Лекции по «Бюджетной системе РФ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:52, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Преобразования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяйствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила систему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормальному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию макроэкономического равновесия.

Работа содержит 1 файл

опорный конспект по бюджетной системе..doc

— 874.50 Кб (Скачать)

     4. Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии со ст. 270 БК РФ осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

     5. Органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств. 

     13.3. ответственность за нарушение бюджетного законодательства

     Неисполнение  либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

     В соответствии со ст. 282 БК РФ к нарушителям  бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

     - предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

     - блокировка расходов;

     - изъятие бюджетных средств;

     - приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

     - наложение штрафа; начисление пени; иные меры.

     Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются (ст. 283 БК РФ): неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; иные основания.

     Действия  федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке.

     Должностные лица федеральных органов исполнительной власти при неправомерном применении мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации несут установленную законом уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.

     К нарушениям бюджетного законодательства относятся: нецелевое использование бюджетных средств; невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата; неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств; иные нарушения предусмотренные главой 28 БК РФ.

     Ответственность за нарушение бюджетного законодательства устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством в виде наложения пени и штрафов; в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях в виде штрафов и изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по назначению; при наличии состава преступления в соответствии с Уголовным кодексом РФ. 
 
 

     Раздел  3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

     Темы  раздела:

  1. Финансирование общенациональных задач 
  2. Финансирование основных отраслей экономики 
  3. Финансирование социально-культурной сферы 
 

     Тема 14. Финансирование общенациональных задач

     Вопросы, изучаемые в теме: состав и структура расходов на финансирование общегосударственных вопросов; финансирование судебной системы; финансирование деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, органов надзора; финансирование национальной обороны; финансирование деятельности правоохранительных органов. 

     14.1. Состав и структура расходов на финансирование общегосударственных вопросов

     Общегосударственные вопросы представляют собой совокупность функций, отражающих различные аспекты деятельности органов государственного и муниципального управления. Перечень таких функций, подлежащих финансированию за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ, представлен в Разделе I функциональной классификации расходов. В соответствии со ст. 21 Бюджетного кодекса РФ к ним относятся:

     - функционирование Президента Российской  Федерации;

     - функционирование высшего должностного  лица субъекта РФ и муниципального  образования;

     - функционирование законодательных  (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

     - функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных 
администрации;

     - функционирование судебной системы;

     - обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов,  органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

     - обеспечение проведения выборов  и референдумов;

     -  государственный материальный резерв;

     -  фундаментальные исследования;

     - прикладные научные исследования  в области общегосударственных  вопросов;

     - другие общегосударственные вопросы.

     В последние годы доля бюджетных ассигнований по разделу «Общегосударственные вопросы» в общем объеме расходов федерального бюджета составляет около 14-16%.

     Основное  место в структуре расходов федерального бюджета на решение общегосударственных вопросов занимают бюджетные ассигнования на судебную систему (10-11% от общей суммы расходов по разделу), обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора (около 23% обшей суммы расходов по разделу), а также на обслуживание государственного и муниципального долга (22-25%), другие общегосударственные вопросы.  

     14.2. Финансирование судебной  системы

     В настоящее время федеральная  судебная система включает в себя: суды общей юрисдикции и военные  суды, возглавляемые Верховным судом РФ; арбитражные суды, возглавляемые Высшим арбитражным судом РФ; Конституционный суд РФ.

     Содержание  судебной системы РФ включает в себя расходы на:

    - оплату  труда с начислениями в соответствии  с законодательством;

    - осуществление  компенсационных выплат;

     - обеспечение функционирования судебной  системы, т. е. материальные  расходы, состоящие из издержек на приобретение расходных материалов и предметов снабжения, командировочных расходов, транспортных услуг, услуг связи, коммунальных услуг, а также расходов на приобретение предметов длительного пользования и капитальный ремонт.

     Финансирование  деятельности судебной системы на федеральном уровне осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «О финансировании судов РФ» от 10.02.1999 г. № 30-ФЗ, Федеральным законом «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ, а также федеральным законом о федеральном бюджете. На региональном уровне - законами субъектов РФ, а также законами о бюджетах субъектов РФ.

     Базовыми  принципами финансового обеспечения судебной системы РФ являются следующие.

     1. Принцип финансовой независимости, в соответствии с которым суды Российской Федерации финансируются только за счет средств федерального бюджета. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, относятся к судам субъектов РФ и финансируются из соответствующих региональных бюджетов.

  1. Принцип полноты финансирования, предполагающий, что финансирование судов Российской Федерации в процессе исполнения федерального бюджета производится в полном объеме по установленным статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
  2. Принцип неизменности объемов финансирования, согласно которому уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может уменьшаться:
  • менее чем на 5% — только с согласия Совета судей РФ;
  • более чем на 5% — только с согласия Всероссийского съезда судей РФ.

     4. Принцип равномерности финансирования. Финансирование расходов на содержание судебной системы осуществляется ежемесячно равными долями в размере 1/12 суммы, предусмотренной на их содержание  

     14.3. Финансирование деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, органов надзора

     К финансовым, налоговым и таможенным органам и органам надзора, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета, в настоящее время относятся:

    - Счетная  палата Российской Федерации;

    - Федеральная  налоговая служба;

    - Федеральная  таможенная служба;

    - Федеральное  казначейство;

    - Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора;

     - иные федеральные органы исполнительной  власти (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансового мониторинга, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также центральный аппарат Министерства финансов Российской Федерации).

     Расходные обязательства Российской Федерации по обеспечению деятельности перечисленных органов определяются Таможенным кодексом РФ, Федеральными законами «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ; иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность названных органов.

     Структура и динамика расходов федерального бюджета на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора характеризуется увеличением их величины в абсолютном выражении, хотя и несколько убывающими темпами.

     Планируемый рост обусловлен преимущественно повышением размера денежного содержания государственных служащих, включая расходы на внедрение механизмов материального стимулирования работников налоговых органов. Помимо этого, данное увеличение обусловлено рядом других факторов, к которым относятся:

  • увеличение аппарата сотрудников ряда финансовых органов;
  • совершенствование технического обеспечения их деятельности;
  • проведение капитального ремонта административных зданий.

Информация о работе Лекции по «Бюджетной системе РФ»