Госбюджет и его роль в макроэкономическом регулировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:25, реферат

Описание работы

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой — бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Бюджет, бюджетная система

1.2 Экономическая сущность и содержание государственного бюджета

2.3 Основные этапы бюджетного планирования в РФ

2. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 2006 ГОДА

2.1 Характеристика доходов федерального бюджета

2.2 Характеристика расходов федерального бюджета

3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Госбюджет и его роль в макроэкономическом регулировании.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

 

Бюджет отражает размеры необходимых  государству (местному самоуправлению) финансовых ресурсов и определяет тем  самым налоговую политику в стране. Характер налоговой политики определяет виды и объемы доходов бюджета.

 

Бюджет фиксирует конкретные направления  расходования средств, перераспределения  национального дохода и валового внутреннего продукта, что позволяет  ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

 

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, им присуща денежная форма. Бюджет выполняет следующие основные функции:

 

перераспределение валового внутреннего  продукта (ВВП);

государственное регулирование и  стимулирование экономики;

финансовое обеспечение учреждений и организаций бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Перераспределение ВВП осуществляется через две взаимосвязанные и одновременно проходящие стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (осуществление расходов).

 

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

 

Образование доходов связано с  принудительным изъятием в пользу государства (местного самоуправления) части ВВП  созданного в процессе общественного производства.

 

Доходы могут носить налоговый  и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов является вновь созданная стоимость и  доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, рента и др.).

 

Неналоговые доходы образуются в результате экономической деятельности государства (доходы от использования государственной  собственности, административные платежи  и др.), либо перераспределения уже  полученных доходов по другим уровням.

 

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач и функций государства  и местного самоуправления. Расходы  носят в основном безвозвратный  характер. На возвратной основе могут  предоставляться только бюджетные ссуды и бюджетные кредиты.

 

В бюджете определяются только размеры  бюджетных расходов по разделам статьям  и видам расходов. Непосредственное осуществление расходов производят бюджетополучатели – учреждения и организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся в соответствии с нормативным актом о бюджете получателями и распорядителями средств соответствующего бюджета.

 

Контрольная функция бюджета действует  одновременно с распределительной  и призвана обеспечить государственный (муниципальный) контроль за полнотой поступления доходов и эффективным использованием бюджетных средств.

 

Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет —  основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и обязательных государственных расходах; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики. Например, основными целями Российской Федерации, которые определяют ее экономическую политику последних лет и находят отражение в соответствующих годовых бюджетах, являются:

 

рост валового внутреннего продукта и продукции промышленного производства;

создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;

формирование условий справедливой конкуренции на внутреннем рынке;

снижение налогового бремени на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;

выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед субъектами хозяйственной деятельности и населением;

рост реальных денежных доходов  населения;

завершение перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета;

поддержание уровня занятости населения  Российской Федерации и снижение уровня безработицы;

повышение инвестиционной активности, формирование источников реального  наполнения бюджета развития Российской Федерации и увеличение на этой основе, по сравнению с уровнем бюджета предшествующего года, объемов капитальных вложений.

2.3 Основные этапы бюджетного  планирования в РФ 

 

Бюджетное планирование — важнейшая  составная часть финансового  планирования, подчиненная требованиям  финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разных уровней. Бюджетное планирование осуществляется органами государственной власти, уполномоченными законом, и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.

 

Составление проектов бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций органов государственной  власти Российской Федерации, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка основных направлений бюджетной  политики государства, прогнозов развития страны, отраслей и регионов, подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых соответствующие органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

 

Показатели проекта бюджета  и расчеты к нему до официального представления бюджета в органы законодательной (представительной) власти носят конфиденциальный характер.

 

Исходными макроэкономическими показателями для построения бюджета являются:

 

объем валового внутреннего продукта на финансовый год и темп роста  валового внутреннего продукта в  финансовом году;

инфляция (темп роста цен) (декабрь  финансового года к декабрю отчетного года);

среднегодовой курс российского рубля  к доллару США.

Составление проектов бюджетов —  исключительная прерогатива Правительства  РФ, соответствующих исполнительных органов субъектов Федерации  и органов местного самоуправления.

