четко понимать все плюсы и минусы подобного
объединения, чтобы не повторить ошибки
прошлого и в тоже время не допустить раздора
в отношениях между двумя близкими народами.
Но как бы не происходило объединение,
для будущего России крайне важно, чтобы
этот союз не давал повода для возникновения
недовольства и обид у народов, ее населяющих.
3.3 Пути совершенствования бюджетного процесса в рамках Союза Республики Беларусь и Российской Федерации
Необходимо отметить, что впервые в СНГ развитие интеграционных процессов ведется на основе гармонизации социально-экономических интересов двух государств путем объединения реальных финансовых ресурсов. Практическая реализация бюджетов Союза и достигнутые результаты подтвердили жизнеспособность и эффективность идеи консолидации финансовых ресурсов двух стран.
Наряду с практической реализацией (исполнением) бюджета Союза шел процесс осмысления достигнутых результатов, анализ положительных сторон и существующих негативных факторов как самого бюджета Союза, так и бюджетного процесса.
Так, существует проблема разработки и согласования принципов расчета долей при формировании доходной части бюджета Союза за счет отчислений из национальных бюджетов Беларуси и России. В 2006 году, например, доля отчислений Беларуси составляла около 0,1 % расходной части национального бюджета, в то же время для России этот показатель составлял около 0,01 %. Другим словами, если пересчитать этот показатель в удельную нагрузку на одного жителя, то окажется: каждый житель Беларуси несет ее в размере 18,6 тыс. росс. руб., в то время как житель России – в размере 2,5 тыс. руб., или в 7,3 раза меньше. Расчет показывает, что при формировании бюджета Союза на 2007 г. удельная нагрузка на белорусского жителя увеличилась практически на 10%, а отношение удельных нагрузок возрастет до 8,8 раза. Конечно с течением времени этот вопрос будет урегулирован сторонами.
Вместе с тем практическая реализация идеи создания бюджета Союза, безусловно, имеет ряд положительных моментов.
Во-первых, в политическом ракурсе бюджет Союза является принципиально новой формой межгосударственных экономический отношений – наглядным примером для стран СНГ в части организации и углубления экономического сотрудничества. Следует подчеркнуть, что, как и Союз Беларуси и России является открытым для вступления в него новых членов, так и бюджет Союза может быть скорректирован на новых членов Союза.
Во-вторых, в экономическом плане бюджет Союза представляет собой реальный инструмент разработки и реализации совместной научно-технической и промышленной политики. Доказательством этому может служить утвержденная 16 октября 2008 года совместная программа “Развитие производства телеаппаратуры на предприятиях республики Беларусь и Российской Федерации”. Цель этой программы не только в том, чтобы удовлетворить потребности жителей в аппаратуре самого высоко качества по доступным ценам, но и в том, чтобы помочь отечественным товаропроизводителям занять достойное место на мировых рынках.
В-третьих, в финансовом ракурсе бюджет Союза позволяет оптимизировать (в смысле использования совместных результатов), финансовые вложения государств-участников Союза в разработку и организацию производства изделий новой техники и оборудования, обеспечение экономической и военной безопасности. Примером тому может служить совместная программа по обустройству государственной границы и созданию таможенной инфраструктуры Союза. Очевидно, что отказ от строительства только одного таможенного терминала на границе Беларусь и России и организация совместной работы на границе в г. Бресте экономит для государств-участников Союза немало валюты. Возвращаясь к программе развития производства телеаппаратуры. Следует подчеркнуть, что восстановление этой отрасли промышленности отдельно в Беларуси и России потребует сотни миллионов долларов США, и решение такой задачи в одиночку – чрезвычайно сложно.
Если позитивные аспекты бюджета носят глобальный характер, то недостатки можно рассматривать на уровне реализации механизмов и инструментов наполнения и исполнения бюджета. Анализ позволяет на данном этапе развития выявить и ряд упущений, определяемых как “болезнь роста”, к которой можно отнести следующие:
На основе имеющихся практических наработок, созданной законодательной базы, обобщения зарубежного опыта и возможности его адаптации к условиям создания Союзного государства можно определить основные направления повышения его эффективности:
1. Использование при формировании доходной части бюджета Союзного государства дополнительных (независимых) источников.
В перспективе это позволит сократить долю отчислений из государственных бюджетов государств-участников в общем объеме средств бюджета Союзного государства. Практический интерес имеет опыт формирования системы собственных ресурсов Европейского Союза. Принципы функционирования данной системы весьма актуальны и для Союза Беларуси и России: принцип совместной финансовой ответственности, означающий, что все государства-участники ЕС обязаны участвовать в формировании доходов бюджета, и принцип финансовой солидарности, который означает, что взносы государств-членов ЕС должны быть соразмерны финансовым возможностям каждого государства.
2. Применение дифференцированного подхода к финансированию совместных программ, проектов и мероприятий.
Реализовать
данное направление на практике предлагается
следующим образом. Если исполнителями
совместных программ, проектов и мероприятий
являются органы исполнительной власти
обоих государств, находящиеся на
бюджетном обеспечении и
3. Определение приоритетных направлений финансирования при реализации за счет средств бюджета Союза Беларуси и России совместных программ, проектов и мероприятий.
Основной
целью данного предложения
В
дальнейшем перспективное экономическое
развитие Союзного государства будет
осуществляться в рамках Программы
экономического сотрудничества между
Республикой Беларусь и Российской
Федерацией, реализация мероприятий
которой предусматривается до 2008
года включительно. Программа отвечает
главной цели экономического сотрудничества
стран, а именно – достижение глубокой
и всесторонней интеграции государств,
объединению производственного, ресурсного
и научно-технического потенциала для
обеспечения дальнейшего устойчивого
экономического развития.
Приложение1
Таблица
1-Объем внешней торговли Республики Беларусь
1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Объем внешней торговли Республики Беларусь | 10367 |
15972 | 15737 | 17113 | 21504 | 30265 | 32687 | 42085 | 52968 | 71952 | 49873 |
экспорт | 4803 |
7326 | 7451 | 8021 | 9946 | 13774 | 15979 | 19734 | 24275 | 32571 | 21304 |
импорт | 5564 | 8646 | 8286 | 9092 | 11558 | 16491 | 16708 | 22351 | 28693 | 39381 | 28569 |
сальдо | -761 | -1320 | -835 | -1071 | -1612 | -2717 | -729 | -2617 | -4418 | -6810 | -7265 |
со странами СНГ | 6704 | 10469 | 10291 | 10679 | 13484 | 19201 | 18202 | 23121 | 30237 | 40317 | 27540 |
экспорт | 3027 | 4399 | 4494 | 4384 | 5435 | 7318 | 7060 | 8609 | 11221 | 14360 | 9316 |
импорт | 3677 | 6070 | 5797 | 6295 | 8049 | 11883 | 11142 | 14512 | 19016 | 25957 | 18224 |
сальдо | -650 | -1671 | -1303 | -1911 | -2614 | -4565 | -4082 | -5903 | -7795 | -11597 | -8908 |
из них с Россией | 5150 | 9315 | 9401 | 9899 | 12482 | 17704 | 15834 | 19944 | 26084 | 34059 | 23444 |
экспорт | 2185 | 3710 | 3963 | 3977 | 4880 | 6485 | 5716 | 6845 | 8879 | 10552 | 6718 |
импорт | 2965 | 5605 | 5438 | 5922 | 7602 | 11219 | 10118 | 13099 | 17205 | 23507 | 16726 |
сальдо | -780 | -1895 | -1475 | -1945 | -2722 | -4734 | -4402 | -6254 | -8326 | -2955 | -0008 |
со странами вне СНГ | 3663 | 5503 | 5446 | 6434 | 8020 | 11064 | 14485 | 18964 | 22731 | 31635 | 22333 |
экспорт | 1776 | 2927 | 2957 | 3637 | 4511 | 6456 | 8919 | 11125 | 13054 | 18211 | 11988 |
импорт | 1887 | 2576 | 2489 | 2797 | 3509 | 4608 | 5566 | 7839 | 9677 | 13424 | 10345 |
сальдо | -111 | 351 | 468 | 840 | 1002 | 1848 | 3353 | 3286 | 3377 | 4787 | 1643 |
Информация о работе Межгосударственные финансово-экономические отношения РБ и РФ