Межгосударственные финансово-экономические отношения РБ и РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что российско-белорусские отношения играют значительную роль в интеграционных связях в рамках как СНГ, так и мирового сообщества в целом, а бюджет Союза Беларуси и России фактически является формой увязки социально-экономических интересов двух государств, базирующихся на реальных финансовых ресурсах, и играет роль организационно-финансового инструмента.

Работа содержит 1 файл

Мой курсач новый.doc

— 614.50 Кб (Скачать)
  • оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и    правовыми    актами,  регулирующими  размер  заработной   платы соответствующих категорий работников;
  • перечисление  страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • командировочные  и  иные  компенсационные выплаты работникам в соответствии  с законодательством Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • оплату  товаров,  работ  и услуг по заключенным государственным контрактам;
  • оплату  товаров,  работ  и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных контрактов.

         Расходование  бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

    Бюджетный  кредит  может быть предоставлен юридическому лицу - резиденту  Российской  Федерации  и  (или)  Республики  Беларусь   в соответствии  с  "Положением  о  порядке  предоставления  средств на возвратной и  возмездной  основе  юридическим  лицам  государств   - участников Союзного государства", утвержденным Постановлением Совета Министров Союзного государства от 8 октября 2001 года  №  27,  и  на основании   договора,  заключенного  в  соответствии  с  гражданским законодательством  Российской  Федерации  или  Республики   Беларусь только  при  условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

         Бюджетный  кредит  предоставляется   на  условиях возмездности и возвратности.

      Способами  обеспечения  исполнения  обязательств  по   возврату бюджетного    кредита    могут  быть  только  банковские   гарантии, поручительства,  залог  имущества,  в  том  числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита.  Обеспечение  исполнения  обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

      Оценка  имущества,  предоставленного  в  обеспечение  получения бюджетного    кредита,    осуществляется    в    соответствии      с законодательством Российской Федерации или Республики Беларусь.

    Обязательным    условием   предоставления  бюджетного   кредита является проведение  предварительной проверки (анализа) финансового состояния  получателя бюджетного кредита финансовым органом Союзного государства  или  до его образования - Постоянным Комитетом Союзного государства.

    Указанный  орган  имеет право на проверку финансового состояния получателя  бюджетного  кредита  в  любое  время  действия  кредита.

    Указанные  органы  проводят  также  проверку  целевого использования бюджетного кредита.

    При утверждении бюджета на очередной  финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, лимиты их предоставления  на  срок  в  пределах  года  и на срок, выходящий за пределы    бюджетного   года,  а  также  ограничения  по   субъектам использования бюджетных кредитов.

    При  неспособности  заемщика обеспечить исполнение обязательств по  бюджетному  кредиту способами, предусмотренными в третьем абзаце настоящей статьи, бюджетный кредит не предоставляется.

         К    отчету    об   исполнении  бюджета  прилагается   отчет   о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.

         Возврат  предоставленных юридическим  лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.

         Бюджетный кредит может быть  предоставлен только тем юридическим лицам,   которые  не  имеют  просроченной  задолженности  по   ранее предоставленным  бюджетным  средствам  на  возвратной  и  возмездной основе.

         Нарушение   установленного  порядка   предоставления   бюджетных кредитов,  а  также принятие в обеспечение залога низкой ликвидности являются  нарушением настоящего Порядка и основанием для привлечения к  ответственности  должностных  лиц,  допустивших  выдачу бюджетных кредитов  с  нарушением  установленного  порядка,   предусмотренного национальными  законодательствами государств-участников за нарушение бюджетного законодательства государств-участников.

    Расходы      на    финансирование    бюджетных       инвестиций предусматриваются  в  бюджете  при условии включения их в программу, подпрограмму   или  проект  Союзного  государства,  утвержденные   в установленном порядке.

    Средства  Резервного  фонда Союзного государства  расходуются на финансирование непредвиденных расходов. Порядок  формирования  и  расходования средств Резервного фонда Союзного  государства  устанавливается  Советом  Министров  Союзного государства.

    Таким образом, в экономическом аспекте  бюджет представляет собой реальный экономический инструмент разработки и реализации совместной научно-технической и промышленной политики государств-участников Союза, а также позволяет решить задачу оптимизации по заданным критериям финансовых вложений на разработку и реализацию экономических межгосударственных программ.[14] 
 
 
 

    3 Пути развития межгосударственных отношений

    3.1 Текущее состояние  бюджета Союзного  государства Республики  Беларусь и Российской Федерации 

    Первый  бюджет Союзного государства на 2000 был сформирован в соответствии с Договором о создании Союзного государства за счет отчислений государств-участниц ( Россия-65%, Беларусь-35%) в объёме 1692,6 млн. российских рублей. За прошедши 11 лет он увеличился в 2,9 раза и в 2011 году составил 4872,0 млн. российских рублей.

