Межгосударственные финансово-экономические отношения РБ и РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что российско-белорусские отношения играют значительную роль в интеграционных связях в рамках как СНГ, так и мирового сообщества в целом, а бюджет Союза Беларуси и России фактически является формой увязки социально-экономических интересов двух государств, базирующихся на реальных финансовых ресурсах, и играет роль организационно-финансового инструмента.

Работа содержит 1 файл

Мой курсач новый.doc

— 614.50 Кб (Скачать)

     К исключительному ведению Союзного государства относятся: "единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая  политика", "единые правила конкуренции и защиты прав потребителей", "единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран", "единое законодательство об иностранных инвестициях", "функционирование региональной группировки войск", "статистический и бухгалтерский учет" и др. Область совместной компетенции субъектов проектируемого государства, включает, в частности, "взаимодействие в сфере внешней политики", "оборонную политику", "международное сотрудничество по военным и пограничным вопросам", "развитие науки, образования, культуры", "вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования" и т.д.

     Беларусь заинтересована в объединении постольку, поскольку ее экономика, составляющая всего 3% от российской, крепко привязана к последней. Ей как воздух необходимо единое экономическое пространство, и в особенности нужны льготные цены на энергоносители – поставляемые Россией нефть и газ. Это нужно для того, чтобы продукция, производимая в Белоруссии, могла обладать хоть какой-то конкурентоспособностью на рынках, в том числе и западных.

     Как показали недавно прошедшие переговоры - стороны до сих пор не договорились на каких принципах произойдет интеграция денежных систем. Минск продолжает отстаивать свое право на экономическую  независимость, в то время как и Россия не собирается создавать с Белоруссией эмиссионный центр, отдав свой контрольный пакет.[6]

     Даже самые отъявленные националисты не оспаривают необходимость сотрудничества с Россией, а лишь хотят уравновесить его достаточной мерой сотрудничества с другими европейскими соседями. 

     В недалеком будущем гражданам  России и Белоруссии предстоит сделать  свой исторический выбор на референдуме  об образовании союзного государства  России и Белоруссии. Именно от их выбора будет зависеть, как сложится дальнейшая историческая судьба двух этих государств. И перед принятием этого решения необходимо четко понимать все плюсы и минусы подобного объединения, чтобы не повторить ошибки прошлого и в тоже время не допустить раздора в отношениях между двумя близкими народами. Но как бы не происходило объединение, для будущего России крайне важно, чтобы этот союз не давал повода для возникновения недовольства и обид у народов, ее населяющих. 
 
 
 

    3.3 Пути совершенствования  бюджетного процесса  в рамках Союза Республики Беларусь и Российской Федерации

     Необходимо  отметить, что впервые в СНГ  развитие интеграционных процессов  ведется на основе гармонизации социально-экономических  интересов двух государств путем объединения реальных финансовых ресурсов. Практическая реализация бюджетов Союза и достигнутые результаты подтвердили жизнеспособность и эффективность идеи консолидации финансовых ресурсов двух стран.

     Наряду  с практической реализацией (исполнением) бюджета Союза шел процесс  осмысления достигнутых результатов, анализ положительных сторон и существующих негативных факторов как самого бюджета Союза, так и бюджетного процесса.

     Так, существует проблема разработки и согласования принципов расчета долей при  формировании доходной части бюджета  Союза за счет отчислений из национальных бюджетов Беларуси и России. В 2006 году, например, доля отчислений Беларуси составляла около 0,1 % расходной части национального бюджета, в то же время для России этот показатель составлял около 0,01 %. Другим словами, если пересчитать этот показатель в удельную нагрузку на одного жителя, то окажется: каждый житель Беларуси несет ее в размере 18,6 тыс. росс. руб., в то время как житель России – в размере 2,5 тыс. руб., или в 7,3 раза меньше. Расчет показывает, что при формировании бюджета Союза на 2007 г. удельная нагрузка на белорусского жителя увеличилась практически на 10%, а отношение удельных нагрузок возрастет до 8,8 раза. Конечно с течением времени этот вопрос будет урегулирован сторонами.

     Вместе  с тем практическая реализация идеи создания бюджета Союза, безусловно, имеет ряд положительных моментов.

