Межгосударственные финансово-экономические отношения РБ и РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что российско-белорусские отношения играют значительную роль в интеграционных связях в рамках как СНГ, так и мирового сообщества в целом, а бюджет Союза Беларуси и России фактически является формой увязки социально-экономических интересов двух государств, базирующихся на реальных финансовых ресурсах, и играет роль организационно-финансового инструмента.

Работа содержит 1 файл

Мой курсач новый.doc

— 614.50 Кб (Скачать)

1.2 Экономические предпосылки формирования Союза России и Беларуси 

     Проблемы  в белорусской экономике, начавшиеся до образования союза, продолжались и принимали драматические формы. Глубокая экономическая депрессия, отбросившая страну на 116 место по уровню платежеспособности — дальше Казахстана, Украины и Узбекистана, — имели  объективные и субъективные причины. Объективные заключались, прежде всего, в полной зависимости от иностранных (т.е. российских) поставок энергии, цены на которые Москва (с некоторыми послаблениями для Минска) подняла до мирового уровня, и которые Беларусь была не в состоянии оплачивать. 

 

Рисунок 1.1 Основные экономические показатели Беларуси (в % от 1990 г.) 

Источник: собственная разработка на основе таблицы 1.1 

     Кроме того, Беларусь имела специализацию «советского сборочного цеха» и в высшей степени была включена в систему разделения труда между республиками СССР. Как следствие, после установления таможенных границ между странами СНГ белорусский экспорт в Россию резко сократился с более чем 80% в 1991 г. до 53% в 1996 г., и заключенный позднее таможенный союз с Россией скорее способствовал экспорту из России в Белоруссию, чем наоборот. Таким образом, Белоруссия до конца 1996 г. имела дефицит внешнеторгового баланса в 1.4 млрд. $, из них только в торговле с Россией — 624 млн. $. В то же время из-за низкой конкурентоспособности белорусской продукции возможна была лишь ограниченная переориентировка на западные рынки.

     В результате этих, а также иных неблагоприятных факторов можно проследить непрерывное ухудшение экономических показателей Белоруссии до создания союза(см. рисунок 1.1 и рисунок 1.2). 
 

 

Рисунок 1.2 Отражение уменьшения экономических показателей Беларуси в период с 1991 до 1996 (в % от 1990)  

Источник: собственная разработка на основе таблицы 1.1 

    Из таблицы 1.1 видно, что  наблюдается тенденция снижения объём ВВП  с 1991 года до 1996 года, а с 1997 года наблюдается его стабильное увеличение до 2002 года. Продукция промышленности, производство потребительских товаров, а также происходит снижение этих показателей с 1991 года до 1996 года, и стабильное увеличение да 2002 года. Розничный товарооборот поначалу снижался, однако в конце рассматриваемого периода на 48%  превысил значение этого показателя в 1990 году.  Наблюдается одна общая тенденция снижения экономических показателей в первой половине 90-х годов и стабильное их увеличение во второй половине 90-х. 
 

Таблица 1.1- Основные экономические показатели Беларуси ( в % от 1990 г.)

Показатели 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
ВВП 99 89 83 73 65 67 75 81 84 89 93 97
Продукция промышленности 99 90 81 70 61 64 75 85 93 101 107 111
Производство  потребительских товаров 101 96 91 79 60 65 80 97 106 110 118 123
Продукция сельского хозяйства 95 87 90 77 74 75 72 71 65 71 73 73
Розничный товарооборот 92 72 62 56 43 56 66 84 93 103 133 148
Инвестиции 104 74 63 57 39 37 45 56 51 52 50 54

Источник: собственная разработка на основе[1,2,3] 
 

    Из таблицы 1.2 видно, что в России была тоже сложная ситуация:  в 1996 году экономические показатели также не достигли уровня 1990 года. Уровня 1990 года достигли ВВП, Объём промышленной продукции, продукция сельского хозяйства в 1997 году, а инвестиции в основной капитал в 1997 году так и не достигли уровня 1990 года.

      

Рисунок 1.1 Основные экономические показатели Российской Федерации (в % от 1990 г.)

Источник: собственная разработка на основе таблицы 1.2 

    Интеграционную  политику России невозможно объяснить чисто экономическими причинами. Для России интеграция имеет, прежде всего «геополитическое» значение.