    Всего за 2000-2011 года в бюджете Союзного государства было аккумулировано и  направлено на решение общих проблем России и Беларуси свыше 34 млрд. российских рублей. Это позволило почти полностью или частично профинансировать свыше 60 совместных программ. Среди них такие важные для союзного строительства программы как Программа первоочередного таможенного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь, Программа по созданию и организации серийного производства оборудования для выпуска специальных химических волокон на 2002 – 2007 годы, программы « Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года», « Современные технологии и оборудование для производства новых полимерных и композиционных материалов, волокон и нитей на 2008-2011 годы», « Разработка нанотехнологий создания материалов, устройств и систем космической техники и их адаптации к другим отраслям техники и массовому производству», « Развитие и внедрение в государствах-участниках Союзного государства наукоёмких компьютерных технологий на базе мультипроцессорных вычислительных систем» и другие.[15,16]

     В соответствии с Постановлением Парламентского собрания от 17 октября 2008года  «О бюджете союзного государства на 2009 год», союзный бюджет на 2009 год по расходам утвержден в сумме 4872000 тыс. российских рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме тыс. 4872000 рублей.

     В соответствии с Постановлением Парламентского собрания  «О бюджете союзного государства на 2010 год», союзный бюджет на 2010 год по расходам утвержден в сумме 4872000 тыс. российских рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме тыс. 4872000 рублей.

     Перед проведением анализа необходимо привести количественные данные в сопоставимый вид с помощью индекса потребительских цен.

     По  статистической информации, представленной Министерством статистики и анализа Российской Федерации, индекс потребительских цен за 2010 год по сравнению с 2009 годом составил108,8%.

     Умножив все показатели доходной и расходной  части союзного бюджета за 2009 год на 108,8 %, получают показатели 2009 года в сопоставимых ценах к 2010 году.

     Для анализа динамики состава расходов и доходов союзного бюджета бюджета, определяется абсолютный прирост, как разница между расходами 2010 года и расходами 2009 года в сопоставимых ценах к 2010 году. Темп роста расходов рассчитывается как отношение расходов 2010 года к расходам 2009 года, умноженное на 100.

     Таблица 3.1-Доходы бюджета союзного государства  за 2009, 2010 года, тыс. российских рублей

Наименование 2009 2009 в сопоставительных Удельный  вес, % 2010 Удельный  вес, %
  групп, подгрупп, статей
  и подстатей доходов
Безвозмездные перечисления 4872000,0 5300736,0 100,0 4872000,0 100,0
Отчисления  из национальных бюджетов государств-участников Союзного государства 4872000,0 5300736,0 100,0 4872000,0 100,0
Отчисления  Российской Федерации 3167000,0 3445696,0 65,0 3167000,0 65,0
Отчисления  Республики Беларусь 1705000,0 1855040,0 35,0 1705000,0 35,0
Всего 4872000,0 5300736,0 100,0 4872000,0 100,0
 

    Источник: собственная разработка на основе [15,16] 

     Доходы  бюджета союзного государства представлены в таблице 3.1, из которой видно, что отчисления от Российской Федерации составляют 65%, а от Республики Беларусь 35% и в 2009 и 2010 году.

     Результаты  анализа динамики состава расходной  части республиканского бюджета  отражены в приложении 2. 
 

    Рисунок 3.1 Абсолютный прирост расходов 2010 года к 2009 году тыс. российских рублей

    Источник: собственная разработка на основе таблицы 3.1

     Для наглядности представлен график абсолютного прироста основных направлений расходов союзного бюджета за 2009 – 2010 гг. в виде диаграммы на рисунке 3.1.В 2009 году не выделялись денежные средства на такие статьи расходов как международная деятельность и фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.  В 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличились расходы на правоохранительную деятельность на 103254,1 тыс. российских рублей и  социальные расходы на 1342,8 тыс. российских рублей.. А значение прочих расходы  уменьшилась на 86%, а  в денежном выражении на 378657,7 тыс. российских рублей, также все остальные расходы уменьшились по сравнению с предыдущим годом. 

    

    Рисунок 3.2 Удельный вес каждого подраздела расходов в общем объёме расходов в 2009 и 2010 годах, %

    Источник: собственная разработка на основе таблицы 3.1

    Из  рисунка 3.2 видно, удельный вес каждого  подраздела расходов  в общем  объёме расходов существенно не изменился не в 2009, не в 2010 годах. Произошло значительное увеличение доли расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства на 4,2%. Также в 2010 году увеличился удельный вес расходов на охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия на 0,1%,  расходы на транспорт и связь- на 0,9%, расходы на культуру, искусство и кинематографию на 0,3% и увеличилась доля расходов на социальную политику на 0,1%. Значительно уменьшилась доля прочих расходов на 7,1%, снижение остальных подразделов произошло не в значительной степени: расходы на содержание органов союзного государства уменьшились на 0,5%, расходы на военно-техническое сотрудничество, промышленность, энергетика и строительство - на 0,1% , а расходы на предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий- на 2%(Приложение 3).

Информация о работе Межгосударственные финансово-экономические отношения РБ и РФ