Межгосударственные финансово-экономические отношения РБ и РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что российско-белорусские отношения играют значительную роль в интеграционных связях в рамках как СНГ, так и мирового сообщества в целом, а бюджет Союза Беларуси и России фактически является формой увязки социально-экономических интересов двух государств, базирующихся на реальных финансовых ресурсах, и играет роль организационно-финансового инструмента.

Работа содержит 1 файл

Мой курсач новый.doc

— 614.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

    1.3 Союз Республики Беларусь и Российской Федерации

    2 апреля 1996 года между Россией и Белоруссией был подписан договор об образовании Сообщества России и Белоруссии.

    При создании данного сообщества стороны основывались на исторически сложившейся общности судеб народов, на положениях Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 21 февраля 1995 года, опиралось на их волю к дальнейшему сближению, выраженную в итогах майского (1995 года) референдума в Республике Беларусь и в октябрьских (1995 года) решениях палат Федерального Собрания Российской Федерации.

    Стороны решили на добровольной основе образовать глубоко интегрированное политически и экономически сообщество России и Беларуси в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения жизни народов и духовного развития личности.

    Сообщество было основано на принципах суверенитета и равенства сторон, демократии и уважения прав человека, общепринятых принципов и норм международного права.

    Россия и Белоруссия решили, что стороны согласовывают свою внешнюю политику, общие позиции по основным международным вопросам, взаимодействуют в обеспечении безопасности, охране границ и борьбе с преступностью. В целях обеспечения надежной безопасности стороны разрабатывают общие принципы военного строительства, использования элементов военной инфраструктуры в соответствии с национальным законодательством.

    Для создания единого экономического пространства, эффективного функционирования общего рынка и свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы стороны до конца 1997 года должны были синхронизировать этапы, сроки и глубину проводимых экономических реформ, создать единую нормативно-правовую базу для устранения любых межгосударственных барьеров и ограничений, создания равных возможностей для свободной экономической деятельности.

    В этот период стороны образовали унифицированную систему антимонопольного законодательства, налогов, государственной поддержки производства, режима инвестиций, норм и правил охраны труда.

    До конца 1996 года стороны обеспечили проведение мер по формированию общей транспортной системы с едиными тарифами по перевозке грузов и пассажиров, а также объединенной энергосистемы, общего научно-технологического и информационного пространства.

    Стороны договорились, что начиная с 1997 года согласуют структурную политику дальнейшего развития своих экономик, имея в виду создание промышленного и аграрного хозяйственных комплексов, основанных на взаимодополняемости экономик, максимальном использовании преимуществ рационального разделения труда, специализации и кооперировании производства.

    С 1997 года стороны собирались осуществить переход к составлению совместных балансов производственных мощностей и согласованному их использованию.

    До конца 1997 года проводилась унификация денежно-кредитных и бюджетных систем сторон, создавались условия для введения общей валюты, которая так и не была введена.

    Стороны договорились, что они:

  • обеспечивают равные права граждан сторон при получении образования, трудоустройстве, оплате труда, предоставлении других социальных гарантий;
  • вводят единые стандарты социальной защиты;
  • обеспечивают равное право физических лиц на приобретение имущества в собственность, владение, пользование и распоряжение им на своих территориях;
  • выравнивают условия пенсионного обеспечения, уровни пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям;
  • унифицируют нормы в области охраны труда, социального страхования, производственной и социальной гигиены;
  • создают общую информационную базу по вопросам занятости населения и наличия трудовых вакансий.

    Высшим органом Сообщества стал Высший Совет, в который вошли главы государств и правительств, руководители парламентов Сторон, а также председатель Исполнительного Комитета.

    Высший Совет в пределах полномочий Сообщества:

  • рассматривает и решает важнейшие вопросы развития Сообщества, контролирует и направляет деятельность его органов по исполнению принятых решений;
  • определяет местонахождение органов Сообщества;
  • избирает Председателя на ротационной основе сроком на два года.

    Решения Высшего Совета принимаются на основе единогласия, при котором каждая из Сторон имеет один голос. Председатель Исполнительного Комитета имеет совещательный голос.

    Стороны учреждают Парламентское Собрание, формируемое из равного числа парламентариев от каждой из Сторон.

    Парламентское Собрание принимает модельные законодательные акты и вносит соответствующие предложения в органы, имеющие право законодательной инициативы, в парламенты Сторон и в Высший Совет - по вопросам развития правовой базы Сообщества.

    Решения Парламентского Собрания принимаются квалифицированным большинством голосов.

    Заседания Парламентского Собрания правомочны, если на них присутствует не менее двух третей депутатов от каждой из Сторон.

    Для организации практической работы по выполнению Договора Высший Совет создал Исполнительный Комитет в качестве постоянно действующего исполнительного органа, а также отраслевые органы управления.

    Председатель Исполнительного Комитета назначался Высшим Советом.

    В состав Исполнительного Комитета должно входить равное число представителей Сторон. Персональный состав представителей Сторон в Исполнительном Комитете утверждается Главой соответствующего государства.

    Исполнительный Комитет осуществляет следующее:

  • разрабатывает проекты и программы по реализации целей и задач Сообщества; предложения по финансированию мероприятий, осуществляемых Сообществом; предложения по созданию органов и организаций, обеспечивающих решение соответствующих задач Сообщества - и вносит их на утверждение Высшего Совета;
  • разрабатывает и утверждает мероприятия по выполнению решений Высшего Совета, утвержденных проектов и программ Сообщества, организует и контролирует их выполнение;
  • координирует деятельность других органов и организаций, привлекаемых каждой из Сторон для осуществления проектов и программ Сообщества;
  • заключает от своего имени соответствующие гражданско-правовые договоры;
  • в пределах выделенных в бюджет Сообщества средств осуществляет финансовое и иное обеспечение реализуемых проектов, программ и отдельных мероприятий;
  • ежегодно представляет Высшему Совету отчеты о ходе исполнения проектов и программ Сообщества.

    Функции Исполнительного Комитета, порядок его деятельности определяются Положением об этом Комитете, утверждаемым Высшим Советом.

    Исполнительный Комитет имеет аппарат, численность которого устанавливается Высшим Советом.

    К функциям создаваемых органов Сообщества относятся:

  • проведение общей экономической и социальной политики, разработка и реализация совместных программ;
  • формирование единой нормативно-правовой базы;
  • осуществление мероприятий, направленных на унификацию денежно-кредитных, налоговых и бюджетных систем;
  • разработка и осуществление мер, создающих условия для введения общей валюты;
  • формирование единой энергетической, транспортной систем и системы связи;
  • рациональное размещение новых и модернизация существующих производственных мощностей;
  • взаимодействие в решении вопросов занятости населения;
  • согласованное осуществление внешнеэкономических связей;
  • совместная организация таможенного дела;
  • формирование единых стандартов, эталонов, метрических систем, статистики;
  • всемерное содействие развитию общего научного, образовательного и культурного пространства;
  • взаимодействие в обеспечении охраны окружающей среды, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;
  • создание единой метеорологической службы;
  • взаимодействие в обеспечении безопасности и охране границ.

    Участвуя в Сообществе, каждая из Сторон сохраняло государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, свою Конституцию, Государственный флаг, Герб, Гимн и другие атрибуты государственной власти.

    Государства, образующие Сообщество, являются субъектами международного права и самостоятельно устанавливают дипломатические и консульские отношения, торговые и иные связи с иностранными государствами, заключают международные договоры. Стороны сохраняют свое членство в ООН и других международных организациях.

    Дальнейшее развитие Сообщества и его устройство должно было определяться референдумами, которые должны были пройти на территориях Сторон в соответствии с их национальным законодательством. Данных референдумов проведено не было.

    2 апреля 1997 года между Россией и Белоруссией был заключен договор о Союзе Беларуси и России. Стороны договорились, что Сообщество России и Белоруссии преобразуется в Союз с наделением его полномочиями согласно Уставу Союза.

    Каждое государство-участник Союза сохранило государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.

    Таким образом, датой создания союза России и Белоруссии можно считать 1996 год, когда между сторонами было подписан договор об образовании сообщества, хотя по официальным документам союз был создан в 1997 году.

    При создании союза стороны преследовали следующие цели:

  • укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в политической, экономической, социальной, военной, научной, культурной и других областях;
  • повышение уровня жизни народов и создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности;
  • устойчивое социально-экономическое развитие государств участников Союза на основе объединения их материального и интеллектуального потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования экономики;
  • сближение национальных правовых систем, формирование правовой системы Союза;
  • обеспечение безопасности и поддержание высокой обороноспособности, совместная борьба с преступностью;
  • содействие обеспечению общеевропейской безопасности и развитию взаимовыгодного сотрудничества в Европе и мире.

    При создании союза Российская Федерация и Республика Беларусь, исходили из духовной близости и общности исторической судьбы своих народов, опирались на их волю к дальнейшему единению, стремясь эффективно использовать материальный и интеллектуальный потенциалы России и Беларуси в интересах их социального и экономического прогресса, действовали в соответствии с основами конституционного строя Сторон и общепризнанными принципами и нормами международного права, основывались на Договоре об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года и развивали его положения в целях достижения действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни.[6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.Бюджет  Союзного государства  как инструмент  развития финансовых  отношений

  2.1 Финансовые отношения Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства 

Информация о работе Межгосударственные финансово-экономические отношения РБ и РФ