 

Непосредственное составление  проектов бюджетов осуществляет Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов  Федерации и муниципальных образований.

 

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала финансового года. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяется в специальном постановлении Правительства РФ.

 

Министерство  экономического развития и торговли РФ организует разработку прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной  финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

 

Министерство  финансов РФ организует разработку проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу  и проекта федерального закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год.

 

При этом перед названными ведомствами стоит задача обеспечения последовательности и преемственности социально-экономической политики государства.

 

Сегодня в  России действует следующий порядок  составления проекта федерального бюджета.

 

Первый  этап формирования бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти и одобрение Правительством РФ сценарных условий функционирования экономики страны на очередной финансовый год, содержащих основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики, целевые параметры, основные меры по финансовой и экономической стабилизации, а также материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

 

Одновременно  с этим Министерство финансов РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Центральным банком РФ представляет в Правительство РФ предложения по формированию основных направлений бюджетной политики на очередной финансовый год, совершенствованию налоговой системы и бюджетного федерализма. Кроме того, Центральный банк РФ представляет Правительству РФ информацию о кассовом исполнении федерального бюджета за истекший финансовый год, прогноз платежного баланса Российской Федерации, а также основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий финансовый год.

 

Прогноз социально-экономического развития является основой для составления  проекта бюджета и составляется на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года, тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год.

 

Изменение прогноза в ходе составления и  рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных показателей проекта бюджета.

 

Баланс  финансовых ресурсов представляет собой  баланс всех доходов и расходов государства  и муниципальных образований  на определенной территории, включая  средства консолидированного бюджета  и государственных целевых фондов. Составление баланса финансовых ресурсов осуществляется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета. Основой доходной части баланса финансовых ресурсов являются налоговые поступления. Поэтому налоговое планирование как главная составляющая бюджетов всех уровней имеет для баланса финансовых ресурсов особое значение. Основными этапами тактического налогового планирования являются:

 

учет изменений состава плательщиков;

учет изменений цен и ценовой  политики;

учет отраслевых тенденций в  экономике, капиталоемкости, прибыльности;

учет тенденций корпоративной  и индустриальной финансово-хозяйственной  деятельности;

учет конъюнктуры рынка;

учет изменений производственной и социальной структуры;

учет изменений внешнеэкономической  деятельности и ряд других.

Все приведенные элементы мониторинга  окружающей среды осуществляются одновременно с контроллингом в сфере бюджетно-налоговых  отношений.

 

В целях обеспечения своевременного и качественного составления проектов соответствующих бюджетов финансовые органы имеют право на получение необходимых сведений от финансовых органов другого уровня бюджетной системы, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.

 

В состав необходимых сведений, являющихся достаточными для составления проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, включаются:

 

предполагаемые изменения налогообложения;

расходы, передаваемые в бюджеты  субъектов Российской Федерации, и объемы соответствующих средств;

порядок формирования Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и распределения его  средств;

субвенции, предполагаемые к передаче субъектам Российской Федерации.

В состав необходимых сведений, являющихся достаточными для составления проектов местных бюджетов, включаются:

 

предполагаемые изменения отчислений по закрепленным за местными бюджетами  доходам;

порядок формирования регионального  фонда финансовой поддержки муниципальных  образований и распределение его средств;

субвенции, предполагаемые к передаче местным бюджетам.

При этом Министерство экономического развития и торговли РФ с участием Государственного комитета РФ по статистике должно обеспечивать все органы исполнительной власти, участвующие в составлении этих документов, необходимыми материалами для анализа тенденций отраслевого и регионального развития и разработки отраслевых и региональных прогнозов, в том числе финансовыми балансами, включающими сценарные условия функционирования экономики, систему показателей прогнозов и методические рекомендации по их составлению.

 

С 15 июля по 15 августа года, предшествующего  планируемому, Правительство РФ рассматривает  прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной  финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проекты федерального бюджета и бюджетов государственных целевых фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы, характеризующие бюджетно-финансовую политику на предстоящий год и среднесрочную перспективу, представляемые Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, другими федеральными органами исполнительной власти.

Информация о работе Госбюджет и его роль в макроэкономическом регулировании