     Во-первых, в политическом ракурсе бюджет Союза является принципиально новой формой межгосударственных экономический отношений – наглядным примером для стран СНГ в части организации и углубления экономического сотрудничества. Следует подчеркнуть, что, как и Союз Беларуси и России является открытым для вступления в него новых членов, так и бюджет Союза может быть скорректирован на новых членов Союза.

     Во-вторых, в экономическом плане бюджет Союза представляет собой реальный инструмент разработки и реализации совместной научно-технической и промышленной политики. Доказательством этому может служить утвержденная 16 октября 2008 года совместная программа “Развитие производства телеаппаратуры на предприятиях республики Беларусь и Российской Федерации”. Цель этой программы не только в том, чтобы удовлетворить потребности жителей в аппаратуре самого высоко качества по доступным ценам, но и в том, чтобы помочь отечественным товаропроизводителям занять достойное место на мировых рынках.

     В-третьих, в финансовом ракурсе бюджет Союза позволяет оптимизировать (в смысле использования совместных результатов), финансовые вложения государств-участников Союза в разработку и организацию производства изделий новой техники и оборудования, обеспечение экономической и военной безопасности. Примером тому может служить совместная программа по обустройству государственной границы и созданию таможенной инфраструктуры Союза. Очевидно, что отказ от строительства только одного таможенного терминала на границе Беларусь и России и организация совместной работы на границе в г. Бресте экономит для государств-участников Союза немало валюты. Возвращаясь к программе развития производства телеаппаратуры. Следует подчеркнуть, что восстановление этой отрасли промышленности отдельно в Беларуси и России потребует сотни миллионов долларов США, и решение такой задачи в одиночку – чрезвычайно сложно.

     Если  позитивные аспекты бюджета носят  глобальный характер, то недостатки можно  рассматривать на уровне реализации механизмов и инструментов наполнения и исполнения бюджета. Анализ позволяет на данном этапе развития выявить и ряд упущений, определяемых как “болезнь роста”, к которой можно отнести следующие:

  • существующий порядок реализует чисто перераспределительный механизм формирования и исполнения бюджета Союза. Его доходная часть формируется только за счет отчислений из национальных бюджетов Беларуси и России. Расходование средств или исполнение бюджета осуществляется в соответствии с согласованными с министерствами финансов графиками. Такой подход фактически эквивалентен перераспределению бюджетных назначений национальных бюджетов через дополнительный счет – счет Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России. Однако сам факт существования такого счета нельзя недооценивать, поскольку это является прецедентом в отношениях государств СНГ – добровольным шагом государств к централизации средств национальных бюджетов и отнесении их к расходам совместного ведения.
  • при исполнении бюджета Союза отсутствует дифференцированный подход к бюджетным назначениям, имеющим “классический бюджетный” и коммерческий характер деятельности. Это приводит к тому, что условия финансирования совместных программ, проектов, мероприятий идентичны и в настоящее время носят исключительный характер.
  • наполнение бюджета Союза жестко завязано на перечисления из национальных бюджетов, что делает его исполнение зависимым от экономической конъюнктуры государств-участников Союза.
  • не разработаны механизм и финансовые инструменты воспроизводства бюджетных средств по совместным программам коммерческого характера. Как следствие этого, нет механизма пополнения доходной части бюджета за счет доходов от реализации коммерческих программ.
  • не решен вопрос налогообложения бюджетных средств Союза. В связи с чем только за счет уплаты подоходного налога из заработной платы сотрудников аппарата органов Союза в бюджет России перечисляется около двух процентов от общего объема бюджета Союза [8].

     На  основе имеющихся практических наработок, созданной законодательной базы, обобщения зарубежного опыта и возможности его адаптации к условиям создания Союзного государства можно определить основные направления повышения его эффективности:

     1. Использование при формировании доходной части бюджета Союзного государства дополнительных (независимых) источников.

