Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:47, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что российско-белорусские отношения играют значительную роль в интеграционных связях в рамках как СНГ, так и мирового сообщества в целом, а бюджет Союза Беларуси и России фактически является формой увязки социально-экономических интересов двух государств, базирующихся на реальных финансовых ресурсах, и играет роль организационно-финансового инструмента.
1.2
Экономические предпосылки
формирования Союза
России и Беларуси
Проблемы
в белорусской экономике, начавшиеся
до образования союза, продолжались
и принимали драматические
Рисунок
1.1 Основные экономические показатели
Беларуси (в % от 1990 г.)
Источник:
собственная разработка на основе таблицы
1.1
Кроме того, Беларусь имела специализацию «советского сборочного цеха» и в высшей степени была включена в систему разделения труда между республиками СССР. Как следствие, после установления таможенных границ между странами СНГ белорусский экспорт в Россию резко сократился с более чем 80% в 1991 г. до 53% в 1996 г., и заключенный позднее таможенный союз с Россией скорее способствовал экспорту из России в Белоруссию, чем наоборот. Таким образом, Белоруссия до конца 1996 г. имела дефицит внешнеторгового баланса в 1.4 млрд. $, из них только в торговле с Россией — 624 млн. $. В то же время из-за низкой конкурентоспособности белорусской продукции возможна была лишь ограниченная переориентировка на западные рынки.
В
результате этих, а также иных неблагоприятных
факторов можно проследить непрерывное
ухудшение экономических показателей
Белоруссии до создания союза(см. рисунок
1.1 и рисунок 1.2).
Рисунок
1.2 Отражение уменьшения экономических
показателей Беларуси в период с 1991 до
1996 (в % от 1990)
Источник:
собственная разработка на основе таблицы
1.1
Из
таблицы 1.1 видно, что наблюдается тенденция
снижения объём ВВП с 1991 года до 1996
года, а с 1997 года наблюдается его стабильное
увеличение до 2002 года. Продукция промышленности,
производство потребительских товаров,
а также происходит снижение этих показателей
с 1991 года до 1996 года, и стабильное увеличение
да 2002 года. Розничный товарооборот поначалу
снижался, однако в конце рассматриваемого
периода на 48% превысил значение этого
показателя в 1990 году. Наблюдается
одна общая тенденция снижения экономических
показателей в первой половине 90-х годов
и стабильное их увеличение во второй
половине 90-х.
Таблица 1.1- Основные экономические показатели Беларуси ( в % от 1990 г.)
Показатели | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
ВВП | 99 | 89 | 83 | 73 | 65 | 67 | 75 | 81 | 84 | 89 | 93 | 97 |
Продукция промышленности | 99 | 90 | 81 | 70 | 61 | 64 | 75 | 85 | 93 | 101 | 107 | 111 |
Производство потребительских товаров | 101 | 96 | 91 | 79 | 60 | 65 | 80 | 97 | 106 | 110 | 118 | 123 |
Продукция сельского хозяйства | 95 | 87 | 90 | 77 | 74 | 75 | 72 | 71 | 65 | 71 | 73 | 73 |
Розничный товарооборот | 92 | 72 | 62 | 56 | 43 | 56 | 66 | 84 | 93 | 103 | 133 | 148 |
Инвестиции | 104 | 74 | 63 | 57 | 39 | 37 | 45 | 56 | 51 | 52 | 50 | 54 |
Источник:
собственная разработка на основе[1,2,3]
Из таблицы 1.2 видно, что в России была тоже сложная ситуация: в 1996 году экономические показатели также не достигли уровня 1990 года. Уровня 1990 года достигли ВВП, Объём промышленной продукции, продукция сельского хозяйства в 1997 году, а инвестиции в основной капитал в 1997 году так и не достигли уровня 1990 года.
Рисунок 1.1 Основные экономические показатели Российской Федерации (в % от 1990 г.)