Таблица 1.2 -Экономические показатели России в 1994-1997 гг.

      Показатель 1994 1995 1996 1997
        ВВП        
      трлн. рублей 611 1540 2146 2479
      % к соотв. периоду 1990 года 87 96 96,6 100,9
        Объем промышленной продукции        
      трлн. Рублей 384 1108 1443 1601
      % к соотв. периоду 1990 года 79,1 96,7 96 102
        Продукция сельского хозяйства        
      % к соотв. периоду 1990 года 88 92 95 101,5
        Инвестиции в основной капитал        
      трлн. Рублей 108,8 267 376 408,8
      % к соотв. периоду 1990 года 76 90 82 95

     Источник: [20] 

       Союз с Белоруссией обеспечивает России прямой доступ к Калининградскому анклаву, сохраняет открытыми ворота в Европу, экономит значительные средства, необходимые для создания системы военно-стратегического сдерживания на западной границе России, поскольку объекты ПВО на территории Белоруссии обеспечивают безопасность всего пространства Союза РФ с РБ.

       Пророссийская позиция Белоруссии также «разрывает» Балто-Черноморский коридор, который в противном случае может отгородить Россию от основных магистралей транспортировки нефти через Латвию и Литву в Балтийское море и через Украину - в Черное. В случае реализации этого проекта западные постсоветские республики не только избавятся от российской энергозависимости, но могут создать Москве реальную конкуренцию в вопросах реэкспорта каспийской нефти в Европу. После же строительства на территории Белоруссии газопровода «Ямал-Западная Европа» Балто-Черноморский коридор распадется на два самостоятельных направления - южное и северное. [4]

    Исходя  из приведенных данных, можно говорить о том, что объединение двух государств могло способствовать восстановлению баланса экономики Белоруссии. Несомненно, Россия тоже получала преимущества в виде расширения своей территории, что всегда выступает положительным явлением в государстве, а также огромного притока рабочей силы за счет населения Белоруссии. Понимая значимость экономических реформ для создания благополучного будущего своих народов, Россия и Белоруссия посчитали целесообразным и необходимым восстановление утраченных межгосударственных хозяйственных связей на новой - рыночной - основе, чтобы совместно в рамках Союзного государства обеспечить защищенность своих граждан в экономической сфере. [5]

    Под экономической безопасностью Союзного государства понимается состояние  защищенности жизненно важных интересов  российско-белорусского интеграционного  союза от внутренних и внешних  угроз, которое обеспечивается национальными и союзными институтами власти путем налаживания более эффективного функционирования и развития народнохозяйственных комплексов в рамках единого экономического пространства.

    Состояние экономики с точки зрения ее жизнеспособности характеризуется комплексом показателей, важнейшими из которых являются: оценка ресурсного потенциала и возможности его эффективного использования; соответствие капитала и труда требуемому уровню; конкурентоспособность экономики; целостность территории и экономического пространства; способность противостояния внешним и внутренним угрозам для обеспечения социальной стабильности.

    При построении Союзного государства обеспечение  экономической безопасности становится важным направлением экономической  политики. В ней фокусируется вся сложность процессов, которые происходят в союзных странах в ходе внутренних реформ и экономической трансформации на переходе от одной общественно-политической системы к другой. Она, по существу, становится непременным условием устойчивого развития, чтобы обеспечить защищенность гражданина и общества в Союзном государстве.

    Необходимость создания такого государства заключается  в том, что от союзных стран  на современном этапе требуется  объединение их потенциалов для  решения поставленных экономических  задач. Отвлечение сил и средств на нейтрализацию существующих угроз затрудняет достижение стратегической цели и при определенных условиях может сделать достижение цели невозможным. Укрепление экономической безопасности Союзного государства подчиняется задаче создания таких внутренних и внешних условий, при которых обеспечивалось бы благополучие и устойчивое поступательное развитие личности, общества и экономики как в России, так и в Белоруссии. [6]

    Основные  цели создания Союзного государства являются:

  1. обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;
  2. создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
  3. неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  4. проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
  5. формирование единой правовой системы демократического государства;
  6. проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  7. обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
  8. укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.
 

Информация о работе Межгосударственные финансово-экономические отношения РБ и РФ