     В перспективе это позволит сократить  долю отчислений из государственных  бюджетов государств-участников в общем  объеме средств бюджета Союзного государства. Практический интерес  имеет опыт формирования системы  собственных ресурсов Европейского Союза. Принципы функционирования данной системы весьма актуальны и для Союза Беларуси и России: принцип совместной финансовой ответственности, означающий, что все государства-участники ЕС обязаны участвовать в формировании доходов бюджета, и принцип финансовой солидарности, который означает, что взносы государств-членов ЕС должны быть соразмерны финансовым возможностям каждого государства.

     2. Применение дифференцированного подхода к финансированию совместных программ, проектов и мероприятий.

     Реализовать данное направление на практике предлагается следующим образом. Если исполнителями  совместных программ, проектов и мероприятий  являются органы исполнительной власти обоих государств, находящиеся на бюджетном обеспечении и решающие задачи в социальных, экологических и гуманитарных областях, а также программ, связанных с производством военно-технической продукции, созданием инфраструктуры Союза Беларуси и России, то такие совместные программы, проекты и мероприятия финансируются за счет средств бюджета Союза на безвозвратной основе. Межгосударственные программы (подпрограммы, проекты и мероприятия), направленные на решение проблем в промышленной сфере (машиностроение, металлургия, химическая промышленность и др.), основными исполнителями которых являются негосударственные организации (международные финансово-промышленные группы, акционерные общества), финансируются в первую очередь за счет собственных или заемных средств. Участие бюджетных ресурсов Союза на безвозвратной основе не исключается, но также предусматривается, что бюджетные средства будут вкладываться в ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность данных юридических лип, в том числе использоваться в качестве бюджетных ссуд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (на всей территории).

     3. Определение приоритетных направлений финансирования при реализации за счет средств бюджета Союза Беларуси и России совместных программ, проектов и мероприятий.

Основной  целью данного предложения являются максимальная мобилизация и концентрация финансовых ресурсов по освоенным направлениям. Приоритет следует отдавать совместным программам, проектам и мероприятиям, реализация которых осуществляется на протяжении определенного периода времени и (или) близка к завершению [11].

     В дальнейшем перспективное экономическое  развитие Союзного государства будет  осуществляться в рамках Программы  экономического сотрудничества между  Республикой Беларусь и Российской Федерацией, реализация мероприятий  которой предусматривается до 2008 года включительно. Программа отвечает главной цели экономического сотрудничества стран, а именно – достижение глубокой и всесторонней интеграции государств, объединению производственного, ресурсного и научно-технического потенциала для обеспечения дальнейшего устойчивого экономического развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение1 

      Таблица 1-Объем внешней торговли Республики Беларусь    
     

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Объем внешней торговли Республики Беларусь 10367  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
15972 15737 17113 21504 30265 32687 42085 52968 71952 49873
экспорт 4803  
 
 
 
 
 
 
 
 
7326 7451 8021 9946 13774 15979 19734 24275 32571 21304
импорт 5564 8646 8286 9092 11558 16491 16708 22351 28693 39381 28569
сальдо -761 -1320 -835 -1071 -1612 -2717 -729 -2617 -4418 -6810 -7265
со  странами СНГ 6704 10469 10291 10679 13484 19201 18202 23121 30237 40317 27540
экспорт 3027 4399 4494 4384 5435 7318 7060 8609 11221 14360 9316
импорт 3677 6070 5797 6295 8049 11883 11142 14512 19016 25957 18224
сальдо -650  -1671 -1303 -1911 -2614 -4565 -4082 -5903 -7795 -11597 -8908
из  них с Россией 5150 9315 9401 9899 12482 17704 15834 19944 26084 34059 23444
экспорт 2185 3710 3963 3977 4880 6485 5716 6845 8879 10552 6718
импорт 2965 5605 5438 5922 7602 11219 10118 13099 17205 23507 16726
сальдо -780 -1895 -1475 -1945 -2722 -4734 -4402 -6254 -8326 -2955 -0008
со  странами вне СНГ 3663 5503 5446 6434 8020 11064 14485 18964 22731 31635 22333
экспорт 1776 2927 2957 3637 4511 6456 8919 11125 13054 18211 11988
импорт 1887 2576 2489 2797 3509 4608  5566 7839 9677 13424 10345
сальдо -111 351 468 840 1002 1848 3353 3286 3377 4787 1643

Информация о работе Межгосударственные финансово-экономические отношения РБ и РФ