Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:25, реферат
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой — бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
ВВЕДЕНИЕ
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Бюджет, бюджетная система
1.2 Экономическая сущность и содержание государственного бюджета
2.3 Основные этапы бюджетного планирования в РФ
2. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 2006 ГОДА
2.1 Характеристика доходов федерального бюджета
2.2 Характеристика расходов федерального бюджета
3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджет отражает размеры необходимых государству (местному самоуправлению) финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Характер налоговой политики определяет виды и объемы доходов бюджета.
Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Как экономическая категория бюджет
перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП);
государственное регулирование и стимулирование экономики;
финансовое обеспечение учреждений и организаций бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Перераспределение ВВП осуществляется через две взаимосвязанные и одновременно проходящие стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (осуществление расходов).
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Образование доходов связано с принудительным изъятием в пользу государства (местного самоуправления) части ВВП созданного в процессе общественного производства.
Доходы могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов является вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, рента и др.).
Неналоговые доходы образуются в результате экономической деятельности государства (доходы от использования государственной собственности, административные платежи и др.), либо перераспределения уже полученных доходов по другим уровням.
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды и бюджетные кредиты.
В бюджете определяются только размеры бюджетных расходов по разделам статьям и видам расходов. Непосредственное осуществление расходов производят бюджетополучатели – учреждения и организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся в соответствии с нормативным актом о бюджете получателями и распорядителями средств соответствующего бюджета.
Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и призвана обеспечить государственный (муниципальный) контроль за полнотой поступления доходов и эффективным использованием бюджетных средств.
Федеральный бюджет является первым
уровнем бюджетной системы
рост валового внутреннего продукта и продукции промышленного производства;
создание условий для
формирование условий
снижение налогового бремени на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;
выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед субъектами хозяйственной деятельности и населением;
рост реальных денежных доходов населения;
завершение перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета;
поддержание уровня занятости населения Российской Федерации и снижение уровня безработицы;
повышение инвестиционной активности, формирование источников реального наполнения бюджета развития Российской Федерации и увеличение на этой основе, по сравнению с уровнем бюджета предшествующего года, объемов капитальных вложений.
2.3 Основные этапы бюджетного планирования в РФ
Бюджетное планирование — важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разных уровней. Бюджетное планирование осуществляется органами государственной власти, уполномоченными законом, и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.
Составление проектов бюджетов осуществляется
с целью определения объема денежных
средств, необходимых для выполнения
функций органов
Составлению проектов бюджетов предшествует разработка основных направлений бюджетной политики государства, прогнозов развития страны, отраслей и регионов, подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых соответствующие органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Показатели проекта бюджета и расчеты к нему до официального представления бюджета в органы законодательной (представительной) власти носят конфиденциальный характер.
Исходными макроэкономическими
объем валового внутреннего продукта на финансовый год и темп роста валового внутреннего продукта в финансовом году;
инфляция (темп роста цен) (декабрь финансового года к декабрю отчетного года);
среднегодовой курс российского рубля к доллару США.
Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих исполнительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Непосредственное составление
проектов бюджетов осуществляет Министерство
финансов РФ, финансовые органы субъектов
Федерации и муниципальных
Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала финансового года. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяется в специальном постановлении Правительства РФ.
Министерство экономического развития и торговли РФ организует разработку прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Министерство финансов РФ организует разработку проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
При этом перед названными ведомствами стоит задача обеспечения последовательности и преемственности социально-экономической политики государства.
Сегодня в
России действует следующий порядок
составления проекта
Первый этап формирования бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти и одобрение Правительством РФ сценарных условий функционирования экономики страны на очередной финансовый год, содержащих основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики, целевые параметры, основные меры по финансовой и экономической стабилизации, а также материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Одновременно с этим Министерство финансов РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Центральным банком РФ представляет в Правительство РФ предложения по формированию основных направлений бюджетной политики на очередной финансовый год, совершенствованию налоговой системы и бюджетного федерализма. Кроме того, Центральный банк РФ представляет Правительству РФ информацию о кассовом исполнении федерального бюджета за истекший финансовый год, прогноз платежного баланса Российской Федерации, а также основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий финансовый год.
Прогноз социально-экономического развития является основой для составления проекта бюджета и составляется на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года, тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год.
Изменение прогноза в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных показателей проекта бюджета.
Баланс
финансовых ресурсов представляет собой
баланс всех доходов и расходов государства
и муниципальных образований
на определенной территории, включая
средства консолидированного бюджета
и государственных целевых
учет изменений состава
учет изменений цен и ценовой политики;
учет отраслевых тенденций в экономике, капиталоемкости, прибыльности;
учет тенденций корпоративной и индустриальной финансово-хозяйственной деятельности;
учет конъюнктуры рынка;
учет изменений
учет изменений
Все приведенные элементы мониторинга
окружающей среды осуществляются одновременно
с контроллингом в сфере
В целях обеспечения своевременно
В состав необходимых сведений, являющихся достаточными для составления проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, включаются:
предполагаемые изменения
расходы, передаваемые в бюджеты субъектов Российской Федерации, и объемы соответствующих средств;
порядок формирования Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и распределения его средств;
субвенции, предполагаемые к передаче субъектам Российской Федерации.
В состав необходимых сведений, являющихся достаточными для составления проектов местных бюджетов, включаются:
предполагаемые изменения
порядок формирования регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и распределение его средств;
субвенции, предполагаемые к передаче местным бюджетам.
При этом Министерство экономического развития и торговли РФ с участием Государственного комитета РФ по статистике должно обеспечивать все органы исполнительной власти, участвующие в составлении этих документов, необходимыми материалами для анализа тенденций отраслевого и регионального развития и разработки отраслевых и региональных прогнозов, в том числе финансовыми балансами, включающими сценарные условия функционирования экономики, систему показателей прогнозов и методические рекомендации по их составлению.
С 15 июля по 15 августа года, предшествующего
планируемому, Правительство РФ рассматривает
прогноз социально-
Информация о работе Госбюджет и его роль в макроэкономическом регулировании