Лекции по «Бюджетной системе РФ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:52, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Преобразования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяйствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила систему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормальному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию макроэкономического равновесия.

Работа содержит 1 файл

опорный конспект по бюджетной системе..doc

— 874.50 Кб (Скачать)

     Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления. Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления. Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году.

     На основании ст. 2642 БК РФ главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы средств) составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

     Отчет об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган государственного (муниципального) финансового контроля.

     На основании ст. 2644 БК РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке.

     Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ представляет отчет об исполнении бюджета субъекта РФ для подготовки заключения на него не позднее 15 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ проводится в срок, не превышающий 1,5 месяца. Местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.

     Годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не позднее 1 июня текущего года. Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в представительный орган муниципального образования не позднее 1 мая текущего года.

     Законом (решением) об исполнении бюджета утверждается отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета. Отдельными приложениями к закону (решению) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год утверждаются показатели доходов бюджета по кодам классификации доходов бюджетов; доходов бюджета по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета; расходов бюджета по ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета; расходов бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов; другие показатели. 

      12.6. Порядок рассмотрения  и утверждения бюджетной отчетности РФ

     На  основании ст. 2647 БК РФ Федеральное казначейство составляет и представляет в Министерство финансов РФ бюджетную отчетность Российской Федерации. Бюджетная отчетность Российской Федерации представляется Министерством финансов РФ в Правительство РФ.

     Отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Правительством РФ и направляется в Государственную Думу, Совет Федерации и Счетную палату РФ. Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной Думой и утверждению федеральным законом.

     Федеральным законом  об исполнении федерального бюджета  утверждается отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) федерального бюджета. Годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой РФ.

     Главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Счетную палату РФ для внешней проверки. Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета оформляются заключениями по каждому главному администратору средств федерального бюджета в срок до 1 июня текущего финансового года.

     Правительство РФ направляет не позднее 15 июня текущего финансового года в Счетную палату РФ годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.

     На основании внешней  проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета Счетная палата РФ готовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета и не позднее 15 сентября текущего финансового года представляет его в Государственную Думу, а также направляет его в Правительство РФ.

     На основании ст. 26410 БК РФ годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством РФ в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

     При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета; доклад Председателя Счетной палаты РФ о заключении Счетной палаты РФ на годовой отчет об исполнении федерального бюджета, иные доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации. По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении федерального бюджета. 
 

     Тема 13. Государственный  и муниципальный  финансовый контроль

     Вопросы, изучаемые в теме: финансовый контроль: содержание, функции, виды, формы и методы финансового контроля; субъекты финансового контроля, функции и полномочия государственных органов финансового контроля; ответственность за нарушение бюджетного законодательства. 

     13.1. Финансовый контроль: содержание, функции. 

     Виды, формы и методы финансового контроля

     Финансовый  контроль является проявлением контрольной функции финансов и представляет собой практическую деятельность специальных органов или специалистов по проверке законности совершения финансовых операций.

     Существуют  различные виды финансового контроля в зависимости от органов, его осуществляющих:

      I. Государственный финансовый контроль:

  • вневедомственный (общегосударственный);
  • ведомственный;

      II. Негосударственный финансовый контроль:

  • внутрихозяйственный;
  • общественный;
  • аудиторский;
  • страховой.

     В процессе осуществления финансового контроля применяются следующие методы:

  1. Проверка. Проверяются отдельные вопросы финансово-хозяйственной предприятия, организации на основе отчетных и других документов.
  2. Обследование – охватывает более широкий круг показателей или вопросов. При этом может проводится опрос, анкетирование, может осуществляться наблюдение за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
  3. Анализ – изучение отдельных вопросов для установления причинно-следственных связей с применением специальных экономико-математических методов.
  4. Ревизия – наиболее полный и обстоятельный метод контроля за ФХД предприятия по первичным и бухгалтерским документам. В отличие от проверок ревизия – более комплексный метод.

     В процессе проверки, ревизии используются различные приемы финансового контроля – приемы документального и фактического контроля. Документальный контроль означает проверку документов. Сначала осуществляется формальная проверка – наличие реквизитов, подписей, печатей, отсутствие исправлений, подчисток. Затем проводится юридическая проверка – соответствие документа или совершенной операции действующего законодательству. Встречная проверка – очень эффективный, но трудоемкий метод, при котором проводится сопоставление данных проверяемого предприятия с данными его контрагентов (проверка по счетам-фактурам). Фактический контроль связан с проверкой материальных ценностей, денежных средств. Наиболее распространенный способ – инвентаризация – сводится к сопоставлению фактических ценностей документальным данным бухгалтерского учета.

     В зависимости от периода проведения различат формы финансового контроля:

  1. предварительный – осуществляется перед совершением финансовой операции или перед началом выполнения финансовых планов;
  2. текущий – проводится в ходе реализации финансовых планов, программ;
  3. последующий – по результатам выполнения планов и совершения финансовых операций.
 

     13.2. Субъекты финансового  контроля. Функции  и полномочия 

     государственных органов финансового контроля

     К субъектам, осуществляющим финансовый контроль на основании главы 26 БК РФ, относятся:

     1. Федеральное казначейство осуществляет контроль за непревышением лимитов бюджетных обязательств, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств; непревышением бюджетных ассигнований, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями; непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями; непревышением кассовых выплат; соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета; наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Министерством финансов РФ, возникновение у него денежных обязательств.

     2. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет в соответствии со ст. 268 БК РФ финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов; контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

     3. Главные распорядители бюджетных средств на основании ст. 269 БК РФ осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, а также контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета; финансовый контроль за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов; финансовый контроль за осуществлением подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета. Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета вправе проводить проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Информация о работе Лекции по «Бюджетной системе РФ»