Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 11:29, курс лекций
7 тем.
ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В Российской Федерации продолжает осуществляться коренная перестройка хозяйственного механизма, происходит дальнейшее строение рыночных отношений. Важнейшую роль в становлении рыночных отношений играют финансы, основным звеном которых является бюджетная система РФ.
В
этой системе основное место занимает
федеральный бюджет, который концентрирует
главную часть бюджетных
Бюджетная система, как и другие дисциплины, имеет свой предмет, задачи и методы. ПРЕДМЕТОМ бюджетной системы является совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием доходов и расходов на всех уровнях бюджетной системы. МЕТОДОМ познания экономических отношений служит метод диалектического материализма и правовые законодательные акты государства. Для этого используется Конституция, Бюджетный кодекс и подзаконные правовые акты, связанные с бюджетными отношениями.
К основным ЗАДАЧАМ бюджетной системы РФ относятся:
Бюджетный кодекс РФ (далее БК РФ) даёт следующее
определение бюджетной системы: «Основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами
права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ,
местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных
фондов»2.
Бюджетная
система – главное звено
системы.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
• первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты
государственных внебюджетных фондов;
• второй уровень – бюджеты субъектов РФ (88 бюджетов, из них:
21 республиканский бюджет, 54 краевых и областных бюджетов, 10
окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной
Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и
бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
• третий уровень – местные бюджеты (около 30 тысяч городских,
районных, поселковых и сельских бюджетов).
Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ.
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Консолидированный бюджет используется в бюджетном
планировании
и прогнозировании и
проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные
характеристики служат для подтверждения реальности и
обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной
системы.
Свод бюджетов – расчетный документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.
Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают
определенные правила суммирования основных показателей бюджета – доходов, расходов, дефицита. При определении итоговых показателей
запрещается: сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами
других; недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят
в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в
составе вышестоящего бюджета.
В международной практике используются понятия
«консолидированный расширенный бюджет», включающий свод бюджетов всех уровней и бюджеты внебюджетных фондов. И «расширенный бюджет правительства», включающий федеральный
бюджет и бюджеты внебюджетных фондов. Он используется для
анализа влияния проводимой правительством федеральной политики,
для оценки деятельности
федеральных органов власти.
Схема построения
бюджетной системы РФ (рисунок 1)
СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Целенаправленное
социально-экономическое развитие предполагает
образование различных централизованных
и децентрализованных денежных средств,
и, прежде всего, общегосударственного
фонда денежных средств – госбюджета.
ГОСБЮДЖЕТ – основное звено финансовой
системы. «Бюджет, как сказано в ст.6 Бюджетного
кодекса, - это форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций
государства и органов местного самоуправления».
Бюджет РФ соответствует государственному
устройству нашей страны. По Конституции
с 1993 года Россия является федеративным
государством. Сущность государственного
бюджета всегда постоянна, хотя само материальное
содержание может быть различным в зависимости
от поступления доходов (налогов). Бюджетные
отношения возникают между государством
и всеми хозяйствующими субъектами (юридические
и физические лица) при образовании централизованного
фонда с помощью налогов. Госбюджет рассматривается
как основной финансовый план страны,
утверждаемый законодательным (представительным)
органом государственной власти. Финансовый
план отражает соответствие материально-вещественных
и денежно-финансовых пропорций общественного
производства.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ
ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Формирование
государственного бюджета происходит
как на стадии первичного распределения
национального дохода, так и в ходе его
перераспределения. Сущность бюджета,
как и любой другой экономической категории,
проявляется в его функциях.
ФУНКЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.
Госбюджет выполняет 2 основные функции: распределительную и контрольную.
Первая функция обеспечивает распределение денежных средств в производственной и непроизводственной сферах, а также распределение денежных средств между территориальными и отраслевыми единицами народного хозяйства. С помощью этой функции формируются фонды специального целевого назначения: финансовый фонд поддержки. На основе распределения этой функции удовлетворяются общегосударственные потребности. И все это происходит благодаря концентрации денежных средств в руках государства. В непроизводственной сфере не производится национальный доход, но эта сфера является активным его потребителем. Отдельным отраслям хозяйства – авиастроение, космос, атомная промышленность, энергомашиностроение, угольная и другим, оказывается финансовая поддержка. В социальной сфере основными приоритетами бюджета являются слабозащищенные слои населения. Не в полной мере обеспечивается здравоохранение, культура, строительство и др.
Контрольная функция осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. Особенно эта функция важна в условиях продолжающегося становления рыночных отношений, когда происходит мобилизация огромных денежных средств и ресурсов. Через госбюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта, с помощью которого осуществляется наиболее рациональное размещение производительных сил, подъем и рост экономики и развития культуры. Наиболее приоритетными отраслями народного хозяйства являются агропромышленный, топливно-энергетический, военный комплексы и транспорт. В процессе планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, концентрируемых на предприятиях, степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы. Формирование бюджетной системы, ее доходов, происходит с помощью налогов, поэтому бюджетная система становится мощным инструментом распределения и стимулирования экономики, а также повышения эффективности непосредственно производства. Контрольная функция государственного бюджета является фискальной (сигнализирует о том, как поступают доходы в централизованный фонд). Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которые отражаются в бюджетных поступлениях и расходах.
БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ преследует 3 основные цели: