Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:52, курс лекций
Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Преобразования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяйствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила систему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормальному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию макроэкономического равновесия.
Особенностью рассматриваемого направления расходов федерального бюджета является наличие в их структуре ассигнований по Программе государственных внешних заимствований РФ по предоставлению кредитов внутри страны, полученных от международных финансовых организаций, по целевому направлению «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора». Основными целями реализации данных проектов являются:
- развитие системы органов Федерального казначейства;
-
создание общей
- комплексная модернизация таможенного администрирования;
- совершенствование
правовой базы в сфере рынка
ценных бумаг.
14.4. Финансирование национальной обороны
Расходы на оборону направлены на обеспечение оборонной функции государства. В условиях необходимости перевооружения ВС РФ, роста цен на военную продукцию, обеспечения разработки новых образцов вооружения и военной техники, развития оборонной промышленности, а также необходимости увеличения денежного содержания личному составу ВС государство осуществляет значительное увеличение расходов на национальную оборону.
На протяжении последних лет происходил значительный рост расходов на оборону в абсолютном выражении. При формировании смет расходов па оборону сначала определяется общий объем расходов в целом по Министерству обороны, затем составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется централизованно, непосредственно Министерством обороны (например, оплата вооружения, военной техники, продовольственного обеспечения войск и др.).
Финансирование национальной обороны решает следующие первоочередные задачи:
создание
системы противодействия
создание пограничной инфраструктуры на новых участках государственной границы РФ;
изменить условия расквартирования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
создание объектов по уничтожению химического оружия в целях обеспечения выполнения международных обязательств России и др.
Бюджетная
политика направлена также и на повышение
жизненного уровня лиц, увольняемых с
воинской службы. Принципы и тенденции
финансового обеспечения Вооруженных
сил призваны в полной мере обеспечить
безопасность государства и достойную
жизнь военнослужащих.
14.5. Финансирование деятельности правоохранительных органов
Правоохранительные органы и органы обеспечения безопасности государства — это система органов государственной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность и интересы общества и государства от противоправных посягательств.
Система финансового обеспечения органов правоохранительной деятельности и безопасности государства направлена на своевременную и эффективную реализацию возложенных на эти органы функций.
Значительный рост расходов по всем распорядителям бюджетных средств в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства объясняется необходимостью укрепления законности и правопорядка, а также борьбы с терроризмом.
Бюджетная политика в области финансирования правоохранительных органов направлена на проведение следующих мероприятий:
-
сокращение численности
-
создание условий для
- передача в ведение Федеральной службы исполнения наказания средних профессиональных училищ, функционирующих при учреждениях, исполняющих наказания.
-
социальное обеспечение
Такая ситуация обусловила фактический рост расходов на вышеуказанные цели.
Большое внимание уделяется и повышению уровня подготовки специалистов для правоохранительных органов и специальных служб в образовательных учреждениях высшего профессионального образования «силового блока», на что также выделяются дополнительные средства.
Социальная
направленность бюджетной политики применительно
к военнослужащим и сотрудникам правоохранительных
органов проявляется и в постоянном повышении
их денежного содержания.
Тема 15. Финансирование основных отраслей экономики
Вопросы,
изучаемые в теме:
финансирование промышленности,
строительства, энергетики;
финансирование сельского
хозяйства; финансирование
транспорта, дорожного
хозяйства, связи и информатики;
финансирование малого
бизнеса; финансирование
научных исследований;
финансирование жилищно-коммунального
хозяйства
15.1. Финансирование промышленности, строительства, энергетики
Расходы на национальную экономику в общем объеме бюджетных ассигнований имеют достаточно высокий удельный вес и колеблются в последнее время от 3,4 до 4,9% ВВП. В этом направлении расходов бюджета присутствует целый комплекс отраслей экономики, финансирование которых необходимо в связи с их особой значимостью. К таким отраслям относятся промышленность, строительство, энергетика.
Через федеральные целевые программы (ФЦП) финансируются инвестиции на различные отраслевые программы, признанные приоритетными. Более трети всех объемов финансирования ФЦП было направлено на развитие инфраструктурных проектов в электроэнергетике и транспорте.
Расходы на финансирование государственных инвестиций предусматриваются:
Капитальные вложения в основные средства промышленности, строительства, энергетики финансируются из различных источников. К ним относятся:
• средства иностранных инвесторов, предоставляемые в форме кредитов и займов и др.
Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности, как путем финансовой поддержки целевых программ, так и введением налоговых льгот и преференций. Суммы ассигнований на эти цели ежегодно отражают в утверждаемых бюджетах и инвестиционных программах в размере объемов государственных инвестиций.
Характерные особенности бюджетных инвестиций заключаются в следующем:
Законодательством
предусмотрена возможность
Увеличение доходов экономики позволило восстановить тенденции к повышению доли бюджетного финансирования инвестиций в основной капитал всех отраслей.
Учитывая
существенный износ основных фондов в
большинстве секторов экономики, слабость
ее инвестиционной и инновационной направленности,
предусматривается увеличение бюджетных
расходов с применением новых институтов
развития и инструментов в этих секторах.
15.2. Финансирование сельского хозяйства
Государственное
регулирование аграрного
Национальная аграрная политика строится на основе:
Необходимость
государственной поддержки
Основные направления финансирования аграрного сектора:
-
поддержка доходов
- ценовое вмешательство на рынке продовольствия;
- компенсации издержек производителей (субсидирование и льготное налогообложение обретения удобрений, кормов и пестицидов, субсидирование выплат процентов по полученным кредитам, субсидирование выплат по страхованию имущества);
- содействие развитию рынка (финансирование государственных рыночных программ, субсидирование затрат на хранение продукции, субсидирование затрат по перевозкам продукции);
- субсидирование производственной инфраструктуры (субсидии на осуществление проектов в области ирригации, на рекультивацию земель, для создания фермерских объединений);
- осуществление региональных программ (финансирование государственных программ развития производства).
Бюджетные
средств аграрному сектору могут предоставляться
в форме национальных проектов и целевых
программ, что позволяет более результативно
использовать возросшие объемы финансирования
АПК.
15.3. Финансирование транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики
Отрасли инфраструктуры, к которым относятся транспорт, дорожное хозяйство и связь, обеспечивают производственные и межрегиональные связи и удовлетворяют потребности населения в перемещении и информации. Транспорт и связь тесно взаимодействуют со сферами хозяйства и социальной сферой общества. Недостаточное развитие инфраструктуры может стать тормозом для эффективного функционирования других отраслей экономики и привести к снижению темпов экономического и социального развития.
Транспорт. На транспортную систему страны приходится более 13% основных производственных фондов.