Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:17, курсовая работа
Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние факторов хозяйственного риска, появляется преимущество свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим с государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.
Введение
Теоретические аспекты составления бюджета организации.
Бюджет организации: понятие и сущность.
Бюджетная структура
Финансовое планирование и разработка бюджета организации.
Анализ процесса составления бюджета предприятия.
Анализ возможностей предприятия.
Формирование бюджета.
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние факторов хозяйственного риска, появляется преимущество свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим с государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.
Главная отличительная черта функционирующих сегодня предприятий состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях. Что касается экономики переходного периода, то здесь структура отрасли постоянно меняется. Условия выживания предприятия уже не столь ясны и очевидны.
Финансовая деятельность предприятия - это организация финансовых отношений, возникающих у него в процессе работы с другими юридическими и физическими лицами. Сам факт функционирования предприятия предполагает наличие таких финансовых отношений. Они возникают в процессе формирования и использования имущества и источников его финансирования, в процессе осуществления основной и других видов деятельности, а также в процессе распределения финансовых результатов, в том числе направления их на те или иные цели.
Финансовые отношения являются частью денежных отношений, возникают лишь при движении денежных средств и сопровождаются формированием и использованием фондов денежных средств.
Отношения, связанные с видами деятельности предприятия, результаты которых влияют на величину прибыли до налогообложения: продажа или сдача в аренду имущества; факторы, определяющие курсовые разницы при валютных операциях; условия осуществления финансовых инвестиций и др.
Получение прибыли - вот основное направление деятельности предприятий.
На основе прибыли осуществляется анализ текущего финансового состояния предприятия. Поэтому очень важно планировать прибыль.
Бюджет - это стратегический финансовый план, который может готовится как на год, так и на квартал или месяц. Бюджет проходит несколько стадий: от планирования и согласования, до исполнения и контроля. Укрупненные бюджеты могут готовится на срок в 3-20 лет.
Бюджет обычно составляется в денежном выражении в привязке к какой-либо валюте, которая является "основной валютой бюджета". При этом основная валюта бюджета может отличаться от национальной валюты и при необходимости пересчитываться по текущему (по заданному) курсу иностранной валюты.
Бюджет является неотъемлемым атрибутом планирования финансово-хозяйственной деятельности практически любой организации независимо от формы собственности.
Бюджет - это зеркало качества управления предприятием, которое измеряется количественными показателями деловой активности.
Бюджет - это согласованный и сбалансированный план, объединяющий финансовую и инвестиционную деятельности предприятия и позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты по отдельным подпериодам и на предстоящий период в целом.
______________________________
Бюджет организации — календарный план доходов и расходов организации, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью компании. Бюджет организации составляется в натуральном и/или денежном выражении и определяет потребность компании в ресурсах, необходимых для получения прогнозируемых доходов.
Существует два основных вида бюджета:
______________________________
Сущностью бюджетного метода заключается в том, что вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия состоит в балансировании доходов и расходов, четком определении мест их возникновения и закреплением за индивидуальным или коллективным исполнителем.
Финансовое планирование может быть эффективным только при правильной оценке всех категорий расходов и доходов, вносимых в бюджет.
Бюджеты могут составляться для: фирмы, предприятия, подразделений.
В зависимости от того к какой категории расходов и доходов применяется бюджетный расчет на фирме составляются различные формы бюджета: операционный, финансовый, инвестиционный. Последовательность формирования бюджета определяется руководством фирмы.
1.2
Главный бюджет организации состоит из операционного и финансового бюджетов.
В операционном бюджете хозяйственная деятельность организации отражается через систему специальных технико-экономических показателей, характеризующих отдельные стороны и стадии производственно-хозяйственной деятельности.
Конечной целью операционного бюджета является составление сводного плана прибылей и убытков. При его формировании используются бюджеты:
• продаж;
• производства;
• закупки и использования материальных запасов;
• трудовых затрат;
• общепроизводственных расходов;
• административно-управленческих расходов;
• коммерческих расходов.
Разработка операционного
Бюджет продаж - это план по товарному ассортименту и объему продаж каждой номенклатурной позиции, который является отправной точкой для разработки всех последующих операционных бюджетов.
Данный бюджет является основой для составления всех остальных бюджетов. Так, на его базе составляется бюджет денежных средств, так как он напрямую зависит от наличных поступлении за реализованную продукцию. Смета расходов организации также зависит от полученных доходов и объемов производства. Поэтому бюджет продаж должен быть тщательно продуман и подготовлен, так как в случае его неточною составления все другие сметы и финансовые результаты деятельности организации будут заведомо содержать неверную и ненадежную информацию.
