Лекции по «Бюджетной системе РФ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:52, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Преобразования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяйствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила систему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормальному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию макроэкономического равновесия.

Работа содержит 1 файл

опорный конспект по бюджетной системе..doc

— 874.50 Кб (Скачать)

     Доработанный  законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством РФ в 10-дневный срок и рассмотрен Советом Государственной Думы в установленном БК РФ порядке.

     Проект  федерального закона о федеральном  бюджете в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. Совет Государственной Думы направляет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Комитет по бюджету и определяет комитеты - соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов проекта федерального бюджета (далее - комитеты-соисполнители). 

     11.2. Порядок принятия федерального закона о федеральном бюджете

     Порядок принятия федерального закона о федеральном бюджете Федеральным Собранием РФ предусмотрен главой 22 БК РФ.

     Статья 196 БК РФ определяет порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В соответствии с ним Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.

     Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством РФ.

     Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

     - прогнозируемый общий объем доходов;

     - общий объем расходов;

     - объем нефтегазового трансферта;

     - дефицит (профицит) федерального  бюджета.

     Порядок подготовки к рассмотрению в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период государственной Думой регламентирован ст. 200 БК РФ.

     В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума может:

     - передать указанный законопроект в Согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов;

     - вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;

     - поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

     Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении.

     Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются:

     - приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;

     - приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

     - бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета;

     - приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;

     - другие составные части бюджета, перечисленные в ст. 205 БК РФ.

     Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

     При рассмотрении в третьем чтении утверждаются 1) ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и 2) ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода в соответствии с п. 2 ст. 192 БК РФ. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

     Принятый  Государственной Думой федеральный  закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой и голосуется на предмет его одобрения в целом.

     В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период Советом Федерации указанный  федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в одном чтении.

     Принятый  Государственной Думой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период передается в Совет Федерации в порядке, установленном ст. 207 БК РФ.

     Одобренный  Советом Федерации федеральный  закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

     В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ. Дальнейшее рассмотрение указанного закона осуществляется в порядке, установленном ст. 208 БК РФ. 

     11.3. Порядок внесения  изменений в федеральный  закон 

     о федеральном бюджете

     Порядок внесения изменений в федеральный  закон о федеральном бюджете  установлен главой 23 БК РФ.

     Правительство РФ разрабатывает и представляет в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования указанного федерального закона.

     Порядок рассмотрения и утверждения федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете определен ст. 213 БК РФ.

     Проект  федерального закона о внесении изменений  в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период рассматривается Государственной Думой во внеочередном порядке в течение 25 дней в трех чтениях.

     Первое  чтение проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период должно состояться не позднее пяти дней со дня внесения указанного законопроекта в Государственную Думу. При рассмотрении указанного законопроекта в первом чтении заслушиваются доклад Правительства РФ и доклад Счетной палаты РФ о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет.

     При рассмотрении в первом чтении указанного законопроекта Государственная  Дума утверждает изменения основных характеристик федерального бюджета. В случае увеличения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) указанное увеличение относится на сокращение дефицита федерального бюджета в случае, если федеральный бюджет на очередной финансовый год и плановый период утвержден с дефицитом; соответствующее увеличение условно утвержденных расходов. В случае сокращения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде объем условно утвержденных расходов подлежит соответствующему сокращению.

     Второе  чтение проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период должно состояться не позднее чем через 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в первом чтении. При рассмотрении указанного законопроекта во втором чтении утверждаются изменения положений и показателей, указанных в п. 2 ст. 205 БК РФ.

     Третье  чтение проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период должно состояться не позднее чем через пять дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении. При рассмотрении указанного законопроекта в третьем чтении утверждаются изменения ведомственной структуры расходов федерального бюджета в целом. В третьем чтении указанный законопроект выносится на голосование в целом.

     Принятый  Государственной Думой федеральный  закон о внесении изменений в  федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период рассматривается Советом Федерации в течение 14 дней после его представления Государственной Думой. В случае отклонения Советом Федерации указанного федерального закона осуществляются согласительные процедуры в соответствии со ст. 208 БК РФ. Федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период подписывается и обнародуется Президентом РФ.

     Тема 12. Исполнение бюджетов

     Вопросы, изучаемые в теме: кассовое обслуживание исполнения бюджетов, роль Казначейства РФ в исполнении государственного бюджета; порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи; порядок составления и исполнения кассового плана; исполнение бюджета по доходам и расходам; бюджетный учет и бюджетная отчетность, составление бюджетной отчетности; порядок рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности РФ 

     12.1. Кассовое обслуживание  исполнения бюджетов.

       Роль Казначейства РФ в исполнении государственного бюджета

     В соответствии с БК РФ, ст. 2151 в части, касающейся кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов органами Федерального казначейства, применяется с 1 января 2010 года.

     Казначейство  было организовано 08.12.1992 г. указом Президента РФ «О федеральном казначействе» N 1556. Эффективность казначейской системы исполнения бюджета заставляет государство проводить последовательную политику по переводу на казначейскую систему субъектов РФ и муниципальных образований. Конкретные меры из года в год предусматриваются законами о федеральном бюджете и принимаемыми на их основе нормативными актами.

     Федеральное казначейство представляет собой федеральный орган исполнительной власти (федеральную службу), осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

     Казначейство  подчиняется непосредственно Министерству финансов РФ. Возглавляет казначейство руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Органы казначейства являются юридическими лицами и несут установленную законом ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложены на них задач.

Информация о работе Лекции по «Бюджетной системе РФ»