Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:52, курс лекций
Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Преобразования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяйствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила систему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормальному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию макроэкономического равновесия.
Системной проблемой транспортной отрасли является несоответствие между низким уровнем ее развития, эффективностью и качеством функционирования и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги.
В целях ускоренного развития транспортной системы страны была разработана Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2010 г., параметры которой легли в основу Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России».
В федеральном бюджете предусматриваются средства на:
- на реализацию мер по реструктуризации естественных монополий;
- совершенствованию тарифной системы;
- содержание аппарата управления и подведомственных учебных и медицинских учреждений;
- для реализации федеральных целевых программ, связанных с мероприятиями инвестиционного, инновационного характера;
- возмещение потерь связанных с осуществлением перевозок пассажиров в поездах дальнего следования.
Бюджетные ассигнования направляются на обеспечение функционирования транспортной системы России:
- на развитие автодорог,
- обеспечение судоходства по внутренним водным путям,
- обеспечение воздушного сообщения.
Министерство транспорта РФ наделено правом распределять выделенные из федерального бюджета средства и контролировать их расходование.
Дорожное хозяйство. Важнейшим направлением, где необходим прирост инвестиций, является дорожное хозяйство, на его финансирование должно быть направлено не менее 2,5% ВВП. Только это позволит решить проблему постоянного увеличения количества объектов незавершенного строительства.
Финансирование работ на автомобильных дорогах федерального значения осуществляется за счет средств федерального бюджета. В том числе с привлечением для строительства федеральных автомобильных дорог кредитных ресурсов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) под гарантии Правительства Российской Федерации.
Финансирование
автомобильных дорог
Связь и информатика. В соответствии с Конституцией РФ к юрисдикции Российской Федерации относится федеральная связь, в которую как во взаимоувязанную систему входят все сети связи России в форме внутрипроизводственных и технологических подразделений. Уровень развития отрасли связи оказывает существенное влияние на экономику страны в целом.
Бюджетное финансирование отрасли предусматривается на:
-
возмещение части затрат на уплату процентов
по кредитам, привлекаемым
предприятиями связи для финансирования
разработки и изготовления космических
аппаратов серии «Экспресс»;
- предоставление субсидий ФГУП «Почта России» на покрытие убытков убыточных предприятий почтовой связи, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- обеспечение системы контроля радиочастот и конверсии радиочастотного спектра;
- формирование резерва универсального обслуживания;
-
финансирование ФГУП НТЦ «Информрегпстр»,
ФГУП «Интеграл» и ФГУП
«ВНТИЦ», на которые возлагаются обязанности
по комплектованию, регистрации
и хранению обязательного федерального
экземпляра российских электронных изданий
как части мирового культурного и научного
населения;
Расходы
организаций федеральной
15.4. Финансирование малого бизнеса
Необходимость поддержки малого бизнеса обусловлена особой ролью малых предприятий в реализации экономической и социальной политики государства, задачами которой являются: защита прав собственности; обеспечение свободной рыночной конкуренции; решение социальных задач в области занятости и др.
Государственная поддержка малого предпринимательства (МП) в Российской Федерации осуществляется в следующих направлениях:
Финансовая
помощь в решении поставленных задач
за счет средств федерального бюджета,
средств бюджетов субъектов РФ и средств
местных бюджетов осуществляется прямыми
и косвенными методами государственного
регулирования. К прямым методам можно
отнести выделение бюджетных субсидий,
грантов и субвенций. Косвенная поддержка
предназначена для создания благоприятной
среды развития малого бизнеса путем субсидирования
процентной ставки и гарантии по кредитам
малому бизнесу, размещения госзаказа
на малых предприятиях, стимулирования
банков, лизинговых, страховых компаний
к работе с малыми предприятиям, предоставления
налоговых и арендных льгот и др.
15.5. Финансирование научных исследований
Бюджетному финансированию науки уделяется пристальное внимание во всех развитых странах.
Из федерального бюджета финансируются:
Бюджетное финансирование НИОКР осуществляется следующими основными методами:
базового или институционального финансирования (финансирование по смете);
программного финансирования;
в форме грантов.
При базовом (институциональном) финансировании средства выделяются на научную организацию в целом на основе общей оценки ее численности и прошлогоднего уровня затрат. Программное (или целевое) финансирование может быть конкурсным или выделяться заранее известным исполнителям на реализацию проектов по конкретной тематике и под конкретный результат. Грантовое финансирование является конкурсным и направлено па поддержку лучших работ и наиболее сильных научных групп.
В
России созданы бюджетные фонды, которые
формируются в основном за счет средств
федерального бюджета: Российский фонд
фундаментальных исследований (РФФИ);
Российский гуманитарный научный фонд
(РГИФ); Фонд содействия развитию малых
форм предприятий в научно-технической
сфере (ФС МФП). Первые два фонда предназначены
для финансирования фундаментальных исследований.
Фонд содействия развитию малых-форм предприятий
в научно-технической сфере
— комплексный. За счет его средств
финансируются затраты, связанные с осуществлением
всех стадий (этапов) инновационной деятельности.
15.6. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из «болевых точек» экономики страны, нуждается в неотложном и коренном реформировании и прежде всего с точки зрения финансового обеспечения. ЖКХ, содержавшееся в прежние годы (до 1992 г.) в основном за счет государственных дотаций, в связи с сокращением бюджетного финансирования и либерализацией цен оказалось в критическом положении.
Концепцией
реформы жилищно-коммунального
Основными направлениями финансирования ЖКХ являются:
-
покрытие выпадающих доходов
от оказания услуг по
- финансовая помощь гражданам, проживающим в госфонде;
-
расходы по предоставлению
- субсидии гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг;
-
компенсации расходов на
Финансирование
ЖКХ осуществляется как за счет федерального
бюджета, так и бюджетов субъектов
РФ.
Тема 16. Финансирование социально-культурной сферы
Вопросы,
изучаемые в теме:
расходы на образование;
расходы на культуру,
кинематографию и средства
массовой информации;
расходы на здравоохранение
и спорт; расходы на
социальное обслуживание
и социальную поддержку
населения.
16.1. Расходы на образование
По данным Министерства образования и науки РФ, система образования России в настоящее время включает в себя 127,0 тыс. образовательных учреждений.
Объем бюджетных средств является одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования.
По федеральному бюджету расходы на образование включают в себя такие направления, как:
- финансирование учреждений федерального ведения (в основном учреждений профессионального образования), в том числе:
оплаты труда работников,
приобретение
расходных материалов,
расходы па оплату коммунальных услуг;
обновление и
транспортные услуги;
расходы социального характера;
- реализацию федеральной целевой программы развития образования и национального проекта «Образование» и др.
Региональный
и местный уровни аналогичны федеральному.
В территориальных бюджетах предусматриваются
средства на реализацию собственных программ
развития образования, проведение мероприятий
и содержание учреждений, находящихся
в ведении субъектов РФ и органов местного
самоуправления.