Для подготовки этого бюджета используются различные способы опенки спроса на производимую организацией продукцию, например, экспертные оценки специалистов отдела сбыта, статические прогнозы па основе спроса за прошлые сопоставимые периоды; эконометрические модели и методики, на основе которых определяются способы прогнозирования объемов продаж. Потенциально возможный объем продаж в организации может определяться на основе полученных на следующий бюджетный период заказов или на основе прогнозов объемов продаж службы маркетинга.
Таким образом, бюджет продаж формируется как «сверху вниз» на базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и «снизу вверх», принимая во внимание отдельных клиентов или продукцию. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.
После установления планируемого объема
продаж разрабатывается производственн
Планирование объемов
Объем производства и объем валового выпуска определяются по следующим формулам:
Q = Qпр + ОгпК - ОгпН
где Q - объем производства; Qпр - объем продаж; ОгпК – остатки на конец периода; ОгпН– остатки на начало периода.
ВВ = ТВ + НЗПК - НЗПН,
где ВВ - валовой выпуск; ТВ - товарный выпуск; НЗПК - незавершенное производство на конец периода; НЗПН - незавершенное производство на начало периода.
На основе плановой величины валового выпуска рассчитывается потребность в основных материалах и трудовых затратах. Такой расчет составляется на основе норм затрат основных материалов и труда на производство единицы изделия.
Для составления бюджета закупок необходимо дополнительно рассчитать потребность организации во вспомогательных материалах. Расчет осуществляется на основе анализа внутренней производственной статистики прошлых периодов с целью определения ставки начисления, характеризующей соотношение расхода вспомогательного материала с показателем объема деятельности или отдельной статьи прямых затрат в физическом выражении.
Потребность во вспомогательных материалах для хранения, отгрузки и сбыта продукции может рассчитываться на основе калькуляции ставок начисления. В качестве базы начисления используют показатели физического объема реализации.
Затем калькулируется общая потребность организации в материалах путем суммирования плановых величин расхода материалов на основные и вспомогательные цели и составляется проект бюджета закупок с учетом начального остатка запасов материалов на складе и целевого конечного остатка запасов материалов:
Для получения бюджета
закупок в стоимостном
Следующим этапом является определение себестоимости списания материалов в хозяйственную деятельность и составление бюджета прямых материальных затрат и бюджета прямых затрат.
Расчет плановой себестоимости осуществляется на основе принятых в организации методов списания материалов в производство: по средневзвешенной себестоимости; ФИФО, по себестоимости единицы материалов.
На основе полученной величины себестоимости списания в производство и потребности в основных материалах калькулируется бюджет прямых материальных затрат.
Бюджет прямых затрат составляется путем объединения бюджетов прямых материальных затрат и прямых затрат труда.
В данном бюджете представлены затраты труда в часах, необходимые для производства запланированного объема продукции, и планируемые расчетные расходы на оплату производственного труда.
Помимо составления бюджета прямых затрат, необходимо составить бюджет общепроизводственных расходов. Основными методами планирования общепроизводственных расходов являются:
♦ калькулирование на основе расчета плановой ставки начисления (вспомогательные материалы);
♦ технологическое нормирование (затраты на отопление и освещение производственных помещений, рассчитываемые исходя из норм освещенности и площади производственных помещений);
♦ сметное планирование (например, фонд оплаты труда общепроизводственных рабочих);
♦ расчетные методы (например, амортизация производственных помещений).
Бюджеты прямых затрат и общепроизводственных расходов формируют бюджет производственных затрат.
Составление бюджета переменных коммерческих расходов производится на основе определения плановой ставки начисления по отдельным показателям объема продаж. В качестве баз начисления обычно выбираются показатели тех сторон сбытовой деятельности, которые определяют возникновение данной статьи коммерческих расходов.
Затем составляется бюджет постоянных расходов, основой составления которого является сметное планирование в разрезе подразделений организации, контролирующих соответствующие расходы.
На основе запланированных величин расходов определяется себестоимость продажи продукции, что в совокупности с рассчитанной себестоимостью производства позволяет определить конечные финансовые результаты и составить проект отчета о прибылях и убытках.
Операционный бюджет (план) прибылей и убытков в наиболее общем виде включает в себя следующие показатели:
1. Выручка от продаж.
2. Себестоимость продаж.
3. Валовая прибыль (п. 1 – п. 2).
4. Коммерческие расходы.
5. Управленческие расходы.
6. Прибыль (убыток) от продаж (п. 2 – п. 4 – п. 5).
Важной составной частью главного (сводного) бюджета организации является финансовый бюджет (план). В наиболее общем виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. В нем количественные оценки доходов и расходов, приводимые в операционном бюджете, трансформируются в денежные. Его основной целью является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направлений их использования.