Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:52, курс лекций
Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Преобразования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяйствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила систему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормальному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию макроэкономического равновесия.
Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством РФ в 10-дневный срок и рассмотрен Советом Государственной Думы в установленном БК РФ порядке.
Проект
федерального закона о федеральном
бюджете в течение трех дней направляется
Советом Государственной Думы или в период
парламентских каникул Председателем
Государственной Думы в Совет Федерации,
другим субъектам права законодательной
инициативы, в комитеты Государственной
Думы для внесения замечаний и предложений,
а также в Счетную палату РФ на заключение.
Совет Государственной Думы направляет
проект федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год и
плановый период в Комитет по бюджету
и определяет комитеты - соисполнители
по рассмотрению отдельных разделов и
подразделов проекта федерального бюджета
(далее - комитеты-соисполнители).
11.2. Порядок принятия федерального закона о федеральном бюджете
Порядок принятия федерального закона о федеральном бюджете Федеральным Собранием РФ предусмотрен главой 22 БК РФ.
Статья 196 БК РФ определяет порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В соответствии с ним Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством РФ.
Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:
-
прогнозируемый общий объем
- общий объем расходов;
- объем нефтегазового трансферта;
- дефицит (профицит) федерального бюджета.
Порядок подготовки к рассмотрению в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период государственной Думой регламентирован ст. 200 БК РФ.
В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума может:
- передать указанный законопроект в Согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов;
- вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;
- поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении.
Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются:
- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;
- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета;
- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;
- другие составные части бюджета, перечисленные в ст. 205 БК РФ.
Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.
При рассмотрении в третьем чтении утверждаются 1) ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и 2) ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода в соответствии с п. 2 ст. 192 БК РФ. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.
Принятый
Государственной Думой
В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Советом Федерации указанный федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в одном чтении.
Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период передается в Совет Федерации в порядке, установленном ст. 207 БК РФ.
Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
В
случае отклонения Президентом РФ федерального
закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период указанный
закон передается для преодоления возникших
разногласий в согласительную комиссию.
При этом в состав согласительной комиссии
включается представитель Президента
РФ. Дальнейшее рассмотрение указанного
закона осуществляется в порядке, установленном
ст. 208 БК РФ.
11.3. Порядок внесения изменений в федеральный закон
о федеральном бюджете
Порядок внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете установлен главой 23 БК РФ.
Правительство РФ разрабатывает и представляет в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования указанного федерального закона.
Порядок рассмотрения и утверждения федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете определен ст. 213 БК РФ.
Проект
федерального закона о внесении изменений
в федеральный закон о
Первое чтение проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период должно состояться не позднее пяти дней со дня внесения указанного законопроекта в Государственную Думу. При рассмотрении указанного законопроекта в первом чтении заслушиваются доклад Правительства РФ и доклад Счетной палаты РФ о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет.
При рассмотрении в первом чтении указанного законопроекта Государственная Дума утверждает изменения основных характеристик федерального бюджета. В случае увеличения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) указанное увеличение относится на сокращение дефицита федерального бюджета в случае, если федеральный бюджет на очередной финансовый год и плановый период утвержден с дефицитом; соответствующее увеличение условно утвержденных расходов. В случае сокращения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде объем условно утвержденных расходов подлежит соответствующему сокращению.
Второе чтение проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период должно состояться не позднее чем через 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в первом чтении. При рассмотрении указанного законопроекта во втором чтении утверждаются изменения положений и показателей, указанных в п. 2 ст. 205 БК РФ.
Третье чтение проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период должно состояться не позднее чем через пять дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении. При рассмотрении указанного законопроекта в третьем чтении утверждаются изменения ведомственной структуры расходов федерального бюджета в целом. В третьем чтении указанный законопроект выносится на голосование в целом.
Принятый
Государственной Думой
Тема 12. Исполнение бюджетов
Вопросы,
изучаемые в теме: кассовое
обслуживание исполнения
бюджетов, роль Казначейства
РФ в исполнении государственного
бюджета; порядок составления
и ведения сводной бюджетной
росписи; порядок составления
и исполнения кассового
плана; исполнение бюджета
по доходам и расходам;
бюджетный учет и бюджетная
отчетность, составление
бюджетной отчетности;
порядок рассмотрения
и утверждения бюджетной
отчетности РФ
12.1. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
Роль Казначейства РФ в исполнении государственного бюджета
В соответствии с БК РФ, ст. 2151 в части, касающейся кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов органами Федерального казначейства, применяется с 1 января 2010 года.
Казначейство было организовано 08.12.1992 г. указом Президента РФ «О федеральном казначействе» N 1556. Эффективность казначейской системы исполнения бюджета заставляет государство проводить последовательную политику по переводу на казначейскую систему субъектов РФ и муниципальных образований. Конкретные меры из года в год предусматриваются законами о федеральном бюджете и принимаемыми на их основе нормативными актами.
Федеральное казначейство представляет собой федеральный орган исполнительной власти (федеральную службу), осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Казначейство
подчиняется непосредственно