Межгосударственные финансово-экономические отношения РБ и РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что российско-белорусские отношения играют значительную роль в интеграционных связях в рамках как СНГ, так и мирового сообщества в целом, а бюджет Союза Беларуси и России фактически является формой увязки социально-экономических интересов двух государств, базирующихся на реальных финансовых ресурсах, и играет роль организационно-финансового инструмента.

Работа содержит 1 файл

Мой курсач новый.doc

— 614.50 Кб (Скачать)

    Перед тем как рассматривать финансовые отношения Республики Беларусь и Российской Федерации, рассмотрим понятие финансов и финансовых отношений.

Финансы- представляют собой организованную государством систему формирования, распределения, перераспределения и использования денежных фондов государства, граждан, организаций.

    Финансы - категория стоимостная. Ближе всего она находится к категории денег. Однако деньги и финансы - не одно и то же. Финансовые отношения – это экономические отношения в денежной форме, организованные государством для распределения и перераспределения части общественного продукта в виде ВВП и НД, в процессе которых осуществляется создание и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в интересах государства, субъектов хозяйствования и граждан.

    К ним относятся  отношения, характеризующиеся:

  • наличием 2-х субъектов, одно из которых государство;
  • особые полномочия хотя бы одного из них, государства;
  • наличие денег как материальной основы финансовых отношений;
  • фондовый характер;
  • государственно-принудительный характер.

    Важный  принцип развития финансовых отношений  – целевая направленность. Цели выбирают как предприятия и организации, так и государство. Целями финансовых отношений предприятий и организаций  являются: извлечение прибыли, повышение рентабельности производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

    Цели  государственных  финансов – привлечение доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений; перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития социальной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям.

    В общей совокупности финансовых отношений  могут быть выделены три крупные  сферы:

  • финансы предприятий, учреждений и организаций;
  • страхование;
  • государственные финансы.

    Внутри  каждой из названных сфер выделяются звенья. Группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

    Разные  звенья финансовой системы обслуживают  разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами. [7]

    Каждое  звено финансовой системы, подразделяется на подзвенья в соответствии с  внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий и т.д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.

    Основной  задачей финансовых отношений является концентрация финансовых ресурсов в  распоряжении государства и направление  их на финансирование социальных, управленческих, правоохранных, военных и производственных функций. Они формируются, главным образом, из налоговых, таможенных и прочих платежей, а также доходов, полученных от размещения государственных финансовых ресурсов и от реализации государственных ценных бумаг, от реализации государственного имущества или от сдачи его в аренду.

    Анализ  экономик Республики Беларусь и Российской Федерации говорит о том, что постепенно сближаются макроэкономические показатели, уменьшается разрыв между максимальными и минимальными значениями показателей двух стран по сравнению с другими государствами, входящими в ЕврАзЭС и СНГ. Так, рост валового внутреннего продукта составил в 2008 году по сравнению с 2007 годом в в Республике Беларусь 10%, а Российской Федерации—  5,6%. Для сравнения: в Украине рост ВВП составил 2,1%, Казахстане — 2,4%, Азербайджане — 10,8%.

    Промышленное  производство за 2008 год в в Республике Беларусь возросло на 10,8%, Российской Федерации —возросло на 2,1%. В то же время в Украине оно сократилось на 3,1%, в Казахстане увеличилось на 2,1%, Азербайджане — на 6%. Прирост объемов производства сельхозпродукции в 2008 году в Республике Беларусь составил 8,9%, в Российской Федерации—  10,8%. В Казахстане он уменьшился на 5,6%, в Азербайджане увеличился на 6,1%, в Украине — на 17,5%. 
Ежегодно разрабатываются и одобряются Советом министров Союзного государства годовые и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития Союзного государства, годовые и долгосрочные прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции, балансы топливно-энергетических ресурсов Союзного государства.

    Существенно возросли объёмы взаимной торговли (рисунок 2.1). За период с 1995-го по 2009 год они увеличились 4,5 раз и по итогам 2009 года превысили сумму эквивалентную 23 млрд. долларов США. Однако, рост объёма товарооборота в 2008 году наблюдался куда более значительный, он увеличился по сравнению с 1995 годом более чем в 7 раз и превышал 34 млрд. долларов США (приложение 1). Россия занимает первое место в во внешнеторговом обороте Республики Беларусь, а Республика Беларусь -шестое место во внешнеторговом обороте Российской Федерации. Из стран — членов ЕврАзЭС Белоруссия занимает первое место по объёму товарооборота с Россией.

    При этом в структуре торговли преобладает продукция с высокой степенью переработки, машины и механизмы, продукты питания. Это существенным образом отличает российско-белорусскую взаимную торговлю от торговли с другими странами — членами организаций ЕврАзЭС и СНГ. Из российских регионов в Белоруссию поставляется продукция металлургии, химической и нефтехимической промышленности, из Белоруссии — сельхозтехника, транспортные средства, машиностроительное оборудование и продукты питания.

Рисунок 2.1 Объем внешнего товарооборота  Республики Беларусь и Российской Федерации (млрд. долларов)

Источник: собственная разработка на основе Приложения 1 

    Важнейшую роль в строительстве Союзного государства  играет региональное сотрудничество. В 2010 на региональном уровне заключено и действует более 200 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве.

    Получила  дальнейшее развитие промышленная кооперация. Только в этой сфере реализуется  более 20 совместных и кооперационных проектов. Создаются совместные предприятия в Московской области по выпуску специальной техники на базе МАЗа, в Ярославской — по совместному производству двигателей ЕВРО-3, в Алтайском крае и Санкт-Петербурге — сборочные производства белорусских троллейбусов.

    Активная  политика интеграции, проводимая руководством Союзного государства, инициирует расширение эффективных региональных связей. Как следствие создаются новые рабочие места.

    Иллюстрацией  эффективности интеграционного  развития Союзного государства может  служить его бюджет. Впервые бюджет Союза Беларуси и России был сформирован в 1998 году в объёме 585 млн. российских рублей. За прошедшие 11 лет он увеличился более чем в 8 раз. Бюджет на 2009 год определён в сумме 4882млн. рублей, т.е. почти 5 млрд. российских рублей. Для сравнения: в прошлом году он замыкался суммой немногим превышающей 4 млрд. рублей. 
В 2009 году на промышленность, энергетику, строительство, транспорт, связь, информатику направлено 29
% бюджетных расходов Союзного государства, военно-техническое сотрудничество, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности — 35%, социальную политику, здравоохранение и физическую культуру, экологию, ликвидацию чрезвычайных ситуаций, образование, культуру, СМИ — 18%. 
 
 
 

  2.2 Экономическое содержание и сущность бюджета Союза Республики Беларусь и Российской Федерации 

      Разрабатывается и реализуется множество совместных межгосударственных программ, проектов и мероприятий в области социально-экономического, научно-технического и военного сотрудничества с участием заинтересованных организаций. В то же время этим процессам необходима мощная финансовая поддержка. Выполнять эти задачи призван бюджет Союза Беларуси и России.

    Отметим, что элементы процедуры формирования бюджета Союза играют роль тех  инструментов, с помощью которых  осуществляется настройка механизма  согласования межгосударственных интересов. При этом бюджет Союза несет в себе две функции: во-первых, он способствует формированию и распределению финансовых потоков, направляемых на решение задач, определенных Уставом Союза Беларуси и России; во-вторых, служит одним из индикаторов степени интеграции государств – участников Союза.

    Рассматривая  бюджетное устройство Союза Беларуси и России, можно выделить четыре этапа развития бюджета Союза:

    Первый (подготовительно) этап – июнь 1997 г. –  январь 1998 г. Этот этап характеризуется разработкой и нормативным оформлением идеи создания бюджета Союза в виде решения Исполнительного Комитета от 7 декабря 1997 года и Высшего Совета Союза Беларуси и России от 22 января 1998 года. Формирование бюджета осуществлялось как простое суммирование объемов денежных средств, необходимых для реализации утвержденных совместных программ, а также средств на содержание органов Союза.

    Второй (организационный) этап – январь 1998 г. –  май 1998 г. В этот период создавался механизм практического наполнения бюджета Союза и его исполнения. Шел процесс подготовки и согласования порядка исполнения бюджета Союза Беларуси и России на 1998 год, условий открытия и обслуживания бюджетных счетов Союза Беларуси и России, подготовка к практической работе по исполнению бюджета Союза.

    Третий (практический) этап – май 1998 г. – октябрь 1998 г. Период практической работы в части финансирования совместных программ, проектов и мероприятий. Кроме того, в эти месяцы шел процесс осмысления полученных результатов, поиска путей и направлений совершенствования бюджетного процесса Союза.

    Четвертый (инновационный) этап – с октябрь 1998 г. Его отличает то, что наряду с текущим исполнением бюджета решаются концептуальные задачи формирования бюджета с независимыми источниками. Проведена работа по подготовке основных принципов формирования и исполнения бюджета Союзного государства, которые нашли отражение в Договоре о создании Союзного государства. Этот период является принципиально новым для понимания процедуры наполнения бюджета Союза с использованием широкого спектра финансовых ресурсов, адекватных цели привлечения финансовых ресурсов на развитие реального сектора экономики [8].

    Бюджет  Союза Беларуси и России построен на тех же принципах, что и национальные бюджеты государств-участников:

  • полноты отражения доходов и расходов бюджета означает, что  все  доходы  и расходы бюджета и иные обязательные поступления, определенные  бюджетом  Союзного  государства,  подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме;
  • сбалансированности (бездефицитности) бюджета  сбалансированности (бездефицитности) бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджета означает,  что  все  расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета Союзного государства уполномоченные  органы  и  получатели бюджетных средств должны  исходить  из необходимости достижения заданных результатов с использованием  наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств означает,    что   бюджетные средства  выделяются  в   распоряжение конкретных  получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей;
  • гласности означает:
    • обязательное  опубликование  в  открытой  печати  утвержденного бюджета  и отчета о его исполнении, полноту представления информации о  ходе  исполнения  бюджета;
    • обязательную   открытость  для  общества  и  средств   массовой информации  процедур  рассмотрения  и  принятия  решений  по проекту бюджета,  в  том  числе  по  вопросам, вызывающим разногласия либо в Парламентском    Собрании  Союза  Беларуси  и  России,  либо   между Парламентским  Собранием  Союза  Беларуси и России и исполнительными органами Союзного государства.
  • достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза  социально-экономического  развития  Союзного государства и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

    Бюджетное устройство Союза Беларуси и России определяется Договором об образовании  Союза от 2 апреля 1996 года и устанавливается Высшим Советом Союза в соответствии с национальными законодательствами Республики Беларусь и Российской Федерации.[9]

Информация о работе Межгосударственные финансово-экономические отношения РБ и РФ