Источник:
собственная разработка на основе таблицы
1.2
Интеграционную политику России невозможно объяснить чисто экономическими причинами. Для России интеграция имеет, прежде всего «геополитическое» значение.
Таблица 1.2 -Экономические показатели России в 1994-1997 гг.
Показатель | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 |
ВВП | ||||
трлн. рублей | 611 | 1540 | 2146 | 2479 |
% к соотв. периоду 1990 года | 87 | 96 | 96,6 | 100,9 |
Объем промышленной продукции | ||||
трлн. Рублей | 384 | 1108 | 1443 | 1601 |
% к соотв. периоду 1990 года | 79,1 | 96,7 | 96 | 102 |
Продукция сельского хозяйства | ||||
% к соотв. периоду 1990 года | 88 | 92 | 95 | 101,5 |
Инвестиции в основной капитал | ||||
трлн. Рублей | 108,8 | 267 | 376 | 408,8 |
% к соотв. периоду 1990 года | 76 | 90 | 82 | 95 |
Источник:
[20]
Союз с Белоруссией обеспечивает России прямой доступ к Калининградскому анклаву, сохраняет открытыми ворота в Европу, экономит значительные средства, необходимые для создания системы военно-стратегического сдерживания на западной границе России, поскольку объекты ПВО на территории Белоруссии обеспечивают безопасность всего пространства Союза РФ с РБ.
Пророссийская позиция Белоруссии также «разрывает» Балто-Черноморский коридор, который в противном случае может отгородить Россию от основных магистралей транспортировки нефти через Латвию и Литву в Балтийское море и через Украину - в Черное. В случае реализации этого проекта западные постсоветские республики не только избавятся от российской энергозависимости, но могут создать Москве реальную конкуренцию в вопросах реэкспорта каспийской нефти в Европу. После же строительства на территории Белоруссии газопровода «Ямал-Западная Европа» Балто-Черноморский коридор распадется на два самостоятельных направления - южное и северное. [4]
Исходя из приведенных данных, можно говорить о том, что объединение двух государств могло способствовать восстановлению баланса экономики Белоруссии. Несомненно, Россия тоже получала преимущества в виде расширения своей территории, что всегда выступает положительным явлением в государстве, а также огромного притока рабочей силы за счет населения Белоруссии. Понимая значимость экономических реформ для создания благополучного будущего своих народов, Россия и Белоруссия посчитали целесообразным и необходимым восстановление утраченных межгосударственных хозяйственных связей на новой - рыночной - основе, чтобы совместно в рамках Союзного государства обеспечить защищенность своих граждан в экономической сфере. [5]
Под
экономической безопасностью
Состояние экономики с точки зрения ее жизнеспособности характеризуется комплексом показателей, важнейшими из которых являются: оценка ресурсного потенциала и возможности его эффективного использования; соответствие капитала и труда требуемому уровню; конкурентоспособность экономики; целостность территории и экономического пространства; способность противостояния внешним и внутренним угрозам для обеспечения социальной стабильности.
При построении Союзного государства обеспечение экономической безопасности становится важным направлением экономической политики. В ней фокусируется вся сложность процессов, которые происходят в союзных странах в ходе внутренних реформ и экономической трансформации на переходе от одной общественно-политической системы к другой. Она, по существу, становится непременным условием устойчивого развития, чтобы обеспечить защищенность гражданина и общества в Союзном государстве.
Необходимость создания такого государства заключается в том, что от союзных стран на современном этапе требуется объединение их потенциалов для решения поставленных экономических задач. Отвлечение сил и средств на нейтрализацию существующих угроз затрудняет достижение стратегической цели и при определенных условиях может сделать достижение цели невозможным. Укрепление экономической безопасности Союзного государства подчиняется задаче создания таких внутренних и внешних условий, при которых обеспечивалось бы благополучие и устойчивое поступательное развитие личности, общества и экономики как в России, так и в Белоруссии. [6]
Основные цели создания Союзного государства являются:
Информация о работе Межгосударственные финансово-экономические отношения РБ и РФ